<

Философия: начинаем изучение

Просмотров: 2293

Ниже представлены общие положения о науке «философия» – об основных ее частях, разделах, направлениях. Приведены данные о Гениальных философах, о Великих книгах, и в виде сводных и сравнительных материалов – основная статистическая информация.

1. Определение философии, данное различными философами

Философ

Определение

ПлатонПознание сущего или вечного.
АристотельИсследование причин и принципов вещей.
СтоикиСтремление теоретической и практической обстоятельности.
ЭпикурейцыПуть для достижения счастья посредством разума.
Бэкон, ДекартЦелостная, единая наука, облеченная в понятийную форму.
КантСистема всех философских знаний.
Шеллинг1. Непосредственное созерцание разума. В ней изначально соединены все противоположности, в ней все едино и изначально связано: природа и Бог, наука и искусство, религия и поэзия. Философия – есть всеобщая, а не особенная наука, лежащая в основании всех остальных наук. Только искусство может выступать «самостоятельным предметом» по отношению к философии. Ибо философия и искусство выражают одно и то же – Абсолютное. Только органом искусства является сила воображения, а органом философии – разум.
2. Живая наука. Если в философии происходят изменения, это доказывает, лишь то, что она не достигла еще своей последней формы и Абсолютного образа.

 

Философ

Определение

ГегельЦарица наук. Наука без философии – ничто. Все, что в каком-нибудь знании и в какой-нибудь науке считается истиной, может быть достойно этого имени только тогда, когда оно порождено философией. Другие науки, сколько бы они не пытались рассуждать, не обращаясь к философии, не могут без нее обладать ни жизнью, ни духом, ни истиной. Задача философии – постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум.
СоловьевНе одна какая-нибудь сторона сущего, а все существующее, вся Вселенная.
БердяевИскусство, а не наука, искусство познания. Искусство, потому что философия – творчество. Она была уже, когда науки еще не было. Она из себя выделила науку.
ГуссерльЭто не искусство, а высшая и самая строгая из наук, удовлетворяющая самым высоким человеческим потребностям.
УсредненноеОдна из форм духовной культуры и деятельности человека, которая пытается понять мироздание и человека. Наука о всеобщем. Ни одна другая наука не занимается этим. Глобальные вопросы философии не имеют однозначных ответов. Это вечный поиск истины.

2. О пользе, специфике и значении философии

1. Аристипп на вопрос, какую пользу принесла ему философия, ответил: «Дала способность смело говорить с кем угодно на любую тему».
2. Рассел: «Философия может дать беспристрастное и широкое понимание целей человеческой жизни, чувство меры в понимании своей роли в обществе, роли современности по отношению к прошлому и будущему, роли всей истории человечества по отношению к космосу».
3. Шмуккер-Гартман: «Наука – это теория, философия – размышления, т. е. они антиподы».
4. Шопенгауэр: «Поскольку философия не есть познание по закону основания, а есть познание идей, она должна быть отнесена к искусству. Поскольку же она излагает идею абстрактно, а не интуитивно, – она может считаться знанием, наукой. Но, строго говоря, философия есть среднее между наукой и искусством или нечто соединяющее их».
5. Ницше: «Нельзя смешивать философских работников и вообще людей науки. Подлинные философы суть повелители и законодатели».
6. Ряд философов: Платон, Ламетри, Руссо, Кант, Ницше считали, что управлять государством должны только философы. Стоики считали, что «только мудрец умеет быть царем».
7. Аристотель считал, что высшей формой познания является философия, способная познать высшие формы и цели всего сущего, и что наивысшее счастье достигается только при занятиях философией.

 

3. Краткие сведения о Великих философах

Философ

Страна

Год рождения

Философские воззрения

Основные труды

Эпоха Античности (600 г. до н. э. – 500 г. н. э.)

Лао Цзы

Китай

579 г. до н. э.

Даосизм

Дао Дэ Цзин*

Пифагор

Др. Греция

570 г. до н. э.

1-ый идеалист

О природе

Конфуций*

Китай

551 г. до н. э.

Конфуцианство

Лунь Юй

Сократ

Др. Греция

469 г. до н. э.

Основатель нескольких школ

Демокрит

Др. Греция

460 г. до н. э.

Атомизм

Великий домострой

Платон

Др. Греция

429 г. до н. э.

Объективный идеализм, рационализм, платонизм

Диалоги

Аристотель

Др. Греция

384 г. до н. э.

Энциклопедист, 1-й историк философии, основоположник логики, дуализм, перепатетизм (прогуливающиеся)

Метафизика ,

Этика

Эпикур

Др. Греция

341 г. до н. э.

Эпикуреизм

Главные мысли

Лукреций

Др. Рим

99 г. до н. э.

Эпикуреизм

О природе вещей

Августин Аврелий

Др. Рим

354 г.

Патристика

(учение отцов церкви)

Исповедь

Средневековье (500 г. – середина XIV в.)

Абеляр

Франция

1079 г.

Концептуализм

История моих бедствий

Аквинский

Италия

1225 г.

Томизм, монизм

Сочинения

Эпоха Возрождения ( XIV XVII вв.)

Роттердамский

Нидерланды

1469 г.

Скептицизм, гуманизм

Похвала глупости

Макиавелли

Италия

1469 г.

