Бытие мироздания как синергия его материальных форм

… мы смотрим не на видимое,
но на невидимое:
ибо видимое временно,
а невидимое — вечно
Ап. Павел,2 пос. Коринф. 4, 18

1. Введение

Духовно-эвристическая концепция Бытия (метафизика духа) описывает становление Вселенной [1,4] на основе трех фундаментальных положений:

  1. Представления духовно-системных принципах причинности как закона становления Вселенной;
  2. Утверждения духовно-сущностной природы всех вещественных образований (ДВО) от первичных (ПДВО) до человека;
  3. Духовно-творческий характер взаимосвязи ДВО Вселенной (Духовно- вещественного мира, ДВМ) с ее духовной первоосновой, ДМ.

В соответствии с указанными положениями становление Вселенной определяется как внутренне мотивированный процесс самоорганизации, саморазвития. При этом Духовный мир как первооснова Вселенной представляется результатом саморазвития Реальности предшествующей видимой Вселенной (ДВМ), названной Физической Реальностью. Рассмотрение эволюции как целенаправленного процесса предполагает возможность возникновения Реальности следующей за нашей вещественной Реальностью, а также синергию между Реальностями. Это означает мировоззренческий выход за пределы видимого, представление Вселенной как части Мироздания.

Такая констатация ставит ряд естественно возникающих вопросов: зачем могущественному ДМ создавать ДВМ, если при этом в соответствии с бытующими представлениями, происходит движение от высшего к низшему (от горнего к тварному)? Как осуществляется взаимодействие духовного и вещественного миров? Как происходит саморазвитие ДМ? Является ли оно итогом воздействия внешней для него силы? Как при этом реализуется внутренняя потенция ДМ? Заложена ли потенция в виде алгоритма саморазвития или творчески проявляет себя как глубинное качество ДМ? Какими свойствами должен обладать ДМ, чтобы реализовать свое функциональное предназначение? Свойственны ли риски становлению Вселенной?

Будучи дедуктивной теорией, метафизика духа распространяет представления о эволюционном характере возникновения видов в животном мире на все этапы становления Вселенной и предшествующие им процессы в ДМ. Она исходит из признания непрерывности и незавершенности эволюционного процесса во Вселенной, указывая на то, что движущая сила эволюции заключена во внутренней (духовной) воле (стремлении) к саморазвитию у каждого ДВО.

Признание приоритета внутреннего, духовного фактора в механизме эволюции во Вселенной имеет множество последствий. Главное из них – единство «сценария» любого ее этапа, определяемого законом становления [1,2]. Он не триадичен, как не дуалистично двуединство духовно-вещественных образований (ДВО) Вселенной. В триединстве закона становления (духовно-системных принципов причинности) и двуединстве духовного и вещественного в ДВО проявляются глубинные качества духовных сущностей (ДС) ДВО, наследуемых от первичных духовных сущностей (ПДС) Духовного мира при их трансформации (усложнении) в процессе эволюции. Закон становления проявляется без антагонизма и борьбы между ипостасями двуединого. Они целостно и единообразно проявляются на любом этапе эволюции, включая эволюцию духовной сущности (ДС), души человека: единственного эволюционного процесса, еще происходящего в наших земных условиях.

В основе всех этапов становления Вселенной лежит синергия ее духовной и вещественной форм материи. В связи с тем, что процесс становления Мироздания должен быть непрерывным, необходимо в наших представлениях выйти за пределы указанных форм материальности, чтобы прийти к целостному пониманию Мира. Для этого необходимо развить введенные ранее   представления о синергии форм материальности, использованные для объяснения природы их самоорганизации [2].


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Человек — единственный объект Вселенной, эволюция которого не завершена. Поэтому важно проанализировать генезис ДС (души) человека, чтобы лучше понять закон становления Мироздания, в качестве которого были приняты системные принципы причинности. Это тем более важно в связи с антропоморфностью механизма эволюции [4] с позиций метафизики духа.

2. Генезис(эволюция) духовной сущности человека

Рассмотрим эволюцию духовной сущности человека только в одном аспекте. Например, возникающем при создании мужчиной собственной семьи. В начале этого процесса его ДС представляет собой, как правило (в идеальном случае), целостную систему с установившимися целевыми и ценностными приоритетами. Он теряет свою целостность, когда в своем окружении (среде) встречает женщину, вызвавшую в нем чувство любви. Энергия его внутренней активности, вызванной этим чувством и стремление к саморазвитию, свойственное в разной степени любому человеку, могут склонить его в этой ситуации на разные поведенческие решения. Но только одно из них соответствует интересам вышестоящей иерархии (родителей, общества, государства), когда мужчина создает новую целостность, выделяет из своей среды систему — семью.

Семья, как система, также может проявлять свою внутреннюю активность и стремление к саморазвитию во множестве сценариев своего образа жизни. Но только один, связанный с рождением ребенка, соответствует целям, ценностям вышестоящей иерархии. При этом к разрушению уже созданной целостности (неполной семьи), к готовности появления ребенка, мужчина (и семья в целом) приходит через потрясения, связанные с сексуальной жизнью, осознанием ущербности существования без детей, любви к еще не родившемуся ребенку. В целом рождение ребенка — это результат потрясений и того, что семья следует в своем поведении системным принципам причинности. Следование им ведет к тому, что и приемы воспитания ребенка будут продуктивны.

