<

Матрица научного поиска новых технологий

Просмотров: 308

Чтобы взглянуть на мир по новому, нужно сменить интерфейс, перезагрузить матрицу восприятия и мир перезагрузится…

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о роли и месте философии в окружающем мире и ее действенности в области актуальных научных исследований. Дискуссии бесконечны, пока их предмет не будет переведен в практическую область. Практика – единственный критерий истины. До настоящего времени практический аспект философии не востребован в полной мере, все разговоры на эту тему не выходят за рамки философских дискуссий. Одним из таких практически востребованных аспектов является область исследования и управления процессами структурообразования в окружающем мире. Ценность философии как науки заключается в возможности анализа и объяснения процессов структурообразования, а это ключ к новым технологиям, принципиально меняющим окружающий мир. В этом аспекте автором предлагается конкретная конструктивная программа исследований в области поиска принципиально новых технологий управления процессами структурообразования, в том числе наноструктурообразования, с использованием базовых наработок в области философских наук, в частности, общенаучной картины мира. Базовые принципы изложены автором в рамках энергоинформационной концепции в книге [1].

В основу энергоинформационной концепции положен известный принцип ступенчатого научного познания нового — «аксиома ® гипотеза ® эксперимент ® теория ® практика», состоящий из пяти этапов, пяти ступеней научного поиска. Бесспорным и окончательным критерием истинности теоретических построений признается практика, адекватность выводов теории реальным процессам окружающего мира, ее эвристические и прогностические способности. На данной основе предложена конкретная конструктивная программа исследований в области построения общенаучной картины мира, оценки ее адекватности окружающему миру и поиска новых технологий.

На первом этапе предлагается набор ключевых аксиом. Исходными для энергоинформационной концепции являются две базовые аксиомы.
Аксиома 1: механизм эволюции актуальной реальности — диалектический (аксиома универсальности диалектики).
Аксиома 2: неотъемлемое свойство актуальной реальности — структурность (аксиома структурности).
Второй этап конструирования картины мира — гипотеза. В рамках предлагаемой концепции выдвигается рабочая гипотеза о структуре актуальной реальности с использованием известного метода научного познания — метода «ассоциативной аналогии». Структура реальности ассоциируется с внутренней иерархической структурой современной математической теории (гипотеза ассоциативной аналогии). Для описания модели структуры реальности в рамках данной гипотезы вводятся вспомогательные базовые понятия (конструктивные элементы) субстанций «информации» и «энергии». Субстанции «информации» и «энергии» использованы как рабочие концепты рабочей гипотезы для формирования гипотетической картины мира и рабочей исследовательской программы, не более того. В свое время в естествознании аналогичным образом были использованы такие понятия как «тонкая материя», «тепловая материя», «флогистон», «энтелехия». Сегодня считается, что эти понятия были правомочны и полезны как некое предвосхищение полевой картины мира, становление которой знаменовало собой начало нового этапа в развития физических наук. В нашем случае концептуальные понятия субстанций «информация» и «энергия» также являются вспомогательными концептами для генерации гипотетической картины мира и исследовательской программы, поэтому не требуют строгого обоснования, а рассматриваются как один из возможных вариантов рабочих концептов рабочей гипотезы, не более того.

Можно взглянуть с другой стороны. Имеются некие мозаичные представления специальных наук об окружающем мире, несущие в неявном виде некую информацию о его общей структуре. Задачу исследователя можно определить как поиск кода к дешифровке данной информации, причем вариантом поиска может быть экспериментальный подбор кода и проверка на адекватность. Одним из известных аксиоматических вариантов такого кода можно считать пару понятий «материальное-идеальное» («материя-сознание»). Другим, опять же аксиоматическим вариантом, может быть пара понятий «энергия-информация». В рамках энергоинформационной концепции предлагается построить систему взаимоотношений новых понятий с использованием выбранных аксиом и гипотез и на данной основе сложить мозаику разрозненных фрагментов знаний специальных наук в логически связную гипотетическую картину мира. Адекватность построенной гипотетической и реальной картин мира должна тестироваться на основе обратной связи по свойству служить матрицей научного поиска для специальных научных дисциплин.

Соответственно, далее, на третьем этапе, на базе построенной гипотетической картины мира формируется рабочая исследовательская программа, определяются направления приоритетных исследований в области специальных наук в плане поиска конкретно прогнозируемых новых явлений, процессов, теорий, технологий. Как следствие, содержанием третьего, экспериментального, этапа является организация и проведение конкретных прикладных работ в области специальных наук в направлениях приоритетных исследований, следующих из общенаучной гипотетической картины мира. Полученные в области специальных наук результаты в форме принципиально новых явлений, процессов, теорий, технологий и будут неоспоримым свидетельством, критерием адекватности исходной аксиоматики в гипотетической картине мира, адекватности выбранного кода реальной структуре окружающего мира.