Макиавеллизм, политический реализм

Государь

Мор

Англия

1478 г.

Утопизм, гуманизм

Утопия

Монтень

Франция

1533 г.

Агностицизм, скептицизм, эпикуреизм, гуманизм

Опыты

Эпоха Нового Времени ( XVII XXI вв.)

Начало Нового Времени ( XVII в. – 1688 г.)

Бэкон Фр.

Англия

1561 г.

Родоначальник философии нового времени

Новый органон

Декарт

Франция

1596 г.

Дуализм, деизм, рационализм

Рассуждение о методе

Спиноза

Нидерланды

1632 г.

Рационализм, пантеизм, монизм

Этика

Просветители (1688 – 1789 гг.)

Вольтер

Франция

1694 г.

Деизм, сенсуализм

Кандид

Руссо

Франция

1712 г.

Об общественном договоре, Исповедь

Дидро

Франция

1713 г.

Материализм, монизм, сенсуализм, эпикуреизм, атеизм

Избранные философские произведения

Немецкая классическая философия (1770 – 1850 гг.)

Кант

Германия

1724 г.

Дуализм, субъективный идеализм, деизм, агностицизм

Критика чистого разума ,

Метафизика нравов

Шеллинг

Германия

1775 г.

Объективный идеализм, пантеизм, диалектика

Философия искусства

Гегель

Германия

1770 г.

Монизм, объективный идеализм, пантеизм, диалектика

Феноменология духа ,

Философия права

Фейербах

Германия

1804 г.

Механический материализм, атеизм

«Эвдемонизм»

Современная Западная философия ( XIX XXI вв.)

Шопенгауэр

Германия

1788 г.

Иррационализм, субъективный идеализм

Мир как воля и представление

Ницше

Германия

1844 г.

Иррационализм, субъективный идеализм

Так говорил Заратустра

Бергсон

Франция

1859 г.

Интуитивизм

Два источника морали и религии

Киркегор

Дания

1813 г.

Восстановление «подлинного» христианства, экзистенциализм, субъективный идеализм

Или или

Маркс

Германия

1818 г.

Материализм, монизм, диалектика; младогегельянство, марксизм

(1850-1970 гг.)

Капитал

Энгельс

Германия

1820 г.

Происхождение семьи, частной собственности и государства

Фрейд

Австрия

1856 г.

Психоаналитическая философия, фрейдизм

Я и оно ,

Сновидения

В.С. Соловьев

Россия

1853 г.

Философия всеединства, пантеизм, объективный идеализм, космизм

Смысл любви

Бердяев

Россия

1874 г.

Религиозный экзистенциализм

Философия свободы

* Жирным шрифтом выделены Гениальные философы и Великие книги

 

4.Гениальные философы

Страна

Количество Гениев

Создание Великих книг

Германия

4

(Кант, Гегель, Ницше, Маркс)

5

Древняя Греция

2

(Платон, Аристотель)

2

Франция

2

(Монтень, Декарт)

2

Китай

1

(Конфуций)

2

Древний Рим

1

(Августин Аврелий)

1

Россия

1

(Бердяев)

1

Англия

3

Нидерланды

1

Италия

1

Испания, Марокко

Австрия

1

Дания

Швейцария

Швеция

ВСЕГО

11

19

 

5. Великие книги

№ п/п

Автор

Страна

Книга

1

Лао Цзы

Китай

Дао Дэ Цзин

2

Конфуций

Лунь Юй

3

Платон

Др. Греция

Диалоги

4

Аристотель

Метафизика

5

Лукреций

Др. Рим

О природе вещей

6

Макиавелли

Италия

Государь

7

Мор

Англия

Утопия

8

Бэкон Фр.

Новый органон

9

Гоббс

Левиафан

10

Декарт

Франция

Рассуждение о методе

11

Спиноза

Нидерланды

Этика

12

Вольтер

Франция

Кандид

13

Кант

Германия

Критика чистого разума

14

Гегель

Феноменология духа

15

Фейербах

Эвдемонизм

16

Ницше

Так говорил Заратустра

17

Маркс

Капитал

18

Фрейд

Австрия

Я и Оно

19

Соловьев

Россия

Смысл любви

 

6. Гениальные философы, написавшие Великие книги

№ п/п

Философ

Страна

Книга

1

Конфуций

Китай

Лунь Юй

2

Платон

Др. Греция

Диалоги

3

Аристотель

Метафизика

4

Декарт

Франция

Рассуждение о методе

5

Кант

Германия

Критика чистого разума

6

Гегель

Феноменология духа

7

Ницше

Так говорил Заратустра

8

Маркс

Капитал

 

7. Три основные части философии

1. ФизикаУчение о мире и обо всем, что в нем содержится (до Архелая — учителя Сократа)
2. ЭтикаУчение о жизни и о свойствах человека (от Сократа) — нравственная философия
3. ДиалектикаУчение о доводах — и для физики, и для этики

(от Зенона Элейского)

РиторикаУчение об ораторском искусстве и красноречии

(от Эмпедокла)

 

8. Основные разделы философии

Раздел

Учение

Онтология

О бытии

Гносеология

О познании

Антропология

О проблематике человека

Социальная философия

Об обществе

 

9. Общие направления философии

Общие направления философии

Определение

Философы

Объективный идеализм

В качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и др.).