Семья как целостность (система) подвергается энергиям смятения, вызванными самостоятельностью, его сомнениями в непререкаемости авторитета родителей, появлением любимого человека. Родители могут смотреть на эти обстоятельства как на разрушителей целостности семьи, противиться им. Возможно много вариантов и в поведении. Но только следование семьи системным принципам причинности (закону становления) способствует возникновению новой целостности (более сложной системы), отвечающей интересам саморазвития главы семьи и ее членов.

Расширение семьи является не только единственным сценарием, делающим поведение ее и отдельных членов семьи эволюционным. Внутренние факторы, личностные решения выступают при этом в качестве причины поведения, а внешние, как условия дающие возможность протекания им. Закономерность, выявленная при анализе генезиса ДС человека при формировании его семьи можно распространить и на другие аспекты его жизни. Целеполагание человека, следование системным принципам причинности – основной фактор, причина принятия верных поведенческих решений.

Таким образом, эволюция ДС человека складывается из множества циклов перехода ее от одного состояния целостности (через внутренний хаос) в другое, в составе новой целостности под воздействием внутренних причин и внешних факторов, предлагающих различные сценарии поведения. Человек входит во все новую и новую иерархическую целостность в том случае, если руководствуется в своем поведении системными принципами причинности. Человек, его ДС эволюционирует. Саморазвитие его сопряжено с самоорганизацией, вхождением ее во все более сложные системы. При этом семья рассматривается как истинная система: все ее члены в своем поведении руководствуются системными принципами причинности, видят в семье своего иерарха, главенство ее интересов при принятии поведенческих решений.

Метафизика духа утверждает, что эволюционные процессы в любых системах и всех типов проходят по одному «сценарию», так как участвующие в них субсистемы руководствуются всеобщим законом становления. В результате эволюционного акта из среды выделяются в виде системы совместимые, взаимодействующие между собой элементы (компоненты) среды в результате внутренних стремлений к единению и наличия благоприятствующих внешних условий. Хотя им предшествует нарушение внутреннего равновесия, хаос. Но диссонанс в среде преодолевается путем ее самоорганизации, усложнения. Создание в среде новой системы, ведет к росту ее функциональных возможностей.

Возникает вопрос: мотивация вхождения человека в новую систему сопровождается возникновением в нем новых качеств или при этом проявляются уже заложенные в него потенции? Этот же вопрос возникает при трактовке любого эволюционного процесса становления Вселенной. Например, свободный электрон, участвующий в создании атома в качестве его элемента, обогащает этим явлением свое качество (развивается) или тем самым проявляет уже заложенный в него потенциал? Метафизика духа исходит из того, что любое природное образование имеет глубинный потенциал саморазвития, обеспеченный трансфинитной природой образующих их ПДС.  Он актуализируется духовно-вещественным образованием путем самоорганизации, вхождения в более сложную систему.

3. Проявление закона становления в структуре Мироздания

Духовно (внутренне) мотивированные поступки человека включают выбор им среды совместимого с ним человека для создания (самоорганизации) новой общности (системы), удовлетворяющей иерархическим устремлениям будущего. В этом частное проявление закона становления Мироздания, который ранее [4] был положен в основу построения модели становления Вселенной. Усложнение любых духовных-вещественных, социальных структур в процессе эволюции происходит в такой же последовательности как это описано выше при генезисе ДС человека в силу принятого ранее тезиса о всеобщности закона становления. Иллюстрация этого универсального механизма самоорганизации представлена на рис. 1. Он состоит в выделении в отдельную систему совместимых объектов среды.  Кружками на рис. 1 обозначены совместимые в новую систему объекты среды, а квадратиками — не совместимые.

Иерархические установки, происходящим в рассматриваемой среде процессам самоорганизации, предполагают такую совместимость объектов, которая обеспечит соответствие возникающей системы интересам будущей самоорганизации (саморазвития), в частности ее метасистемы, обозначенной большим кругом. Таким образом, самоорганизация объектов среды, представляющей собой совокупность субсистем (малые кружки), учитывает перспективу ее будущего развития. Субсистемы, не участвующие в процессе самоорганизации, обозначенные квадратики на рис. 1, определяют потенциал возможных для данной среды процессов ее самоорганизации.

