Выдвижение идеи забесконечности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст

Начало 3 тысячелетия отметилось появлением в литературе нового понятия, которое претендует на статус философского. Условным началом его надо считать издание книги Б.М. Шуранова “Запредельная метафизика и нематериальное естествознание” [1]. в 2001. В этом сочинении содержался доклад “Забесконечность”, в котором была выдвинута идея Забесконечности. В последующих работах Б.М. Шуранова эта идея дорабатывалась и стала центральной идеей всей его философской системы. В окончательном виде идея Забесконечности была представлена в книге Б.М. Шуранова “Знания по философии и логике” [2], в которой вся его философская система получила название “Забесконечность”. Обе указанные книги малодоступны. Советуем для ознакомления с работами Б.М. Шуранова пользоваться электронными ресурсами: [3; 4].

Если смотреть на появление понятия Забесконечность чисто формально, как на развитие продукта словесного творчества, то его появление не может вызвать удивления. Сам язык (русский) предрасположен к образованию слов с подобной морфологией. Но человек не может оторвать слова от смысла. И, по отношению к понятию Бесконечность, слово За-Бесконечность уже в зародыше получило смысл нечто совершенно ненаглядного (поскольку ненаглядным является бесконечность), а потому и сориентированным на обозначение понятия рангом не ниже философской предикабилии.

Б.М. Шуранов начинал своё знакомство с философскими проблемами посредством чтения научно-популярной литературы по физике и астрофизике. Именно там очень часто упоминалась бесконечность Вселенной. Подобно некоторым другим любителям философии (как это будет показано ниже) в его голове появилось слово Забесконечность. Очень важен следующий момент: Забесконечность у Б.М. Шуранова появилось ДО того как этот автор получил философское образование и начал разрабатывать свою философскую систему. Именно это слово стало тем стержнем, вокруг которого вся система Б.М. Шуранова и была сформирована. Таким образом (по мнению самого Б.М. Шуранова – но это уже полемический вопрос для философского сообщества), Забесконечность это уже не слово, а понятие, причём, самое абстрактное среди всех остальных (об этом смотри далее).

После того, как Б.М. Шуранов опубликовал свою систему, самая первой системой с которой “столкнулась” система “Забесконечность” стала философская концепция С.А. Борчикова. В отличие от Б.М. Шуранова, для которого слово Забесконечность было исходным, у С.А. Борчикова на момент его знакомства с понятием Забесконечность уже была своя собственная хорошо разработанная концепция. Естественно, что С.А. Борчиков воспринял идею Забесконечности сквозь призму своих философских взглядов. Предложенный С.А. Борчиковым альтернативный подход к пониманию Забесконечности излагается в 3 части статьи.

На примере взаимодействия идей Б.М. Шуранова и С.А. Борчикова можно проиллюстрировать, как происходит интеграция философских систем, особенно далёких друг от друга по содержанию.

Стоит добавить, что настоящей публикации предшествовала напряжённая дискуссия Б.М. Шуранова, С.А. Борчикова и других авторов на интернет-форуме “Философского семинара” [5] и на сайте «Философский штурм» [6].

1

Введя в поисковую систему Google запрос “забесконечность”, Б.М. Шуранов получил нижеследующие ответы:

Цитата 1:

Кстати, в инструкции к объективу не написано, что задний фильтр является частью оптической системы и без него недостижима фокусировка на бесконечность. А это так – только до 4-5 метров. После переюстировки объектива и „отстрела“ двух плёнок, у меня появился UV-фильтр. Я поставил его на свой объектив и появился перебег в забесконечность. А точное попадание (по микропризмам Зенита TTL это хорошо видно) имеет место быть при положении фокусера на 4-х метрах по шкале. Не отсутствие ли фильтра является причиной того, что Мир-20 часто называют недостаточно резким для съёмки пейзажа?

Цитата 2:
Техника фотографии:
Frogfut писал(а): Насчёт следующего момента. На объект съёмки, расположенный в точке F (согласно Вашему эскизу) или ещё ближе к линзе, мы никогда не сможем на нём сфокусироваться? Он “не в фокусе”, так? И это не зависит от того насколько мы «выдвинем» объектив?
Да, изображение формируется в виртуальной плоскости, в которую нельзя поставить сенсор (“забесконечность”), реального изображения нет.

Цитата 3:
loktev1954:
Из душевной математики: Бесконечность — это не число, а процесс в котором единицы измерения не могут быть определены навсегда. Забесконечность – это не число и не процесс, а состояние. Это отсутствие процесса “бесконечность”, независимость от мира физических чисел. Это мир души, качественно иной мир. Душевное объединение — это качество, не поддающееся количественным описаниям. [7]