Лао Цзы, Пифагор, Конфуций, Платон, Шеллинг, Гегель, Соловьев

Субъективный идеализм

В качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «Я».

Буддисты, Беркли,

Юм, Кант, Шопенгауэр, Ницше, Киркегор

Деизм

Бог признается творцом мира, но,создав мир и вложив в него определенные законы, далее не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам (разновидность объективного идеализма и переходный этап к материализму). Широко используется в естествознании для разграничения сферы науки и религии.

Декарт, Ньютон,

Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо,

Кант

Пантеизм

Отождествление Бога (идеального начала) и Природы (материального начала). «Нет Бога – вне Природы, но и нет Природы вне Бога». Промежуточное место между материализмом и объективным идеализмом.

Спиноза, Шеллинг, Гердер, Гегель, Соловьев

Диалектика

Взаимосвязь всех явлений и непрерывное развитие мира.

Шеллинг и Гегель (развитие «по замкнутому кругу»)

Маркс («бесконечное поступательное движение»)

Метафизика

Противоположна диалектике.

Большинство философов до XIX в.

Агностицизм

Мир признается в принципе не познаваемым.

Буддисты, Скептики, Субъективные идеалисты (отличие от материалистов и объективных идеалистов):

Монтень, Беркли, Юм, Кант

Релятивизм

Принцип относительности всякого знания. Отрицание возможности достижения объективной истины. Мир познаваем только частично и всегда субъективно.

Софисты, Скептики, Позитивисты, Прагматики

Принципиальная познаваемость мира

Платон : «Высшая сущность мира – идеи – познаваемы благодаря их припоминанию».

Аристотель : «Мир познаваем благодаря чувственному и рациональному познанию».

Ленин : «В мире нет ничего не познаваемого, есть только то, что пока еще не познано».

Платон, Аристотель, Дидро, Ленин

 

10. Основные направления Античной философии

Школы, Направления

(основатель)

Начало- Окончание

Основные взгляды

Философы

Милетская (Фалес)

VI-V вв.

до н. э.

Фалес считается самым выдающимся из семи мудрецов. Единство, лежащее в основе бесконечного многообразия явлений, представляет собой нечто вещественное, телесное. Ставили вопрос: «Из чего все?» Фалес считал, что это – вода, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух. Ввели в философию понятие «природа».

Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор

Пифагоризм

(Пифагор Самосский)

VI-IV вв. до н. э.

Пифагор пользовался непререкаемым авторитетом. Ему принадлежит выражение «Сам сказал». Считал, что «все – есть число». Числа – сущность вещей. Признавал бессмертие души, переселение душ. Первым ввел название«Философия» («Любомудрие»).Пифагоризм в IV в. до н. э. был поглощен Платонизмом (IV-II в. до н. э.).

Телавг, Акмеон, Архит,

Евдокс, Диокл, Филолай

Нео-пифагореизм

I в. до н. э. — III в. н. э.

Неопифагореизм возродился в I в. до н. э. и просуществовал до III в. н. э. Он был тесно связан с платонизмом. Многие идеи Неопифагореизма усвоены Неоплатонизмом (III-VI в. н. э.).

Никомах, Трассил

Эфесская (Гераклит)

VI-V вв.

до н. э.

Гераклит происходил из царского рода. Отказался от трона в пользу брата, но носил одежду со знаками царской власти. Власть рода была свергнута демократией, поэтому к ней и к толпе он относился враждебно. Великий диалектик. «Все течет, все меняется!» «Нет ничего неподвижного». В качестве первоначала признавал огонь и логос – разум, который правит всем через все. Из огня произошел мир в целом, отдельные души и даже душа. Противопоставлял свои взгляды большинству. Писал непонятным языком, за что его прозвали«Темным».

_

Элейская (Ксенофан из Колофона)

VI-V вв.

до н. э.

Чувства обманывают человека. Мир надо познавать с помощью разума. «Истинно лишь то, что можно объяснить рационально». Парменид первым развивал метафизический взгляд на мир. Зенон – мастер эристики (искусство спора) и апорий («неразрешимых ситуаций» – «Ахиллес и черепаха» и др. Он первым стал сочинять диалоги, и был первым авторомДиалектики. Противоположные взгляды Гераклиту.

Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский

Атомизм (Левкипп –Демокрит)

V в. до н. э.

Мир состоит из несотворимых и неуничтожимых атомов, движущихся в пустоте. Вода, воздух, земля, огонь состоят из бесчисленного множества мельчайших неделимых частиц – атомов. Отрицается бессмертие души, т. к. душа тоже состоит из атомов. Демокриту принадлежит первый трактат поЛогике, которая была направлена против метафизикиэлейцев и пифагорейцев и получила дальнейшее развитие вЭпикурейской школе. Возникновение веры в Бога объясняли страхом людей перед грозными силами природы. Боролись против религиозных суеверий. Это одно из величайших учений.

Метродор Хиосский, Гиппократ, Герофил, Диагор, Навзифан

Софистика

(-)

V-IV вв.

до н. э.