Проведенные рассуждения находятся в полном соответствии с ранее рассмотренным [4] антропоморфным механизмом отдельных этапов эволюционного процесса.
Рис.1 Иллюстрация духовно-системной самоорганизации материальных форм Мироздания

Придавая статус всеобщности духовно-системным принципам причинности, постулируя их как закон становления Мироздания, метафизика духа на их базе предлагает модели становления Вселенной и Мироздания в целом. Их непрерывная, ценностная самоорганизация возможна при условии преемственности духовно-корпускулярной первоосновы Реальностей Мироздания. Из такого монистического представления первоосновы Мироздания, естественным образом возникают понимание его как совокупности последовательно возникших Реальностей в процессе самоорганизации Мироздания (рис. 2).
Рис.2 Последовательное становление Реальностей (слева направо) в процессе становления Мироздания

Такая структура Мироздания включает четыре системно-связанных Реальностей: Трансфинитную, Трансфизическую, Физическую и Метафизическую. Необходимость последовательного возникновения Реальностей вытекает из логики построения концепции, духовно-системных принципов становления Мироздания. Каждая Реальность как бы вырастает из предшествующей, являющейся субсистемой для нее и последующих Реальностей. То есть в соответствии с МД Реальности находятся в системной взаимосвязи, характеризуемой существованием субординации между ними, определяемой принципом иерархичности.

Представления о содержательном наполнении структурных элементов Трансфизической и Физической Реальностей раскрываются в дальнейшем с использованием ранее выработанных положений концепции [1-4].

4. Первичная духовная сущность как носитель энергии и эволюционного потенциала ДМ

Беспредельная делимость вещественных форм материи уже не вызывает серьезных возражений у большинства естествоиспытателей и философов. При этом допускается, что размеры корпускул, имеющих материальную природу, могут быть меньше фундаментальной длины, вплоть до планковской [5, стр. 834]. «Частицы» с такими размерами нельзя характеризовать атрибутивными свойствами, используемыми для описания вещественных образований, например, протяженностью, весом, зарядом. То есть допускаемая наукой «беспредельная» делимость вещественных форм материи ведет нас к признанию Реальности отличной от Физической — Трансфизической. Термины беспредельность, бесконечность рассматриваются здесь и далее, как обозначение таких качественных или количественных характеристик процессов и объектов, пределы (или размеры) которых мы не можем указать в рамках современных естественнонаучных представлений. К таким объектам относится и ПДС — корпускула Трансфизической Реальности, эволюция которой привела к возникновению Духовного мира (Рис. 2).

В силу указанных причин свойства ПДС не измеримы физическими методами даже в далекой перспективе. Будучи невещественными образованиями ПДС является первоосновой становления вещественных образований. Используемое название корпускул Трансфизической Реальности несет в себе двойную смысловую нагрузку. Духовность ПДС означает их мотивированность к самоорганизации. Поведение ПДС определяется не реакцией на внешнее воздействие, а духовную потребностью к саморазвитию в соответствии с системными принципами причинности. Сущностность ПДС означает, что они имеют потенцию к информационно-творческому, энергетическому саморазвитию путем «беспредельной» самоорганизации.

Развитие представлений о сущности имеет длительную историю. Оно было введено для объяснения множественности качеств, проявляемых человеком при изменении условий и цели его существования. Учение о сущности широко представлено в догматических и философских учениях [6-8]. Понятием «вещь в себе» И. Кант выразил свое представление о сущностном содержании предметов нашего мира. Характеризуя первичные корпускулы ДМ как ПДС, метафизика духа подчеркивает существование скрытых потенций в первичной (исходной) природе ДМ. При этом, будучи материальными образованиями, обладая способностью к самоорганизации, ПДС проявляют себя как субстрат ДМ и ДВМ.

Правомерность наделения ПДС с размером менее  планковских свойствами, обеспечивающими ей способность к самоорганизации вытекает из основных положений ДЭКБ. Конечно, было бы преувеличением под духовностью ПДС понимать качества, с которыми мы связываем духовность человека, например, чувство любви, альтруизм, самопожертвование. Хотя, если внимательно их проанализировать, то за поведением в соответствии с этими чувствами нетрудно увидеть внутреннюю активность человека, стремление к саморазвитию в соответствии с признаваемыми ценностями вышестоящей иерархии (Бога).

«Беспредельно» малый размер ПДС не означает, что они не могут исполнять функции, которые возлагает на них ДЭКБ, например, самоорганизацию. Повседневный опыт и практика технического прогресса учит, что большее это не значит более совершенное. Чаще наоборот: «мал да удал». Персональный компьютер многократно меньший, применявшихся в прошлом ламповых ЭВМ, обладает на порядки большими функциональными возможностями. Чем меньше размеры комплектующих элементов, тем выше функциональные возможности компьютера. Или, например, кирпич обладает большими функциональными возможностями в применении, чем крупные по размерам строительные блоки. Конечно, приведенные соображения лишь косвенно обосновывают правомерность наделения «фантастическими потенциями» ПДС, реализуемые в ходе становления духовного и вещественного миров.

Как проявляют себя потенции ПДС, благодаря которым обеспечен широкий спектр эволюционных процессов в ДМ и ВМ? Сущностные качества ПДС — модусны [9, стр. 653]. Они проявляются только в благоприятствующих им обстоятельствах, что свойственно даже многим объектам ВМ. Невозможно, например, перечислить исполнительский потенциал музыкального инструмента. Он включает возможности исполнения еще не сочиненных произведений. Так сущностные качества скрипки не ограничиваются потребностями существующей исполнительской практики, потенциал скрипки безграничен по своим возможностям.