Цитата 4:
Loktev1954:
Насчёт оригинальности… Карл Маркс строил общество в физическом мире по физическим законам. Ленин продолжил и усовершенствовал. Я же утверждаю другое: Невозможно построить именно Человеческое общество/ да и вообще пребывание Человека/ в физическом мире. Человек, семья, общество могут находиться только в мире души. Бандитские шайки и другие временные зверские объединения я здесь не рассматриваю. Именно Человек. И физическими гвоздями прибивали Человека, и цепями сковывали, и кольца при браке надевали… Тюрьма этот физический мир для Человека. Здесь и законы другие: В физическом мире чем больше отдаёшь — тем меньше имеешь: 7-3 = 4 В душевном мире чем больше отдаёшь — тем больше имеешь: 7-3=10 В следующем мире при резонансе вообще много получается.
Следствие этой арифметики: чувства возникают ниоткуда при отдавании и исчезают вникуда при отнимании. Это не совмещается с физическим законом сохранения. Немного перевирая религию можно сказать: зачем мне этот мир с его бесконечностями, если я теряю неизмеримо большее — свою душу! А физический мир ограничен бесконечностью в любом направлении. Забесконечность вообще не рассматривается. А ведь имено она насыщена такими переживаниями, за бледную тень которых нежалко отдать всё. И вообще мы смотрим по дорогому телевизору чужой эрзац за неимением своей жизни. Мы разменяли жизнь на существование. Это как в песне “золото любви разменяв на пятаки — бедняки с тобой стали, бедняки”. А в физическом мире как ни распределяй — справедливости не получишь.
Более того, чем больше справедливости — тем меньше зверский стимул к производству, тем меньшее придётся делить, тем больший стимул отвернуться от справедливости. Зверский стимул ведёт к зверству и в потреблении. Этот ньюанс не учли в СССР при создании ЛТП/лечебно-трудовых профилакториев/ для борьбы с пьянством. Вместо человеческого вдохновенного, отрезвляющего труда использовали рабскую пьянкостремительную работу. И получили в этом деле развал. Потом развал в других делах. А всё на подобных ньюансах. Труд не совместим с работой. А такие частности как страны, капиталы… Извините за беспокойство — я мимо проходил и не удержался. [8]


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Цитата 5:
Песня без слов. Вопрос:
Что противоположно изначальности?
Андрей Макурин. Ответ:
Хочу встренуть. Если поставить нечто в противоположность изначальности, то как хошь это домино лепи – в итоге – “рыба” – только забесконечность. ИЗ? – ЗА! [9]

Цитата 6:
Юрий Тубольцев:
Из духа в букву .
– закрыв лист книги чистым листом, ты отодвинешь смысл из бесконечности в забесконечность – говорил учитель Дзы. [10]

Цитата 7:
Krayzie Barca, былое Многоточие мы к сожалению не услышим, т.к. КузьмитчЪ ушел, Гена Гром тоже вроде бы и ещё кто то…но мне так понравились альбомы Третий Путь и Dots Family, но не все трэки… по словам Руставели осенью должен выйти новый альбом ZomBusine$$, он выйдет под именем DOTSFAM…уже есть трэк Грех И…, если я не ошибаюсь то нынешний состав DotsFam…Руставели, Краснодеревщик, Нелегал, Тюха, Димон, вроде бы Фарочка (Окна) и помоему вернулась L.Beeeatch. ну это насколько я знаю… Красное Дерево знаю, Нелегала тоже, а вот кто такие Тюха и Димон? Фарочка – это та баба которая участвовала в трэке “Расстояние”? Или я ошибаюсь? Третий Путь по-моему был на половину из миксов. Хотя отдельные треки там ни чё, а вот ДотсФэмили ваще не понравился. Правда не плохой был “За бесконечность времени”, но и то по 2-3 трэкам. Кстати, видел новый клип Centr и Смоки Мо – Траффик, это трэк из скорого альбома. Там правда без Птахи. Всё-таки Москва и Питер грамотно может вместе зачитать. В общем мне понравилось. Советую. [11]

Текст цитат приводится так, как он есть. Из этих примеров можно видеть, как в языковой стихии возникает слово “забесконечность”. Общим правилом является то, что это слово является вторичным по отношению к “бесконечности”. А смысл за-бесконечности определяется смыслом приставки “за-“. Выявляется движение мысли: конец a бес-конечность a за-бес-конечность. Всё, что доступно органам чувств, относится к конечному; бес-конечность – это переход к ненаглядному или неопределённому, по крайней мере; за-бес-конечность – это заход в метафизику максимально абстрактных понятий.

7 цитат неравнозначны по уровню теоретичности. Для фотографов забесконечность это технический сбой с настройки фокусировки на “бесконечность”. Но даже в таком чисто техническом термине всё равно присутствует элемент перехода в качественно иное состояние – нет реального изображения. Не видно логики в ответе Андрея Макурина. Если разложить слово из-начальность на морфологические части и заменить их на противоположные по правилу ИЗ? – ЗА!, то получится: за-конечность = бес-конечность (?). Это может быть и есть игра слов, но в этой игре метафизик может узреть смысл, особенно, если продолжить рассуждение в направление изначальности как противоположности бесконечности/забесконечности. Владимир Локтев (Loktev1954), как представляется автору, развивает оценочный (аксиологический) подход к забесконечности. Бесконечность относится им к физическому миру, который он критикует с нравственной позиции. Забесконечность – это область противоположная физическому миру, которой он выставляет максимально высокие оценки: “за бледную тень которых не жалко отдать всё”. Цитату 7 можно оставить без комментариев. Смысл метафор учителя Дзы нам не понятен.

Аналогичным образом слово забесконечность появилось и в голове Б.М. Шуранова. Но уже на философском факультете РГУ Б.М. Шуранов поставил в соответствие бесконечности – мир в целом = Бытие (существование), а Забесконечности – несуществующую (за-существующую) реальность. Дальнейшее развитие понятия Забесконечность у Б.М. Шуранова шло уже совершенно независимо от понятия бесконечность.