Софистика – это умение хитро вести спор. Это не единая школа. Их философские взгляды были противоречивы (одни поддерживали взгляды Гераклита, другие философию элейской школы). Горгий выступал против идеологов рабовладельческой аристократии Сократа иПлатона, за рабовладельческую демократию. Отказ от религии, рационалистическое объяснение природы. В период расцвета афинской демократии софистами называли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия». В дальнейшем их главным направлением стала победа в споре, и они для этого стали подменять понятия, нарушать законы логического мышления. По словам Аристотеля поздние софисты (IV в. до н. э.) превратились в учителей «мнимой мудрости».

Протагор, Продик, Горгий, Критий

Различают «вторую софистику» (II в. н. э.), связанную с литературным течением, получившим название «греческого возрождения». К ним относятся Цецилий, Апулей, Полидевк, Элий и др. Они использовали в своих произведениях темы греческой литературы, софистики, риторики.

Сократические:

1. Киренская (Аристипп из Кирены)

2.Элидо-эретрийская (Федон из Элиды, Менедем Эретрийский)

IV в.

до н. э.

Сократ не оставил ни строчки сочинений, считая письменное слово мертвым. Сведения о его учении оставили Ксенофонт,Платон, Аристотель. Не считал себя источником мудрости: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Не существует объективной истины, поэтому следует отказаться от попыток познать природу и ее законы. Сочетали субъективизм и скептицизм с критикой религии. Отождествляли счастье с чувственным наслаждением. Это – гедонизм («гедонэ» – удовольствие (греч.).

Арета-дочь, Эфион, Антипатр, Эвгемер, Феодор Атеист

IV-III вв. до н. э.

Федон – любимец Сократа – основатель Элидской школы. Менедем – основатель Эретрийской школы. Оригинальных произведений не сохранилось. Близка к Мегарской школе.

Плистен

3.Мегарская (Евклид из Мегары)

IV в. до н. э.

Поддерживали взгляды Элейской школы и софистов, широко использовали диалектику и эристику. Многие называли эту школу эристической, т.е. школой спорщиков. Считали, что познание бытия возможно только посредством понятий, а источник органов чувств – это источник заблуждений. Поздние мегарики (Стильпон) по своим воззрениям были близки ккиникам. Ученик СтильпонаЗенон Китийский преобразовал Мегарскую школу вместе с кинической в стоическую.

Стильпон, Евбулид, Диодор Крон

Киническая

(Антисфен – ученик Сократа, Диоген Синопский – ученик Антисфена)

IV в. до н. э.

От названия холма в Афинах, где занимались первые киники («кюникос» – собачий (греч.) – «собачья философия», «собачья школа»). На латыни последователей этой школы называли «циниками». Основоположник – Антисфен, учился у Сократа. Самый знаменитый киник – Диоген. Критиковал учение об идеяхПлатона. Отвергал религиозные культы и осуждал людей за молитвы. Платон называл его «собакой» и «безумствующим Сократом». Философия киников – философия отщепенцев, отбрасывавших общепринятую мораль и нормы поведения. Логику и физику они отвергали, сосредоточивались лишь на этике. Пренебрегали общим образованием. Отвергали музыку, геометрию и все подобное. Между ними и стоиками много общего. Они презирали знатность и богатство, пренебрегали образованностью и воспитанием.

Кратет, Метрокл, Деметрий, Демонакт

Отрицали государство, семью. Начали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Ходили босиком, носили плащ из грубой ткани, надеваемый на голое тело, проповедовали отказ от стыда. Диоген одно время жил в бочке. Он покончил жизнь самоубийством, задержав и остановив дыхание. Это учение во многом повлияло на учениестоиков и способствовало становлению христианских идеалов аскетизма. Кратет объявил нищенскую жизнь идеалом добродетели. Неспособность большинства людей к такому образу жизни трактовалась как недостойная человеческая слабость.

Таким образом, киники проповедовали невзыскательный образ жизни, преодоление страстей и снижение потребностей, отвергали рабство, собственность, брак, официальную религию, требовали равенства людей вне зависимости от пола и племенной принадлежности.

Академия Платона (Платонизм)

(Платон)

IV-II вв.

до н. э.

По имени мифического героя Академа. Платон учил в Академии 40 лет. УченикСократа. Основательобъективного идеализма. Вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это ничто иное, как Душа, Ум. Подлинные сущности – этоИдеи, которые находятся вне материального мира, подчиненного миру идей. Истинное знание состоит в припоминании бессмертной душой идей.

Проповедовал аскетизм, отрешение от мирских удовольствий, чувственных радостей, светской жизни. Высшее благо – вне мира. Его ученики вели строгий образ жизни. Три основных периода истории Академии: древняя, средняя и новая Академия.Древняя (IV-III в. до н. э.) – схоларх (глава) Сневсипп, затем Ксенократ, Полемон и Кратет. Сыграла большую роль в развитии математики, астрономии. В ней усилилось влияние Пифагоризма. Взгляды Платона развивались на основе мистической теории чисел.Средняя (III в. до н. э.) – схоларх Аркесилай. Испытывала влияние Скептицизма. Новая (II в. до н. э.) – схолархи Лакид, Корнеад. Углубила Скептицизм и выступила против учениястоиков об истине. В последующие периоды (I в. до н. э. – IV в. н. э.) Академия эклектически объединяетПлатонизм, Стоицизм,Аристотелизм и другие направления. С III в. развиваетсяНеоплатонизм, на позиции которого Академия окончательно переходит в IV-V вв.