Представления ПДС материальными образованиями обусловлено тем, что они являются носителями энергии ДМ и ДВМ, обеспечивают их преемственность. Как субстрат Духовного мира ПДС определяет его энергетическую емкость, часть энергии ДМ расходуется на создание вещественного мира. Природу этой энергии можно идентифицировать частными проявлениями, например, в форме гравитационной, электрической, магнитной, сорбционной, внутриатомной и многими другими известными в физике энергиями. Метафизика духа предлагает рассматривать их как дифференциальные формы духовной энергии. Подобно тому, как решения дифференциальных уравнений с частными производными отражают частные значения сложной функции при  заданном аргументе.

5. Духовный мир в структуре Трансфизической Реальности

Явления в Трансфизической Реальности нельзя описать в рамках картезианской методологии [9, стр. 469], поскольку применение ее основано на опыте, чувственном восприятии действительности. Механицизм требует указания для каждого явления, вызывающих их внешних сил и предшествующих событий. Метафизика духа основана на более универсальной, духовно-системной методологии. Она пригодна для описания процессов и в вещественной, и в духовной сферах, поскольку видит причину явлений в самих исследуемых объектах, руководствующихся в своем поведении системными принципами причинности. При этом внешние (детерминистские) факторы явлений рассматриваются только как условия необходимые для их протекания.

В соответствии с концепцией наш Континуум представляет собой упаковку невещественных ПДС. С физической точки зрения Континуум пуст. С метафизической – он активен, субъективен, руководствуется системными принципами в своем поведении, поэтому (в соответствии с метафизикой духа) на начальных этапах эволюции Трансфизической Реальности произошла классификация ПДС на подмножества (классы) по их отдельным модусным качествам.

Последующее расширение числа классов, углубление иерархических связей между ними определило эволюцию Трансфизической Реальности (см. Рис 2). Такая самоорганизация ПДС, возникновение их множеств сопровождается созданием не фиксируемых (неразделенных) пространственных конфигураций. Классы наследуют системные свойства ПДС, то есть им также свойственна внутренняя активность, стремление к саморазвитию, иерархичность. Как внешне определяемые наборы множеств, классы могут проявлять свою системность только в логико-математических процедурах между собой, подобными тем, что проводят математики с множествами. Такие процедуры между множествами, все большая их функциональная идентификация и дифференциация между собой представляют собой интеллектуальный процесс. Он привел к результату подобному тому, к которому приходят математики в теории множеств [10].

Возможность математического описания природных процессов во Вселенной проистекает из того, что изначально в основе их самоорганизации лежат математические процедуры. То есть свойства ПДС в целом несут в себе предпосылки создания и функционирования теоретического аппарата, которым пользуется современная математика. На базе самоорганизующихся множеств в Континууме возникает колоссальный компьютер, моделирующий саморазвитие Трансфизической Реальности, «разработанная» им модель представляет собой идеальный мир (ИМ). Возникновением ИМ реализуется одна из потенций Трансфизической Реальности: создание информационной, духовно активной среды, осуществляющей его дальнейшую эволюцию — ДМ и последующее становление ДВМ. Неограниченные интеллектуальные возможности «космического» компьютера обусловлены высокой плотностью активных элементов, их «неограниченным» количеством, определяемым «необозримым» объемом Континуума.

Среда видимой Вселенной, ДМ обладает «разумной» внутренней активностью и высокой энергетической емкостью. Пространство нашей Вселенной должно характеризоваться не топологическими (формальными, математическими параметрами), а морфологическими (организменными) свойствами. Ими проявляется системность ДМ, его «направляющая роль» в протекании множества космических явлений, в частности, возникновение в них активных областей (звезд), формирование траекторий движения космических объектов.

Внутри звезд, в отличие от остального ДМ, происходят процессы взаимодействия между ПДС, синтеза более сложных духовных сущностей (ДС), имеющих более высокие функциональные возможности. Взаимодействие между ПДС, синтез ДС в области звезд знаменует собой начало многостадийного процесса создания все более «крупных» ДС, вплоть до первичных духовно-вещественных образований (ПДВО). В последующем возникают вещественные формы, названные в концепции духовно-вещественными образованиями (ДВО). Ими являются элементарные частицы, электроны, протоны, нейтроны, составившие первооснову ДВМ. Процесс синтеза сопровождается выделением колоссальной энергии, излучаемой звездами.

В настоящее время нельзя указать природу связей, возникающих между ПДС в процессе синтеза. Образующиеся при этом структуры могут иметь фрактальный характер, как это описано в работе [11]. Фрактальный подход к формированию структуры частиц микромира должен сочетаться с поиском механизмов возникновения связей между ПДС, которые приводят к образованию диад (полярных систем), триад, тетрад, пентад и так далее. Возможности такого процесса обусловлены теми зачатками индивидуализации, которыми в соответствии с духовно-эвристической концепцией Бытия обладают ПДС. Их наследуют ДС, возникающие в результате взаимодействия ПДС между собой.

