Человек продукт природы

«Лично у меня нет сентиментальной привязанности к человеку как биологическому виду. Более того, можно сказать, что мы принадлежим к одному из наиболее неприятных продуктов естественного отбора. Вот взять деревья. Они приносят добро. А мы – сплошной вред.» – Джинкс – девушка из романа Майнет Уолтере «Темная комната». Джинкс – красавица, богачка, умница. Джинкс – само совершенство, которому автор доверяет собственные сокровенные мысли:

Человеку следует научиться жить с мудростью и в пределах своих нужд.

Ну а если не научится, то значит, ему нет места на этой планете. Природа справится со всем тем, что мы оставим после себя, и все артефакты перестанут существовать вне зависимости от того, уничтожим мы их сами или нет.

В отличие от Майнет Уолтере у меня нет уверенности, что природа справится с тем, что человек оставит после себя, но так или иначе одного верного союзника я уже обрел. А если подобные союзники будут появляться и впредь, возможно, удастся дожить до того времени, когда антропоцентризм будет признан чем-то вроде научной импотенции.

Биоцентристы рассматривают природу как высшую ценность вне практических устремлений человека и призывают к воссозданию естественного ландшафта. Дикая природа, как заметил один биолог это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией. Биоцентристы убеждены в том, что ценность сырья значительно превышает ценность готового изделия. Природа для них совершенное творение, наделенное высшими духовными качествами, и в системе природа – человек – общество они отдают приоритет природе. Человек же сохраняет приоритет лишь в том случае, если осознает себя субъектом природы. От себя могу добавить, что если Бог и существует, то он ближе к нам, чем мы полагаем, и его в нас тем больше, чем мы ближе к природе.