Сневсипп, Ксенократ, Крантор,

Полемон, Кратет

Аркесилай

Лакид, Карнеад, Клитомах

Ликей (Перепатети-ческая школа) (Аристотель)

IV-III вв. до н. э.

Название Ликей (Лицей) – от храма Аполлона Ликейского, возле которого размещалась школа. Позже последователи Аристотеля получили название«Перепатетики» оттого, что Аристотель любил преподавать во время прогулок («перепатетика» – прогуливаюсь (греч.). Аристотель руководил школой 12 лет – с 335 по 323 г. до н. э.

Теофраст, Родосский Эвдем, Аристоксен, Менандр, Диксарх, Стратон, Родосский Андроник (I в. до н. э.)

Несмотря на то, что Аристотель 20 лет учился в Академии Платона, он подверг критике теорию идей Платона, что стало важным для дальнейшего развития философии. Идеи, по Аристотелю, не существуют сами по себе – в природе они имеют свою «кровь» и «плоть». Он признает причинную зависимость идей и вещей, а Платон – нет. После него Лицей возглавил его ученик Теофраст. Проявляли интерес к разработке специальных наук. Теофраст считался «отцом ботаники». Эвдем Родосский известен как историк математики и астрономии. В основном сохраняли верность взглядам Аристотеля, но, например, Стратон критиковал идеалистические стороны его учения. Школа плодотворно развивалась до середины III в. до н. э. После этого, до середины I в. до н. э., школа переживала упадок. После издания Андроником Родосским (70 г. до н. э.) сочинений Аристотеля, наступает период, когда получает развитие комментаторская деятельность, в которой наибольшую известность приобрел Александр Афродизийский. В III в. н. э. школа сталаэклектической. С IV в. н. э. комментированием трудов Аристотеля начали заниматьсянеоплатоники.

Александр Афродизийский (II-III в. н. э.)

Стоическая

(Зенон Китийский)

III в. до н. э. – III в. н. э.

Основана в 300 г. до н. э.Зеноном. Обучался у киника Кратета, потом у мегарика Стильпона и преобразовал эти две школы в Стоическую. Название произошло от украшенного картинами портика («Стои» – пестрый зал (греч.) в Афинах, где происходили собрания. Этика – это высшая наука, т.к. учит достойному поведению. Конечная цель человеческой жизни – счастье, т.е. жизнь должна проходить в соответствии с законами природы. В жизни все предопределяется Судьбой. Опирались на аристотелевскую логику. Эти взгляды являлись переходной ступенью к христианству. Стоицизм делят на три периода. Древняя Стоя(III — II вв. до н. э.). Преемником Зенона стал Клеанф, а затем Хрисипп, который отличался большим дарованием и остротой ума. Трудолюбием он превзошел всех – это видно из его сочинений, число которых свыше 705. Впрочем, он умножал свои сочинения тем, что по нескольку раз обрабатывал одно и тоже, подкреплял себя множеством выписок. Многие считали, что, если из его книг изъять все, что он понавыписывал у других, у него остались бы пустые страницы! (в отличие отЭпикура, который не прибегал к помощи выписок). В конце концов, он ушел к Аркесилаю и Лакиду в Академию. В это времяСтоя занимала руководящееположение среди афинских школ. Архидем основалСреднюю Стою в Вавилоне (II — I вв. до н. э.).

Персей Китийский, Аристон, Клеанф, Хрисипп

Ученики Архедема – Боэт, Панеций и Посидоний были родоначальниками Средней Стои, писатели которой восприняли влияние Пифагорийцев, Платона и Аристотеля. Новая или Римская Стоя (I-II вв.). Виднейшими из новых стоиков были Сенека, Эпиктет, М.Аврелий, Тацит, Плиний-мл. В это время разрабатывались моральные и религиозные идеи учения. Душу считали бессмертной. Иногда этот период называютНеостоицизмом. Идеал истинного мудреца – жить сообразно природе. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии (эти взгляды соответствуютБуддизму, Даосизму, Кинизму, Платонизму). Стоицизм повлиял на становление христианской религии (Августина), а затем и на мусульманскую философию, а также частично на философию Нового времени (Декарта иСпинозу). Стоицизм поддерживал Л.Толстой. Основные труды – «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки; «Основания стоицизма» и «Афоризмы»Эпиктета; «Размышления. Наедине с собой» М.Аврелия. Основные формулы этого учения – Терпение и Воздержание, т.е. отказ от радостей жизни и подчинение всех человеческих страстей и чувств Разуму. Один из догматов: «Все грехи равны между собой: одинаково виновен тот, кто задушил петуха и тот, кто задушил отца». Для стоиков родители и дети – враги, ибо они не мудрецы. Утверждали общность жен.

Архидем,

Боэт, Панеций, Посидоний

Сенека,

Мусоний Руф,

Эпиктет, Марк Аврелий,Тацит, Плиний-мл.

Эпикурейская

(Эпикур)

(Противостоя-ние стоикам)

IV-I вв.

до н. э.