2

Для сопоставления системы Б.М. Шуранова с системой С.А. Борчикова и взглядами других авторов, систему Шуранова лучше изложить в виде выжимки из первых 7 §§ трактата, которые посвящены Забесконечности непосредственным образом.

Трактат открывается “Предисловием“, в котором автор рассказывает о проделанной им работе, о тех ранее написанных статьях, на основе которых создавалась система “Забесконечность”.

Во “Введении” автор объясняет, почему он избрал предметом своего изучения “запредельную метафизику”. Этот выбор связан с его пониманием главной цели философии. Главная цель – переводить предметы познания из области абсолютного невежества в область невежества относительного. Прорываться в область абсолютно неизвестных предметов могут только те философы, которые первыми составляют понятия, в объём которых попадают объекты, о которых ранее не было известно абсолютно ничего. Содержание таких понятий min. Поэтому это max абстрактные понятия. Таких философов всего 2: Фалес (который ввёл первую философскую категорию (2 уровень общности понятий) – “вода” (в смысле всеобщей сущности)) и Парменид (создавший предикабилию Бытие (3 уровень общности понятий)). Все прочие философы, учёные, любые мыслящие субъекты – это конкретизаторы Фалеса и Парменида; по большому счёту, они не открывают ничего принципиально нового, а только уточняют и обогащают содержанием те идеи, которые в max отвлечённой форме высказали Фалес и Парменид. Запредельная метафизика работает с гиперабстрактными понятиями – понятиями 4, 5, 6 степеней общности.

§ 1. “Бесконечность в смысле мира в целом и переход к несуществующей реальности“. Этот § подробно описывает переход от понятий 3 степени общности к 4. Высказывание Фалеса “Всё из воды” вводит категории. Высказывание Парменида “Бытие есть – небытия нет” вводит категорию категорий – существование. Но при таком понимании бытия существовать могут только вещи. Как может существовать мир в целом – не понятно. Чтобы найти единый критерий существования для мира и вещей, надо принять утверждение Шуранова: “Мир является единственно существующим, но не является единственным” – это выход на 4 уровень абстрактности.

§ 2. “Соборность“. Если единственно существующий мир не является единственным, то это значит, что имеет место нечто несуществующее. Чтобы узнать, откуда берётся как существующее, так и несуществующее, надо сделать скачок на 5 уровень общности и ответить на вопрос: “Как можно сделать всё из ничего?” В § 2 дан алгоритм сотворения всего из ничего. Главный принцип “технологии” этого сотворения – отождествление понятий “всё” и “творчество”. Если пересекающиеся понятия “всё” и “творчество” вывести на 5 уровень абстрактности, то они на этом уровне станут тождественными: всё = творчество, что по смыслу означает, что всё сотворяется. А всё может сотворяться не из чего-то, а только из ничего, иначе оно уже не будет всем. Всё, сотворившееся из ничего, по природе своей представляет собой чистое содержание (так как именно “содержание” находится в пересечении “всего” и “творчества”). Сотворить всё из ничего – значит создать условия для отождествления понятий “всё” и “творчество”. Такие условия создаёт запредельно-метафизический объект под названием “Соборность”. Из условий ничего сотворить нельзя. Всё сотворяется из ничего, но при условиях, какие создаёт Соборность. Соборность – это понятие 5 степени общности. (На странице 22 ошибка в тексте, следует читать: “Соборность – это чистое назначение извнутри и всё = творчество совне”.)

§ 3. “Реальность“. После сотворения Соборностью из ничего чистое содержание находится на 4 уровне абстрактности. В результате конкретизации образуетсяотдельное содержание = содержание + объём. Между объёмом и содержанием появляется связка, которая называется действительностью . Реальность = содержание + действительность + объём. В очень грубой форме реальность можно сравнить с логической формой S есть Р, но только без всякой семантики.

§ 4. “Онарегия“. Это наиважнейший объект Забесконечности с точки зрения того, что именно в онарегии и её устройстве нужно искать первопричину появления мира как существующего объекта. Соборность порождает реальность, из реальности происходит онарегия. Онарегия создаётся ради того, чтобы разрешить авторский конфликт. Авторский конфликт всегда возникает там, где имеется творец и его тварь. Тот, кто что-то сотворил, должен удостоверитьсвоё авторство, чтобы на него не могли претендовать другие. Соборность из ничего сотворила реальность. Теперь эту реальность надо удостоверить. Реальность похожа на S есть Р без семантики (без истины) – связка есть, а достоверности нет. Можно ли такое есть считать настоящим бытием? Автор считает, что главным назначением бытийности является не связывать, а удостоверять. Появления первых признаков того, что в отдалённом последствии станет бытийностью, надо искать не в реальности (действительность), а в обобщённой форме (реальность + модальность), которая и называется онарегией. Любое порождённое должно иметь свой критерий достоверности, который бы подтверждал достоверность порождённого. Модальность – это область значений реальности. В логике чаще всего в модальном множестве находятся Истина и Ложь; но в онарегии не важно, что именно находится в модальном множестве.Онарегия – удостоверенная реальность. Чтобы реальность могла называться онарегией, она должна удовлетворять критерию достоверности, который называется имение. (Бытие это тоже критерий достоверности, но только более конкретный.) Имение – действительность единственности. Онарегия имеется. Онарегия имеет 2 стороны: онарегия реальная и онарегия модальная. Онарегия модальная делится на 2 крыла. То, что в онарегии реальной представлено в виде отдельного содержания, в онарении модальной разделяется на 2 составные части: рымень – то крыло, которое в должном имении (в модальности) представляет собой содержание и лымень – то крыло, которое в должном имении (в модальности) представляет собой объём. Рымень и лымень имеются только в онарегии модальной, в онарегии реальной они не имеются. В книге приведены схематические фигуры, облегчающие понимание текста. Окончательный вид онарегии представлен на фигуре 10 (нумерация фигур дана по книге):