Последовательное усложнение внутренних связей между ПДС ведет к возникновению систем с числом членов доходящих до двенадцати (додекады). Объемное представление возникающих структур подобно фигурам Платона: икосаэдр, додекаэдр, либо кубооктаэдр (одно из тринадцати тел Архимеда), как многогранников, вписанных в структуру образований из ПДС или описывающих их, либо образующихся при соединении условных центров ДС.Взаимодействие между ПДС следует рассматривать как механизм их самоорганизации, как первую фазу многостадийного процесса в звездах ведущего к возникновению элементарных вещественных образований из ПДС.

Таким образом, в соответствии с метафизикой духа, на начальном этапе своего становления Трансфизическая Реальность представляет собой совокупность беспредельного множества плотно упакованных ПДС. Ее эволюция происходит по двум направлениям: коллективистскому и индивидуалистическому. Коллективистское состоит в классификации ПДС, возникновении ИМ.  Индивидуалистическое сопровождается взаимодействием между ПДС в области звезд, структурированием ПДС в ДС. То есть вначале в Трансфизической Реальности формируется Идеальный мир, творящий информационные модели саморазвития, возможные пути реализации (актуализации).

Возникновение Идеального мира превращает Трансфизическую Реальность в думающую, энергоемкую среду названную в концепции Духовным миром. Как в субстанции в ДМ происходит возникновение ДВМ. Свойством субъективности (духовности) обладает как ДМ в целом, так и множества (классы) ПДС, отдельные ПДС и структуры их взаимодействия между собой – ДС. Саморазвитие ДМ, становление Вселенной происходит в результате активности классов и внутренне связанных структур ПДС — ДС и ДВО.

6. Духовный мир как активная среда вещественного мира

Духовный мир представляет собой субстанцию ДВМ в ее лейбницевском, самодеятельном понимании [9, стр. 548]. В процессе творения ДВМ задействованы коллективистские и индивидуалистические потенции саморазвития ПДС и ДМ в целом. Только понимание субстанции как саморазвивающейся материальной среды, именуемой нами ДМ, в полной мере соответствует мировоззрению метафизики духа. При этом термин субстанция используется лишь для того, чтобы адаптировать представления о ДМ в философский контекст. На самом деле, субъективизм ДМ как самоорганизующейся (по системным принципам) среды означает значительное повышение его роли в создании ВМ по сравнению с той, которую приписывали субстанции древнегреческие философы, схоласты, мыслители эпохи просвещения и нового времени: Декарта, Спинозы, Лейбница.

Возрастание степени индивидуализации духовных образований по мере структурирования взаимодействующих в области звезд ПДС   ведет с одной стороны к обогащению духовного содержания возникающих ДС, с другой повышению их функциональных качеств вплоть до появления признаков вещественности, то есть физических, атрибутивных свойств (протяженности, тяжести, инерционности, заряда и так далее). Возникающие в результате такого синтеза элементарные частицы являются промежуточным состояниями ДС между духовной и духовно-вещественной формами материи. Причем такой синтез происходит в соответствии с духовно-системными принципами причинности.

Происхождение вещественных форм в результате синтеза духовных сущностей объясняет природу двуединства ДВО, включая минеральные, растительные и животные образования. При этом духовная составляющая ДВО — ДС является носителем его сущностных (модусных) качеств, то есть множества потенций, которые оно проявляет или может проявить в эволюционном процессе. Атрибутивные свойства ДВО, представляемые его вещественной формой, характеризуют видимые качества ДВО.

Носителем модусных качеств ДВО является его ДС. Они проявляются только при возникновении благоприятствующих им внешних условий. Как, например, магнитные свойства обыкновенной стали проявляются только при попадании ее во внешнее магнитное поле. Модусные свойства природных объектов сущностны, они отражают потенции саморазвития ДВО. В человеке проявление модусных качеств зависит от жизненных ситуаций, его интеллектуальных, духовных усилий.

Являясь энергоинформационным носителем вещественной формы, духовная сущность определяет их поведенческие решения в соответствии с целями, ценностями, формируемыми ИМ. Духовная природа ДС обуславливает связь ДВО с ДМ. Будучи двуединым ДВО питается энергией, информацией ДМ, позволяющими принимать решения соответствующие ценностям, целям Мироздания. Это происходит естественным образом во всем природном мире. То есть вещественные формы находится в постоянном общении с Идеальным миром и ДМ в целом в своем стремлении к саморазвитию. Подобно тому как духовный человек прибегает к молитве, обращается к Богу, Высшему иерарху в момент принятия ответственного для него решения.

Таким образом, двуединство ДВО состоит в том, что духовные структуры обретают вещественные, видимые формы в результате их взаимодействия между собой. ДВО являются субъектами вещественного мира. Например, ДС элементарных частиц и последующих вещественных образований имеют ту же природу, что составляющие их ПДС. Глубина двуединства ДВО возрастает по мере становления ДВМ. Двуединство — качество, свойственное всем природным объектам.  Духовные сущности образуемого ДВО формируются взаимодействием между собой ДС составляющих ДВО. Духовность ДВО, определяемая его ДС — его модусное качество. Оно проявляется при необходимости выбора поведения, в условиях перехода в эволюционном процессе из одной целостности в другую.