Эпикур был учеником платоника Памфила и сторонником Демокрита и Навсифана. В 32 года сам стал учителем. Основал в Афинах школу в приобретенном для этого саду («Сад Эпикура»). На воротах начертано: «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Крупнейший представитель – Тит Лукреций Кар, поэма которого «О природе вещей» является основным источником сведений об эпикуреизме. Девиз:«Проживи незаметно!» Главная цель философии – достижение счастья. Философия основана на атомистическом ученииДемокрита. Душа рассматривалась как совокупность атомов. Познание имеет не только опытный, но и внеопытный источник (Филодем – «только опытное происхождение знаний»). Не отрицали существования богов, но утверждали, что они наслаждаются блаженством и не вмешиваются в дела людей, т.к. любое вмешательство нарушило бы их безмятежное состояние. Принцип удовольствия как счастья расходится сГедонизмом. Мы разумеем не удовольствия распутников, а свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Высшее благо в жизни – Разумное наслаждение. Имелось в виду не чувственные удовольствия, а отсутствие страданий. Лучшее средство для достижения этого — самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, отказаться от необходимых желаний.

Леонтий, Метродор,

Гермарх,

Полиен,

Аполлодор, Федр, Филодем,

Тит Лукреций Кар, Диоген Лаэртский

Эти желания делятся на 3 категории: 1) простая еда, питье, одежда, дружба, занятие науками – их необходимо удовлетворять; 2) половая жизнь – удовлетворять умеренно; 3) предметы роскоши, изысканная еда, почет, слава – полный отказ. Интерес к этому учению снова появился в эпоху Возрождения (Монтень). Широкое распространение оно получает среди французских просветителей (Дидро).

Скептицизм (Пирронизм)

(Пиррон из Элиды)

IV-I вв. до н. э. (ранний)

I в. до н. э. – III в. н. э. (поздний)

Пиррон не первый открыл скептическую школу. Начинателем этой школы многие называют Гомера, т.к. он в своих высказываниях никогда не дает определенных догм. Скептически высказывались и 7 мудрецов, и Еврипид. По разным вопросам оказывались скептиками Ксенофан, Зенон Элейский и Демокрит. Скептицизм проповедует сомнение в возможности познания объективной действительности («скептикос» – осматриваюсь, сомневаюсь (греч.). С их точки зрения, все другие философские направления являлись догматическими. Античный скептицизм, по словам Гегеля, искал истину и отличался от последующего более глубоким характером. К вещам надо относиться с полным безразличием, а из этого вытекает Атараксия(невозмутимость духа). Главное в этом учении – это то, что счастье – явление субъективное, и его источник внутри нас.

Анаксарх – учитель Пиррона, Тимон, Нумений, Навсифан, Филон Афинский, Еврилох

Энисидем, Секст-Эмпирик (изложил это учение), Агриппа

Человек ищет счастье везде, но не там, где нужно, поэтому и не находит его. Этот источник просто нужно открыть в себе и всегда быть счастливым. Поняв, что никакое суждение не является окончательной истиной, нечего страдать и беспокоиться, а нужно достигнуть блаженства. Конечной целью скептики считают воздержание от суждений, за которым как тень следует бестревожность. Главный принцип: «Я не знаю даже того, что я ничего не знаю» (отличие от Сократа). Способ рассуждения философа – скептика ( Паскаля):

Состояние Бога

Бог всемогущ (силен)

Бог не всемогущ (слаб)

Бог добр

1. Может и хочет устранить все зло в мире

3. Хочет, но не может устранить все зло в мире

Бог зол (завистлив)

2. Может, но не хочет устранить все зло в мире

4. Не хочет и не может устранить все зло в мире

Эклектизм

(Потамон)

I в. до н. э. – I в. н. э.

«Эклектизм» – это «способность выбирать». Эклектик не выдвигает новых положений, а выбирает лучшее из других учений. Иногда соединяет противоположные философские взгляды. Эклектизм проник в учение стоиков (Панеций, Посидоний), скептиков (ранний Карнеад, Антиох) и частичноперипатетиков. Эклектиком на базе Стоицизма был Цицерон, искания которого в области философии не носили самостоятельного творческого характера.

Цицерон, Еврипид, Вергилий, Гораций, Птолемей, Плиний-ст.,

Плутарх

Неоплатонизм (Саккас Аммоний — учитель Плотина, Плотин)

III -VI вв. н. э.

Завершающий этап развития Античного платонизма, обобщивший основные идеиПлатона с учетом идейАристотеля. Основные идеи: 1. Согласование платонизма и аристотелизма. 2. Критика стоицизма о телесности души. 3. Учение о единстве духовного начала, которое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления. Несколько этапов: 1.Римская школа (III в. н. э.). Основатель – Плотин. Центральным для всего неоплатонизма является Душа, которая существует в теле и тело – предел ее существования. Наиболее важным является учение Плотина о Едином, как о начале, с которым связана идея восхождения души от чувственного состояния к сверхчувственному. Это состояние называется – Экстаз. Единое присуще всему сущему и всему мыслимому. Все существующее – это различные части Эманации (истечения)Единого. 2. Малоазиатский этап, задачей которого была практическая мистика.

3. Александрийская школа (IV-V вв.). Ориентировалась больше на Аристотеля, чем на Платона.