Действительность
Выдвижение идеи забесконечности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст
Фигура 10.

Где © принимает значения из всего модального множества М*. {1, 2, 3, 4} условны; возможны другие оценки.

§ 5. “Дополнительность мир/свет“. Онарегия не последний продукт творчества Соборности. Отдельное содержание (содержание + объём), которое находится в онарегии реальной, там же и заверено. Но объём и содержание по отдельности из рыменя и лыменя, которые имеются только в модальности, не заверены в реальности. Чтобы получить удостоверение/заверение, объём и содержание должны каким-то образом попасть в реальность. (А как туда можно попасть, если по отдельности объём и содержание не удовлетворяют критерию имения?) Чтобы ввести объём и содержание в реальность, для них должны быть созданыособые критерии достоверности, совсем не такие, как имение, которому удовлетворяет отдельное содержание. Нужно в реальности, но вне онарегиипостроить объекты, которые бы не имелись, но подобно имеющимся отдельным содержаниям использовали бы отношение реальность a модальность. Схематически это похоже на функции: одна из них (мир) имеет в области значений “с” – содержание и принимает значения только из рыменя; а другая (свет) имеет в области значений “о” – объём и принимает значения только из лыменя. Мир – это удостоверенное содержание. Бытие – это действительность единства.Критерий существования: нечто существует, если и только если это нечто действительно являет собою единство. Мир состоит из вещей. Вещь – это единство содержания. Существующий в реальности мир –это проявление в реальности рыменя, который сам по себе имеется только в модальности. Свет представляет в реальности лымень. Свет – это удостоверенный объём. Тяготение – это единственность полноты. Критерий тяготения: нечто тяготеет, если и только если это нечто действительно является полным. Свет состоит из оболочек. Оболочка – это полнота объёма. Тяготение света означает удостоверение лыменя в реальности. Найдены 3 разных критерия достоверности: 1) имение; 2) бытие (существование); 3) тяготение. На реальность указывают 2 наклонения: изъявительное (“имеется”) и мнимо-сослагательное (“было бы “было бы””). Имение относится к изъявительному, а существование (бытие) и тяготение – к мнимо-сослагательному. Поэтому, в Забесконечности мир и свет объединяются в дополнительность мир/свет. Соборность a реальность a онарегия a дополнительность мир/свет. Конец творения. В конце, на фигуре 14 (страница 38), схематически показано всё, что было сотворено Соборностью из ничего:

Действительность
Выдвижение идеи забесконечности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст
Фигура 14.

§ 6. “Нетие“. Нетие – это то самое “ничего”, из которого Соборность сотворяет всё. Нетие – это значение 0-местного знака отрицания. НЕ a Нетие, где “НЕ” – 0-местный знак отрицания, “a” – указатель на значение. 1-местный знак отрицания – это отрицание определённого предмета, 0-местный знак отрицания – это знак отрицания вообще, это знак абстрактного отрицания. Если знаку пустоты вообще приписать значение, то это значение должно быть ещё более пустым, чем его абстрактный знак. Это будет гиперпустота – Нетие. Применительно к Забесконечности, проблема утверждения и отрицания ставится так: Соборность сотворяет всё из ничего. Что первично, ничего или Соборность? Точнее: на каком уровне абстрактности находится это ничего – на 4, 5, 6? Как определиться со своим уровнем абстрактности? Для этого надо конкретизироваться на более низком уровне, указав, тем самым, что находишься на более высоком. Соборность находится на 5 уровне, а конкретизируется на 4. Эманация отрицания – это конкретизация Нетия на 4 уровне абстрактности. Результат эманации отрицания – появление на 4 уровне абстрактности механизмов (само)уничтожения. Механизм (само)уничтожения – это конструкция НЕ = …, где “НЕ” – это условная частица самого Нетия в чистом виде, ” … ” (многоточие) – то место, какое занимает уничтожаемый объект, “=” – отношение тождества.Гиперкладбище – “место” в Забесконечности, где накапливаются результаты работы механизмов (само)уничтожения. Все механизмы (само)уничтожения, появившиеся в результате эманации отрицания, и гиперкладбище принадлежат Нетию. Нетие делает 2 дела: 1) убивает то, что из ничего (“из ничего” – это значит из самого Нетия) сотворила Соборность, убивает при помощи механизмов (само)уничтожения; 2) хоронит (само)уничтоженное на гиперкладбище. Так как Нетие находится на 5 уровне абстрактности, то Нетие можно назвать гиперпустотой. В трактате, на фигуре 16, изображена схема Нетия и его действие.