Все ли объекты ДВМ обладают ДС? Нет! Только целостные природные ДВО. Их ДС проявляет себя в том случае, если ДВО участвует в эволюционном процессе, определяемом внешними факторами, средой. Целостность ДВО характеризуется его устойчивостью при внешнем воздействии. Так к целостным относятся объекты ВМ, включенные в физические, химические, физико-химические и астрономические справочники. Признаками целостности обладают ДВО, проявляющие внутреннюю активность, целеполагание в соответствии с вышестоящей иерархией. Даже горные массивы и отдельные скалы имеют ДС, то есть обладают признаками целостности.

Являясь субстратом духовного и вещественного миров ДС обеспечивают преемственность и иерархические связи между ДВО. Эта функция наглядно проявляется в сложных системах ДВМ, особенно в сложнейшей из них — в человеке. Очевидно, что системы жизнедеятельности человека находятся в духовной взаимосвязи. На это указывают и современные трактовки процесса мышления человека – отказ от попыток объяснения его только физиологическими, электрофизическими и нейрофизиологическими явлениями [12].

Метафизика духа видит ценностную ориентацию человека в необходимости формирования им духовной структуры (ДСт). Она возникает, если ДС человека обретает способность к автономному от тела существованию в соответствии с системными принципами причинности. То есть метафизика духа видит цель становления ДВМ, смысл существования Вселенной в том, чтобы человек (любое ДВО Вселенной, обладающее самосознанием) создавал ДСт автономные от ДВО. Только человек способен создать «вечную» духовную структуру подобную ПДС.

ДСт человека должна обладать большими по сравнению с ПДС функциональными возможностями (потенциями), обеспечивать строительство Метафизической Реальности. Формирование такой ДСт возможно при углублении синергии духа и вещества (двуединства). Она предполагает благоприятное воздействие вещественных форм материи на духовные формы, на ДСт (душу) человека. Содействие этому процессу должно стать целью цивилизационного становления на земле. В противном случае, ДС человека обречена на распад по мере разложения тела.

Задача земной цивилизации, ее ответственность перед человеком состоит в том, чтобы обеспечить ему условия генезиса ДСт соответствующей требованиям создания Метафизической Реальности. Какие это условия? Соответствуют ли им цели современной цивилизации или они уводят нас от исходных ценностей эволюционного процесса? В ответах на эти вопросы содержится оценка качества нашей земной цивилизации с точки зрения соответствия цели глобального эволюционного процесса. Духовно-вещественная природа свойственна всем вещественным образованиям Вселенной. Цель внеземных и земной цивилизаций едина: создание ДСт, которые бы обеспечивали «строительство» Метафизической Реальности. Только в этом случае не прервется процесс становления Мироздания.

Метафизика духа дает свойственную ей трактовку понимания рая и ада. Рай для ДС (души) человека это сохранение ее целостности в ДСт после смерти, участие в сотворении новой, Метафизической Реальности. Творческое состояние ДСт вследствие участия в этом процессе – высшее счастье, радость – рай для души. Ад же – это распад ДС по мере тления тела человека, не сумевшего обеспечить создание достаточно целостной, автономной ДСт.

7. Синергия духа и вещества в эволюционном акте

Развитие представлений о ДМ как активной среде ДВМ предполагает определение Его роли в целевом, ценностном становлении Вселенной. В неразрывном взаимодействии с ДМ видимая Вселенная проявляет свою целостность. Это позволяет находить решение наиболее сложных проблем формирования целостного мировоззрения, понимания Мира как динамичной системы, меняющейся в соответствии с эволюционным «механизмом».

Ретроспективный взгляд на эволюцию видимой Вселенной позволяет указать три ее основные черты: синтропный характер; энергетическую незатухаемость; целевую, ценностную ориентацию. Признание указанных черт эволюционного процесса означает, что любой ее этап представляет собой необратимое явление, сопровождаемое повышением уровня самоорганизации вещественных форм (понижением энтропии), ростом их качества без видимых энергетических и интеллектуальных источников обеспечения. Такой взгляд на эволюцию ставит нас перед выбором: либо отказаться от тезиса о всеобщности действия законов термодинамики, либо признать существование энергий, интеллектуальных сил не вещественного происхождения, обусловленных невидимыми процессами и не учитываемую при современном термодинамическом описании систем и все же воздействующие на них.

Ранее [3] была указана природа «механизмов», обеспечивающих эволюционный процесс во Вселенной на микроскопическом уровне. Однако распространение их на макроскопический уровень, увязывание с ними процессов усложнения вещественных форм требует ответа на вопросы: почему многочисленные элементы (субсистемы нового ДВО), создающие вещественное образование, ведут себя в интересах вполне определенного макроскопического процесса, их «свободный выбор» имеет согласованный характер? Почему это происходит, несмотря на то, что потенции поведения любого из таких элементов весьма многообразны и, казалось бы, равновероятны?

Концепция утверждает, что явление (в отличие от события) необратимо, имеет эволюционную значимость, если протекает в соответствии с системными принципами причинности. Возникновению нового ДВО предшествует формирование на духовном уровне целостной структуры ДС, состоящей из ДС, вовлеченных в процесс субсистем, являющихся субстратом новой системы – формирующегося ДВО. При этом любой его исходный элемент рассматривается как открытая система, имеющая энергетическую и информационную связь с ДМ. То есть возникновению ДВО предшествует создание на духовном уровне «проекта» самоорганизации субсистем в систему. К реализации такого «проекта» стремятся все составляющие элементы будущего ДВО, так как только он удовлетворяет их потребность в беспредельном саморазвитии путем самоорганизации.