4. Афинская школа (V-VI вв.). Преобладали теоретические интересы.

Амелий, Порфирий, Салонина

Ямвлих, Дексипп, Эдемий Каппадокий-ский

Гипатия, Асклепий,

Гермий

Плутарх Афинский, Прокл, Зенодот

Из Латинских неоплатоников (IV-VI вв.) известны Халкидий,Боэций, Капелла. Своими переводами греческих сочинений на латынь и комментариями латинские неоплатоники прокладывалиАнтичной философии путь вСредние века. Традиции неоплатонизма прослеживаются в восточной Патристике. Христианский неоплатонизм в западноевропейской философии имел своим источником сочинения Августина, Боэция и др. латинских неоплатоников. Его влияние прослеживается уСпинозы, Лейбница, Беркли. В 529 г. византийский императорЮстиниан закрыл философские школы в Афинах, но уже и до этого, основные идеи Античнойфилософии завершили свое развитие.

 

11. Основные направления философии Средневековья

Школы, Направления

Основные взгляды

Философы

Реализм

Признавали реальное существование общих понятий (Универсалий), существующих независимо от отдельных вещей. Понятие универсалий возникло на базе ученияПлатона об идеях. Близко к этому и учениеАристотеля о формах.

Эриугена, Августин, Ф.Аквинский, Ансельм Кентерберийский

Номинализм

Считали, что вне конкретных вещей общее (Универсалии) существует только в словах (именах), которыми называются вещи определенного вида. Например, все конкретные лошади, несмотря на множество индивидуальных различий, обладают некой общей «лошадностью». Реалисты считали, что кроме конкретных лошадей и вне их реально существует «лошадность», присущая всем лошадям как таковым. А номиналисты считали, что вне конкретных объектов нет никакой «лошадности».

Росцеллин,

Оккам,

Дунс Скот, Абеляр (умеренный номинализм-концептуализм), Гоббс

 

12. Основные направления Западной философии, начиная с Нового времени

Школы, Направления

(основатель)

Основные взгляды

Философы

Эмпиризм (сенсуализм)

(Бэкон)

Бэкон разработал Индуктивный метод как основное орудие познания природы и подчинения ее власти человека. Господствовать над природой можно только, подчиняясь ее законам. «Могущ тот, кто может, а может тот, кто знает». Основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины. Сенсуализм стремится показать, что все знание выводится из данных органов чувств («в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах»). Основы сенсуализма были заложены ещеДемокритом иЭпикуром, но как особое направление сформировался в Новое время. В эпоху Просвещенияпротивостояние с Рационализмом играло важнейшую роль в философии.

Материалисти-ческий сенсуализм:

Демокрит, Эпикур,Гассенди, Гоббс, Локк, Дидро, Вольтер, Руссо

Идеалистический сенсуализм:Беркли, Юм

Рационализм

(Декарт)

Признание разума основой познания и критерием истины. Основы заложены ещеПарменидом (Элейская школа) и Платоном, но как философское направление сформировался в Новое время. Декарт считал, что опыт и эксперимент служат необходимой предпосылкой познания. В физике отказался от теологии и разработал механический взгляд на природу. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Платон, Спиноза, Лейбниц

Дуализм

(Декарт)

Признание существования двухпервоначал бытия (чаще всего материального и идеального). Наряду с признанием материальной субстанции Декарт признает Бога как первичную бесконечную субстанцию и душу как производную духовную субстанцию.

Аристотель , Кант

Монизм

(Спиноза)

Признание только одного первоначала бытия. Спиноза противопоставил дуализму Декарта Монизм. По мнению Спинозы, существует единая материальная субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.

Демокрит, Ф.Аквинский,Дидро, Фихте, Маркс, Гегель

Материализм (атеизм)

(Гераклит, Демокрит, Маркс)

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе – это Основной вопрос философии. В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два больших лагеря: Идеалистов иМатериалистов. Признание первичности материи и вторичности сознания означает признание того, что материя никем не сотворена, а существует вечно, что мир не имеет ни начала, ни конца, как во времени, так и в пространстве, что мышление неотделимо от материи. В противоположность Идеализму, который отрицает возможность познания мира,Материализм исходит из того, что мир вполне познаваем. Уже древние мыслители ставили вопрос о материальной основе природных явлений, считая таковой Воду. Древнегреческие мыслители-материалисты развили эти идеи. Они разработали Атомистическуютеорию. Наибольшую ценность представляют учения Гераклита, Демокрита, Эпикура и книга Лукреция «О природе вещей». Гоббс также утверждал, что все в мире материально. Он создал систему механического материализма. Своего расцвета материализм достиг в эпоху французского Просвещения (Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро), но наибольшее влияние на европейскую философию он стал оказывать только в XIX в. (Маркс, Энгельс, Фейербах). Позиции материализма часто сочетались сДеизмом (Декарт, Галилей, Локк, Ньютон, Ломоносов). Также совместим с Атеизмом.

Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Эпикур,Гоббс, Дидро, Фейербах, Энгельс

Иррационализм

(разные философы по различным направлениям)

Ограничивается или полностьюотрицается познавательная сила разума. Сущность бытия понимается как недоступная разуму (близок к агностицизму). Современная философия во многом опирается на Канта, т.е. на агностицизм (непознаваемость «вещи в себе»). Поэтому философия обращается к единственно доступному для нее миру явлений – человеческому сознанию и переживаниям – Рационализм. Но и они часто объявляются недоступными рациональному познанию и постижимыми только интуитивно – Иррационализм, который присущ: философии жизни, экзистенциализму, интуитивизму и др. (отрицание всей философии Нового времени). Основным родом познания считается Интуиция, Чувства, Инстинкт.

«Философия жизни»:Шопенгауэр, Ницше, Дильтей

Экзистенциализм:

Сартр, Камю, Ясперс, Хайдеггер,

Бердяев

Интуитивизм:Бергсон

Сциентизм

(разные философы по различным направлениям)

Связь с другими науками, прежде всего, с естествознанием, а из гуманитарных наук – с психологией, логикой и лингвистикой. АбсолютизируетРоль науки. Все проблемы научно разрешимы, особенно в сфере социологии и культуры. Относятся:Феноменология, Позитивизм, Прагматизм, Постпозитивизм, Критический рационализм.

Феноменология:Гуссерль

Позитивизм: Конт

Прагматизм:Дьюи, Джемс, Шиллер

Антисциентизм

(разные философы по различным направлениям)

Основан на Критике науки в любом ее проявлении. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого бытия. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, которая носит чисто утилитарный характер. Относятся: Неокантианство, «Философия жизни», Экзистенциализм, Интуитивизм, Персонализм.

«Философия жизни»:Шопенгауэр, Ницше, Дильтей

Философия Киркегора

Экзистенциализм:

Сартр, Камю, Ясперс, Хайдеггер, Бердяев

Интуитивизм:Бергсон

13. Философы – Нобелевские лауреаты по литературе

Философы

Страна

Год присуждения

Бергсон*

Франция

1927

Рассел

Англия

1950

Камю

Франция

1957

Сартр

Франция

1964

* Единственный, кто удостоен премии за труды по философии, остальные получили ее за художественные произведения

 

14. Количество трудов, созданных рядом философов

Ни одной книги

Одна книга

Наибольшее количество

Сократ,

Стильпон,

Филипп,

Менедем,

Пиррон,

Феодор,

Карнеад,

Брисон,

Телавг,

Аркесилай

Лао Цзы,

Мелисс,

Парменид,

Анаксагор,

Пифагор (3 книги)

Хрисипп (более 705 книг), Эпикур,

Аристотель,

Демокрит,

Ксенофан из Колофона,

Зенон Китийский

15. Сочинения Великих философов Античности, сохранившиеся до настоящего времени

Очень немногие сочинения Великих философов Античного мира сохранились до настоящего времени. Это – почти все сочинения Платона, половина сочинений Аристотеля, очень небольшая часть сочинений Эпикура, книга неоплатоника Плотина и сочинения Секста. Все остальное – или сочинения учеников или сочинения собирателей, компиляторов, толкователей, или отдельные отрывки. Ничего не сохранилось из сочинений сократических школ (исключая Ксенофонта), ничего – из сочинений неопифагорейцев. Не сохранилась вся эпикурейская литература, за исключением поэмы Лукреция.

 

16. Продолжительность жизни ряда философов

Минимальная

Максимальная

Философы

Страна

Лет

Философы

Страна

Лет

Пико Мирандола

Италия

31

Гадамер

Германия

102

Киркегор

Дания

42

Рассел

Англия

98

Ламетри

Франция

42

Лосский

Россия

95

Шефтсбери

Англия

42

Лосев

Россия

95

Дунс Скот

Шотландия

43

Фалес

Др. Греция

94

Боэций

Италия

44

Дьюи

США

93

Тит Лукреций Кар

Др. Рим

44

Плеснер

Германия

93

Спиноза

Нидерланды

45

Поппер

Англия

92

Соловьев

Россия

47

Гоббс

Англия

91

Демокрит

Др. Греция

90

Пиррон

Др. Греция

90

Диоген

Др. Греция

89

 

Список использованных источников

1. Гриненко Г. В. «История философии» — М.: «Юрайт», 2007.
2. Анишкин В. Г., Шманева Л. В. «Великие мыслители» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
3. «Энциклопедия мудрости» — Тверь: «РООСА», 2007.
4. Баландин Р. К. «Сто великих гениев» — М.: «Вече», 2006.
5. Абрамов Ю. А., Демин В.Н. «Сто великих книг» — М: «Вече», 2009.
6. Гаспаров М. Л. «Занимательная Греция» — М.: «Мир энциклопедий Аванта+, Астрель», 2008.

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Комментариев: 2.

Олег Пономаренко
04.10.2016 21:51

Как по мне, отборная чушь

Ответить
Кудрявцев Александр
10.10.2016 15:06

Разработчики этого сайта проделали большую и полезную работу. Спасибо им. Я философией занимаюсь самостоятельно. Итогом самостоятельного изучения философии стало понимание того, что к науке философия надо иметь отличный от общепринятого подход. Прежде всего я уяснил, что философия есть процесс служения развивающемуся обществу. Основная задача этого служения есть быть вперёд смотрящим для предостережения от принятия опасных для общества решений.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>