Нетие
Выдвижение идеи забесконечности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст
Фигура 16.

Где стрелки вверх – это эманация отрицания. Что лежит выше черты – 4 уровень абстрактности, что ниже – 5.

§ 7. “Забесконечность“. Какое из понятий является самым сложным? Критерий сложности здесь будет тот, что для раскрытия всего содержания и развёртывания всего объёма данного понятия требуется философская система, которая превосходила бы все остальные как по охвату изучаемого материала, так и по глубине его истолкования. Автор считает, что таким понятием является “Забесконечность“. Это понятие 6 степени общности. Можно ли дать определение Забесконечности? Автор не считает это нужным. Для того чтобы понять, что это такое, уже есть все необходимые элементы. Вот они: Соборность, онарегия, мир, свет, Нетие. Это и есть те элементы, из которых состоит Забесконечность. Очевидно, что для замыкания всех перечисленных выше пяти элементов нужен закон, который будет системообразующим фактором, определяющим Забесконечность. Автор нашёл такой закон. И, зная его, он составил себе полное представление о Забесконечности. Этот закон в Забесконечности является всеобщим; ему подчиняются все пять элементов. Закон создаёт все необходимые и достаточные условия для того, чтобы выделить Забесконечность как гиперобъект. Закон отсутствия взаимности различия в Забесконечности (строгая формулировка приводится с тексте). Рассмотрим действие этого закона. Все пять элементов Забесконечности делятся на две степени общности — высшую (5-ю) и низшую (4-ю). К высшей степени общности относятся Соборность и Нетие, а к низшей — онарегия, мир, свет. Закон имеет место только между элементами одинаковой степени общности. Между реальностью (которая охватывает онарегию, мир, свет) с одной стороны, и элементами высшей степени общности закон не действует. На реальность действуют сама Соборность и само Нетие. Соборность порождает реальность, а Нетие убивает её. Порождение и уничтожение это не действие закона, а действие самих элементов Забесконечности. О том, как это происходит, уже известно. — Порождение и уничтожение дополняют действие вышеупомянутого закона. Действие закона между Соборностью и Нетием выражается в том, что Соборность находится к Нетию в одностороннем отношении. Для Нетия Соборности нет, а потому к Соборности от Нетия не идет никаких отношений. Это Соборность, сотворяя всё из Нетия, нуждается для этого в наличии этого Нетия, а Нетие, осуществляя эманацию отрицания с использованием принципа “из ничего можно сделать только ничего”, не испытывает потребности в Соборности. От Нетия вообще не может ничего отходить и никуда, поскольку Нетие это гиперпустота, а эманация отрицания направлена не на Соборность, а на реальность (реальность – 4 уровень абстрактности). А Нетие, являясь независимым ни от чего, требует к себе, вообще говоря, отношения. Такое отношение представляет собой предпосылку для действий уничтожения и порождения, создает условия, в которых протекают эти действия. Направленность этого отношения соответствует движению реальности от Соборности к Нетию и отсутствию обратного движения. Это можно представить так: если дана Соборность, то, если будет ещё дано Нетие, то будет Соборность = Нетие; а если дано Нетие, то, если будет дана ещё и Соборность, то Соборность ? Нетие; но Соборность и Нетие зараз не даются, но они могут взаимозамещаться (логически). Рассмотрим теперь, как действует закон между элементами низшей степени общности. — По той причине, что онарегия является единственной, мир и свет по отношению к ней, соответственно, не существует и не тяготеет. А вот сама онарегия имеется по отношению и к миру, и к свету, поскольку они представляют собою в реальности рымень и лымень. Мы видим действие закона: если дана онарегия, то, если ещё будет дана дополнительность “мир/свет”, то будет онарегия = дополнительность “мир/свет”, а если дана дополнительность “мир/свет” то, если ещё будет дана и онарегия, то тогда будет онарегия ? дополнительность “мир/свет”; но зараз онарегия и “мир/свет” не даются, но они могут и должны логически взаимозамещаться. Свет — это, как бы, спутник мира, но мир для него существует, а он сам для мира не тяготеет. Такая причудливая связь между миром и светом вытекает из запрета на их совмещение. Полное отсутствие отношений между ними невозможно, ибо оба они связаны с онарегией, а взаимоотношение связывало б их настолько тесно, что появилась бы предпосылка к их сведению в один целостный объект (внутреннее – внешнее и многое – единое в целостном объекте, каковой бы не смог удостоверять рымень и лымень по отдельности). Одностороннее отношение мира к свету снимает возникающее противоречие. Почему именно мир относится к свету, а свет к миру не относится? Почему не наоборот? Потому, что объём, которому соответствует свет через лымень, — это граница, а граница должна сама определяться содержанием (которому соответствует мир через рымень), а не наоборот. Поэтому мы говорим: если дан мир, то, если ещё будет дан свет, то будет мир = свет; а если дан свет, то, если ещё будет дан мир, то тогда будет свет ? мир; но зараз мир и свет не даются, но они могут и должны логически взаимозамещаться. Забесконечность — это псевдосистема. Забесконечность не совмещает несовместимое, но замещает несовместимые объекты. Совмещение по смыслу противоположно замещению. В Забесконечности несовместимые объекты взаимозамещаются, оставаясь при этом несовместимыми. “А” и “Я” несовместимы, но взаимозаместимы. Вот так устроена Забесконечность. Более подробно – в тексте. Говоря проще, Забесконечность это такой гиперобъект, в котором все 5 его элементов не могут покинуть его невзирая ни на какие противоречия; поэтому Забесконечность и претендует на место самого глобального понятия. На основании всего вышеизложенного можно составить условный чертёж Забесконечности (смотри фигуру 17).