Возможность реализации такого «проекта» на макроскопическом уровне обусловлена выполнением трех условий: выделение объектов, составляющих новую систему из окружающей среды, возникновение фактора направляющего процесс, наличие внутренней мотивации (воли) участников в реализации «проекта». Первое условие обеспечивается вхождением объектов среды, субстрата, создаваемых ДВО в неустойчивое, неравновесное состояние. В естественных (природных) условиях это возможно либо вследствие внутренних процессов, происходящих в среде, либо под воздействием на нее внешних сил. Неустойчивость – предтеча нового порядка, условие его возникновения. Такое понимание механизма выделения системы из среды соответствует представлениям теории катастроф и синергетики [9, стр. 473, 925], когда катаклизм, неравновесное состояние объектов представляется движущей силой их глубоких внутренних изменений.

Таким образом, первое условие консолидации микроскопических явлений, вовлечение их в единый макроскопический процесс обусловлено вхождением совокупности эволюционирующих субсистем и среды в целом в объединяющее их глубокое неравновесное состояние. То есть самоорганизации субсистем в новую систему (необратимому процессу второго типа) предшествует либо катаклизм (внешняя сила, удар), либо необратимые процессы первого типа (энтропийного характера): горение, взрыв (высвобождение энергии), массо- и теплоперенос. Один из этих процессов или их совокупность могут привести систему в неравновесное состояние, из которого возможен эволюционный скачок.

Соблюдение второго условия, ведущего к осуществлению эволюционного акта, состоит в сообщении системе свойственной ему специфической энергии. Метафизика духа исходит из того, что в каждом эволюционном акте происходит создание более совершенных вещественных форм, которое идентифицируется как повышение качества ДВО. Оно характеризуется ростом уровня внутренней организованности в возникающих при этом системах. Вовлечение субсистем в создание таких целостностей обеспечивается энергией, создаваемой вещественными формами, возникшими на предшествующих этапах эволюционного процесса. То есть в неравновесном состоянии среды должна возникнуть энергия, содействующая новому эволюционному скачку. Произойдет же он в том случае, если есть внутреннее стремление участников процесса к его осуществлению, когда их поведение соответствует системным принципам причинности и взаимной совместимости (третье условие макроскопической самоорганизации).

Процессу эволюции, как совершенствованию вещественных форм, сопутствует возникновение, содействующих ей, специфических видов энергий, вырабатываемых ранее возникающими вещественными формами. Трансформируя, создавая новые типы энергии, вещественные формы содействуют их эволюции, как бы овеществляют энергию. То есть следует предположить, что часть энергии, идущей на создание неравновесного состояния эволюционирующей системы, расходуется на генерирование специфической для эволюционного акта энергии. Чаще всего нельзя указать вид такой энергии, так как она существует в скрытой форме, ее не всегда можно выделить. Но очевидно, что мы имеем право прибегнуть к аналогии: свести эволюционный акт возникновения ДВО нового типа к работе генератора. Трансформация в нем исходной энергии в конечную с участием промежуточной, вырабатываемой двигателем. Например, электрический ток в генераторе создается путем преобразования механической энергии посредством магнитной.

В соответствии с предлагаемым механизмом, «генератор эволюции» расходует энергетический потенциал накопленной при высвобождении энергии в энтропийном необратимом процессе. При этом энергия в результате трансформации обретает более высокое качество, то есть уровень ее организации становится выше. В генераторе трансформируется энергия в направлении повышения ее качества подобно тому как в эволюционном акте создается более совершенное вещество. При этом в обеих случаях, как в любом синтропийном процессе, необходима энергия иного типа, чем исходная и конечная.

Как и в рукотворном генераторе, природа, однажды осуществив схему генерации, воспроизводит ее в дальнейшем. То есть любой эволюционный акт можно представить, как результат согласованного функционирования аппаратов двух типов: двигателя и генератора. Катастрофа или необратимый процесс первого типа воздействует на среду (совокупность субсистем будущего ДВО) является двигательной силой, содействующей необратимому процессу второго типа, который подобен работающему генератору.

Общую схему эволюционного акта целесообразно пояснить примером. При фотосинтезе область макроскопического взаимодействия воды и углекислого газа с образованием углеводов определяется размерами растения. Сам процесс происходит под воздействием энергии, возникающей при преобразовании солнечной энергии хлорофиллом. То есть внешнее воздействие – солнечный свет является тем катаклизмом для растения, который приводит к генерации специфической энергии, стимулирующей синтез углеводов. Но и эта энергия не причина процесс, а необходимое условие. Причина же состоит во внутреннем стремлении молекул воды и углекислого газа к саморазвитию путем образования сложных соединений — углеводов.