Содержание первого и второго этапов («аксиома ® гипотеза») конструирования гипотетической картины мира, которую можно определить как «энергоинформационная картина мира», изложено в книге [2]. С отдельными элементами можно познакомиться в серии статей в журналах «Сознание и физическая реальность», «Уралинформатика». Далее, направления приоритетных исследований на переходном этапе «гипотеза ® эксперимент» рассмотрены в книге [1]. Содержание экспериментальных работ по третьему, экспериментальному, этапу и последующим находится в разработке.

Особый интерес представляет мировоззренческий аспект предлагаемой концепции. Следует различать понятия общенаучной картины мира и мировоззрения. Мировоззрение строится на субъект-объектном отношении, где субъектом выступает человек (индивид и все общество), объектом – все окружающее человека. Мировоззрение в отличие от общенаучной картины мира – это, как правило, общие знания о мире в совокупности с системой ценностей, определяющей характер мироощущения, с определенной оценкой тех или иных событий и явлений, и более подвержено изменчивости, чем общенаучная картина мира на базе знаний специальных наук. Таким образом, мировоззрение можно считать фрагментом общенаучной картины мира, соотнесенным в общей структуре актуальной реальности со структурном уровнем человека.

Тремя базовыми компонентами предлагаемых мировоззренческих представлений являются диалектическая философия, психоаналитическое учение З. Фрейда и кибернетика Н. Винера. Это три компоненты кода, ключа к объяснению механизма эволюции человека, удачно подошедшего к решению головоломки о роли и месте homo sapiens в структуре актуальной реальности. Используя три исходные компоненты, можно показать универсальный диалектический механизм эволюции структурного уровня homo sapiens, аналогичный механизму эволюции других структурных уровней актуальной реальности. В настоящее время существует множество специальных научных теорий и дисциплин, достойных уважения и внимания, однако три указанные выше можно рассматривать как один из возможных вариантов экспериментального подбора кода к дешифровке закономерностей эволюционных процессов, не более того. Психоанализ дает ключ к энергетике структурного уровня человека в терминах первого закона диалектики (внутреннее противоречие как источник психоэнергетики), а кибернетика позволяет объяснить тенденцию эволюции структурного уровня человека в терминах второго закона диалектики (формирование отрицания). Второй закон диалектики прогнозирует возможность появления в недалеком будущем нового структурного уровня актуальной реальности, следующего за уровнем homo sapiens (уровня динамических моделей нового типа) и процесс изменений, как свидетельствует третий закон диалектики, будет иметь скачкообразный, сингулярный характер с серьезными последствиями для человеческих мировоззренческих представлений. Предлагаемый диалектический механизм эволюции структурного уровня homo sapiens может стать базой для дальнейших социокультурных построений с учетом возможных мировоззренческих катаклизмов, в частности, для ряда новых бурно развивающихся теорий, таких как теории сингулярности, транс- и постгуманизма.

Таким образом, если подытожить сказанное, в энергоинформационной концепции предлагается конструктивный подход к построению общенаучной картины мира, используя в качестве ступени гипотетическую энергоинформационную картину мира, формируемую на основе аксиом, гипотез и конструктивных базовых рабочих понятий (субстанций информации и энергии). Констатируемых, еще раз надо подчеркнуть, как один из возможных вариантов вспомогательных модельных конструктов, не более того. Далее, предполагается соотнесение гипотетической и реальной картины мира на основе рабочей программы экспериментальных исследований в области специальных наук в плане поиска конкретно прогнозируемых новых явлений, процессов, теорий, технологий. И здесь требуется активное подключение профессионалов из разных областей научного знания. Пока же не проявляют должной активности «профессионалы» из области философских наук. Характерная черта известных в настоящее время «профессионально состряпанных» философско-мировоззренческих концепций – маразматическая созерцательность и беспомощность в плане быть чем-либо полезными естествознанию. Философия в настоящее время выглядит как сторонняя созерцательница, «золушка» на празднике жизни, а должна стать действенной матрицей научного поиска, в том числе и в области естествознания. И для этого требуется объединение разных, порой противоречивых и вызывающих раздражение у «профессионалов» концептуальных подходов в попытке построить адекватную картину мира. Непредвзятое и корректное отношение, в том числе и к «карбонарным» подходам можно считать неотъемлемым условием эффективного поиска решения междисциплинарных мировоззренческих проблем.

Литература

1. Шулицкий Б.Г. «Матрица научного поиска: принципы и технологии». Саарбрюккен, Германия. 173 с., 2014 г.
2. Шулицкий Б.Г. «Мадэализм — концепция мировоззрения III тысячелетия». Минск, Беларусь. 178 с., 1997 г. Если вы не уверены в своих силах при написании курсовой или дипломной работы, рекомендую обратиться в www.abcdiplom.com. Эта компания делает достаточно качественные работы, с которыми не стыдно выходить на защиту диплома.

 

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>