Выдвижение идеи забесконечности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст
Фигура 17.

Выдвижение идеи забесконечности и проблемы её интеграции в историко-философский контекст

Подход к Забесконечности Б.М. Шуранова можно назвать метаонтологическим. В его понимании Забесконечность включает в себя Мир = Бытие = Абсолют = Бог = Бесконечность… других систем в качестве объекта Забесконечности “мир”. Все остальные объекты Забесконечности существующими не являются. По ходу развития идеи определились ещё три подхода, итого:
Метаонтологический – Шуранов.
Онтологический – Борчиков.
Гносеологический – Борчиков.
Аксиологический – Локтев.
Праксеологический – нет и быть не может (за исключением каких-то понятий в фотоделе (смотри цитаты 1, 2 из § 1 этой статьи) – с огромной натяжкой).
Ещё раз напомним, что для Б.М. Шуранова идея Забесконечности стала органической, системообразующей. С.А. Борчиков ко времени знакомства с идеей уже имел свою разработанную систему философских взглядов. Как происходила ассимиляция идеи Забесконечности в систему С.А. Борчикова, и какую интерпретацию получило это понятие в восприятии других философов, рассматривается в § 3.

3

С.А. Борчиков самым первым взялся использовать термин Забесконечность в качестве особой предикабилии, адаптированной к собственной системе. Подробности можно узнать в статье С.А. Борчикова -«Образы забесконечности» [12].

Основная схема категорий системы С.А. Борчикова выглядит следующим образом: [13].
В основе его философской системы лежит представление о 3 «онтологических регионах», которым соответствуют предметы изучения естествознания, обществознания и философии:
– Естествознание – регион сущего.
– Обществознание – регион бытия.
– Философия – регион сущностей.

В регионе сущностей выделяется Первоначало – Абсолют и подрегионы:
– подрегион сущностей сущего (онтология),
– подрегион сущностей бытия (гносеология),
– подрегион сущностей сущностей (метафизика);
– кроме этого имеются «сферы» Истины, Добра и Красоты, каковые, надо считать, соответствую аксиологии.
В популярной форме С.А. Борчиков предсталяет свою схему так:
«Комар как живое существо расположен в регионе сущего. Бытийный образ комара расположен в регионе человеческого бытия. А сущность комара заключена в понятии «комар». Объединяются ли где-то все эти три модификации: комар – его образ – его понятие. Возможно, но я пока не определился с именем для такой целокупности. В целом я пока называю целокупность трех онтологических регионов просто миром».

Абсолют не тождественен «миру». Абсолют господствует в регионе сущностей, организует содержание других регионов, но в них он не входит сам собою.
По нашему мнению, вся эта схема сильно напоминает простейшую организационную структуру производственного предприятия:
– Рабочие – регион сущего.
– ИТР – регион бытия.
– Управление – регион сущностей. Во главе управленцев стоит Директор = Абсолют.
Рабочие и их труд является исходным. ИТР тоже трудятся, но их труд это своеобразное отражение производственного труда рабочих в чертежах, расчётах, сметах, графиках. Регион сущностей – управление, офис. Как правильно отмечает С.А. Борчиков, Абсолют господствует в регионе сущностей (в офисе), но при этом не принимает участия в самом труде рабочих (он не работает, к примеру, молотком); в труде ИТР Абсолют тоже не участвует – он только подписывает инженерную документацию, но сам не создаёт её.

С.А. Борчикову это сравнение понравилось, оно, по его мнению, допустимо.
По мнению С.А. Борчикова любая философская система должна иметь первоначало. Первоначало – это центральное, системообразующее понятие философской системы.

Примеры первоначал (по Борчикову):
«Поскольку нет ни одной системы, не имеющий первоначала, и есть только одна система, в которой бесконечное является первоначалом, это система Анаксимандра (первоначало – апейрон), то получается, что любое первоначало, по Б.М. Шуранову, забесконечно. А это и нирвана (Будда), и дао (Лао-цзы), и бытие (Парменид), и ум (Анаксагор), и идея (Платон), и форма форм (Аристотель), и логос (стоики), и Единое (неоплатоники), и Бог (религиозная философия), и Cogito (Декарт), и субстанция (Спиноза), и монада (Лейбниц), и трансцендентальная форма (Кант), и абсолютное Я (Фихте), и абсолют (Шеллинег), и абсолютная идея (Гегель), и всеединство (В.С. Соловьев), и Dasein (Хайдеггер) и мн. мн. другие». [14]

Актуальная бесконечность входит в регион сущностей. Абсолют-первоначало должен быть по идее «больше» актуальной бесконечности, так как именно он господствует в регионе сущностей, а не бесконечность. Термин «забесконечность» весьма подходит для выражения отношения первоначала к бесконечности и как «количественная» характеристика первоначала.

Вот именно так произошло самое первое взаимодействие понятия Забесконечность с иной философской системой.
Не особенно вчитываясь в текст трактата Б.М. Шуранова, С.А. Борчиков самостоятельно использовал морфологическое строение слова ЗА-бесконечность для выражения отношения понятия бесконечности (бесконечность – это философская категория – 2 степень общности понятий) к тем придикабилиям, которые есть в его системе: главная из них – Абсолют. Рассуждение простое: если в вашей системе имеется понятие бесконечность и есть понятие ещё более абстрактное – Единое, Абсолют, Бог … , то как может это более абстрактное понятие быть охарактеризовано в количественном отношении, если понятие бесконечности (как менее абстрактное) оказывается слишком слабым для количественной характеристики предикабилий-первоначал? Философы прошлого (Н. Кузанский, например, и многие другие) очень часто отождествляли понятия Бога, Абсолюта… с бесконечностью. Но такое словоупотребление неудовлетворительно. По смыслу ясно, что бесконечность Бога и бесконечность числового ряда N это не одно и то же. Будет более точно сказать, что количественной характеристикой Абсолюта, Бога… будет не бесконечность (2 степень общности), а то, что находится ЗА бесконечностью, то, что превосходит бесконечность (3 степень общности). Забесконечный Абсолют. Так в философию вошёл новый термин:

Забесконечность – термин, выражающий отношение любого Первоначала к бесконечности, если в философской системе присутствует понятие бесконечность и оно не тождественно Первоначалу.

При таком определении (определение сформулировал Б.М. Шуранов) Забесконечность обладает очень большой универсальностью. Это понятие годится для исключительно широкого круга самых разных по содержанию философских систем. Ещё пример:

На сайте «Философский семинар»/Форум/Блог-форум Б.М. Шуранова/ велось обсуждение книги П. Вопенки «Альтернативная теория множеств». Некто Onomatodox – апологет и популяризатор А.Ф. Лосева – пытался доказать универсальность системы учителя. Система Лосева сильно отличается от системы Борчикова. Но термин забесконечность воспринимается однозначным образам. Чтобы не быть голословным, цитаты: Onomatodox: «Бесконечное — там, где инобытие дано внутри бытия. То есть, забесконечность “находится” за вот этой данностью одного в другом». Борчиков: «Для меня Забесконечность находится ЗА бытием и инобытием, и таковым является Абсолют». Onomatodox: «Для меня так же. И для Платона с Плотином. Но вот Ямвлих первый явно указал на разделение Единого = Абсолюта на две сферы: на Единое и на Число. И Единое, и находящееся в Нем Число, все это — забесконечность, все это — за бытием и инобытием. Единое и Число выше бытия и небытия = инобытия».

Какое единогласие в понимании забесконечности у очень разных философов. О чём свидетельствует это: Понятие забесконечности востребовано в философии, у этого понятия имеется смысловая ниша, выраженная в вышеприведённом определении забесконечности .

Ещё полезные цитаты из С.А. Борчикова: «Я совершенно однозначно признаю право философа на самодеятельное творчество. И вижу в открытии Шурановым Забесконечности – новацию»; «Но четко понимаю, что мало узреть самодеятельное понятие, надо вписать это открытие в систему сложившихся философских учений: Анаксимандра, Платона, Плотина, Фомы, Николая Кузанского, Лейбница, Канта, Гегеля, Кантора, Лосева. Только тогда оно обретет право на существование».

В результате творческой реакции других философов на идею Забесконечности в философии появилась новая философская предикабилия (понятие 3 степени общности) – забесконечность. Сама логика развития философского мышления утвердила данное понятие. Популяризация идеи – дело будущего.

Замечание : Хоть я сам и есть Б.М. Шуранов – автор трактата «Забесконечность» – но сейчас отношусь к тому, как некоторые философы толкуют предложенное мною понятие, отстранённо. В моей собственной системе Забесконечность это не предикабилия (3 степень общности), а гиперабстрактное понятие (6 степень), которое совокупляет в себе как единственно существующий мир, так и ещё около 6 объектов несуществующей реальности. В моём понимании Забесконечность и бесконечность решительно несопоставимы. Зачем я сам тогда использую этот термин в своём смысле, если он больше подходит в смысле вышеприведённого определения? А я с этого определения начинал; а потом, в ходе развития, эта идея очень сильно абстрагировалась.

Определение «Забесконечность – термин, выражающий отношение любого Первоначала к бесконечности, если в философской системе присутствует понятие бесконечность и оно не тождественно Первоначалу» стало исходным для дальнейшего развития идеи забесконечности, в смысле, отличном от смысла Забесконечности Шуранова.

Развитие идеи забесконечности продолжилось. И это было связано с вовлечением в дискуссию о забесконечности других авторов.

На сайте «Философский штурм» вышеприведённое определение забесконечности натолкнулось на критику. Участник этого форума Пермский выразил недоумение:

«Отчего ЗА привязано к бесконечности? Почему не привести сюда “до кучи” и такие ЗА как запредельность, забытие, законечность, заединство, замножество. Все эти ЗА будут по ту сторону от признанных категорий. Если Абсолюту приписать забесконечность по той причине, что Абсолют не может быть приравнен, определен как бесконечность, так и в отношении всех других категорий Абсолют есть ЗА их определенностью. Абсолют – это не бесконечность и не конечность, не бытие и не небытие, не единое и не множественное. Он пребывает ЗА всем (безразлично идет ли речь о бесконечности или конечности, целом или частичном и т.д.). Весь пафос философского открытия новой предикабилии сводится к частице ЗА, безразлично к какой категории прилагаемой. Весь смысл новации ЗА можно свести к выходу ЗА границы логических категорий в сферу сверхлогическую, к термину Абсолют, не подпадающему ни под одну философскую категорию, не сводящемуся ни к одной категории. Он всегда ЗА границами логики с её категориями. Но причем здесь выхваченная одна из категорий – бесконечность? А в остальном (прекрасная маркиза) всё хорошо :))».

Пафос частицы ЗА, безразлично к какой категории прилагаемой, вдохновил и ещё одного участника форума – Аллу – на следующее возражение:
«Ну, если “есть” за-бесконечное, то почему бы не быть и за-за-бесконечному и т.д., т.е. за-за-за- …..?».

Причина критики – слабость определения «Забесконечность – термин, выражающий отношение любого Первоначала к бесконечности, если в философской системе присутствует понятие бесконечность и оно не тождественно Первоначалу». Оно не раскрывает специфики понятия бесконечности в ряду всех других категорий философии. Бесконечность нельзя ставить в один ряд с сущностью, отношением, назначением, необходимостью, множеством, возможностью… Бесконечность понятие особое, хотя по уровню абстрактности оно не превосходит все другие категории. Бесконечность отличается от других категорий и предикабилий тем, что содержит в себе необходимость итерации в бесконечность тех понятий (категорий или предикабилий), которые характеризуются бесконечностью.А итерация на бесконечность убивает смысл понятий. Поэтому нельзя оставлять без внимания отношения философских понятий к бесконечности. Именно к бесконечности! Иначе они могут лишиться смысла. Забесконечность – средство решения проблемы итерации.

С.А. Борчиков согласился с Пермским. И Б.М. Шуранову пришлось отвечать на эту критику, защищая то понятие, какого в его собственной системе нет:
«Объясняю: Если ЗА- не рассматривать как морфологическую приставку, то окажется, что проблема ЗА- и проблема бесконечности – это есть одно и то же. Тогда вопрос Аллы и Пермского это по сути один и тот же вопрос. Итерация в бесконечность касается всех без исключения категорий и предикабилий. Пока не решена проблема бесконечности можно смело говорить о сущности сущности сущности сущности… , необходимости необходимости необходимости… , абсолютно абсолютно абсолютно … абсолютном Абсолюте, Сверх-сверх- … – сверх- Бытии. И всё это бестолку! … «ЗА» это не морфологическая частица, а есть проблема бесконечности в свёрнутом виде. Поэтому во избежание итерации категорий и предикабилий в бесконечность следует явным образом выразить отношение предикабилий к самой бесконечности. … Если Абсолют назвать просто Абсолютом, не уточняя его отношения к бесконечности, то можно (не имея решения проблемы бесконечности) спокойно ставить вопрос об Абсолютном Абсолюте, Сверхабсолютноабсолютном Абсолюте … Понятие Забесконечного Абсолюта этого не позволяет. Если предикабилия характеризуется забесконечностью, то её итерация в бесконечность невозможна. Это, как я считаю, делает предикабилию забесконечность необходимой в философии».

Короче: забесконечность не влечёт за собой итерацию в бесконечность, поэтому первоначала, какие «больше» бесконечности, должны быть именно забесконечными, чтобы не утратить свой смысл при итерации, если они забесконечными не станут .

Это был второй шаг по пути интеграции системы Б.М. Шуранова в совокупность уже существующих философских систем. Его результат – определение:

Забесконечность – термин, выражающий отношение любого Первоначала к бесконечности, если в философской системе присутствует понятие бесконечность и оно не тождественно Первоначалу, смысл какого состоит в исключении возможности итерации Первоначала в бесконечность и выражает количественную характеристику Первоначала.
В смысле данного последнего определения понятие забесконечность уже имеет логическое право являться философской предикабилией.
Внятной реакции на Забесконечность в смысле Б.М. Шуранова со стороны других авторов ещё не последовало.

2014

Литература

  1. Шуранов Б.М. Запредельная метафизика и нематериальное естествознание. – Ростов-на-Дону: ООО “Ростиздат”, 2001.
  2. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. – Ростов-на-Дону: ООО “Медиа-Полис”, 2013.
  3. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. – Ростов-на-Дону: ООО “Медиа-Полис”, 2013.// Файлообменник. URL: http://yadi.sk/d/3s2qHVwp582sk/ .
  4. Шуранов Б.М. Философ Шуранов Б.М.: сайт. URL: http://filosofshuranov.ru .
  5. Философский семинар: сайт//Форум. URL: http://philosophy-seminar.ru/forum .
  6. Философский штурм: сайт// URL: http://philosophystorm.org
  7. wap.contrrevolution.borda.ru/?1-0-60-00000152-000-0-0
  8. www.mixei.ru/archive/index.php/t-69884.html
  9. otvet.mail.ru/question/39715394
  10. blogs.privet.ru/user/yuriy_tubol-cev
  11. barca.ru/forum/archive/index.php/t-1706.html
  12. philosophy-seminar.ru/load….-1-0-48 …
  13. philosophystorm.org/sergei_borchikov/4556
  14. philosophystorm.org/shuranov_b_m/4847#comment-74149