Истоки эволюционных устремлений ДВМ находятся в Духовном мире. Он является тем резервуаром, из которого черпает ДВМ энергию для своей эволюции. Эта энергия универсальна, она обеспечивает синтропийность процессов в ДВМ и может быть уподоблена энергии воли, используемой в философии Шопенгауэра, Ницше. То есть в результате синергии духа и вещества в синтропийном неравновесном процессе, формируется, в начале на духовном, а затем и на вещественном уровнях новое ДВО, в нашем примере — углеводы. Первичный эволюционный акт (солнечный свет), как бы запускает в работу генератор, который работает неограниченное время.

Являются ли проведенные рассуждения безусловным доказательством участия ДМ как активной среды в эволюционном процессе? Да! Если же какой-то скепсис и остается, то он безусловно снимается существованием двух других черт эволюции. Во-первых, энергетической незатухаемостью эволюционного процесса, которая может быть обеспечена только Духовным миром. Даже атом, как электродинамическая система, нуждается в компенсации затрат энергии. Во-вторых, целевая направленность эволюции может исходить только от духовного мира, его энергии, обеспечивающей работу «генератора» эволюционного процесса, а также «интеллектуальной работой» Идеального мира.

8. Космологические аспекты Бытия

Предложенные механизмы эволюции в сочетании с ранее высказанными представлениями становления Вселенной [4] и структуры Мироздания в целом (рис. 2) означают создание соответствующей им космологии. Ее особенности сводятся к следующим положениям:

  1. Становление Вселенной — этап глобального эволюционного процесса, состоящего в последовательном возникновения Реальностей Мироздания. Вселенная – одна из них – Физическая Реальность.
  2. Возникновение первичных духовно-вещественных образований, а затем и ДВО – результат радикального изменения формы материальности, актуализирующего, заключенную в ДМ, потенцию. Последующее становление Вселенной происходит с сохранением вечных элементов ее первоосновы – ПДС.
  3. Становление каждой Реальности происходит в рамках той потенциальности, которую заложила в нее предшествующая Реальность. Эволюция — творческий процесс, «дело» самой Реальности, а не «зона» ответственности предшествующей.
  4. Реальности соотносятся между собой как родитель и ребенок. Антропоморфность такого подхода – следствие метафизического взгляда на эволюционный процесс. В соответствии с ним эволюция руководствуется единственным правилом – законом становления. Он неизменен, непрерывен и исходит от одного Источника.
  5. Отказ от картезианских принципов трактовки причины явлений, признание всеобщности духовно-системных принципов причинности — условие непротиворечивого толкования процессов становления Мироздания как его самоорганизации.
  6. Обсуждая четыре Реальности, метафизика духа не отрицает возможность существования иных Реальностей в последовательном становлении Мироздания. При этом каждая последующая Реальность выше предшествующей по своим функциональным возможностям. В этом логика, цель и ценность глобального процесса становления Мироздания.
  7. Становление Реальностей, как и любой творческий процесс, имеет риски. С ними сопряжена опасность прерывания любого его этапа возникновением катаклизма. Риски возникают, если не реализуются потенции заложенные в Реальность.
  8. Материальные формы любой Реальности обладают сознанием, так как духовны (субъектны) в своей основе. Их духовность состоит в следовании духовно-системным принципам причинности. Только при этом условии реализуется метафизический механизм становления Мироздания.
  9. Следующая за Физической – Метафизическая Реальность, создается первичными для нее духовными структурами (ДСт). Они формируются самосознающими ДВО нашей Вселенной, включая человека. ДСт «вечны», способны существовать автономно от ДВО.
  10. Духовный мир (ДМ) как продукт эволюции Трансфизической Реальности – «субстанция» Вселенной. Ее морфология определяется единством трех ипостасей: энергетически емкая, морфологически целостная среда, состоящая из корпускул, имеющих духовную природу; Идеальный мир (ИМ) – продукт интеллектуальной, информационной деятельности ДМ; совокупностью духовных сущностей ДВО, в которых воплощены потенции, сущностные возможности саморазвития Вселенной, включая «проектирование» Метафизической Реальности.
  11. Вселенная как духовно-вещественный мир (ДВМ) сохраняет связь с ДМ через ДС вещественных образований. ДМ «питает» ДВМ энергетически, интеллектуально, духовно.
  12. Становление Вселенной – непрерывный процесс возникновения все новых и новых, функционально более совершенных ДВО. Он происходит в результате синергии духа и вещества путем следования в своем поведении духовно-системным принципам причинности.
  13. Привлечение духовного (субъектного, сознательного) аспекта для объяснения Мироздания означает смену ее парадигмы. Признание этого потребует нового подхода (методологии исследования) в различных направлениях современного естествознания, включая механику, физику, химию, кристаллографию и так далее.
  14. События, происходящие во Вселенной имеют эволюционные последствия, если они соответствуют духовно-системным принципам причинности и сопровождаются преобразованием энергии в вещество, либо вещества в энергию, повышением их качества, характеризуемого уровнем самоорганизации материальных форм, в которой суть Бытия Мироздания.
  15. Возникновение Вселенной, ее двуединство результат актуализации функциональных возможностей ПДС. Становление Вселенной необходимо рассматривать во взаимопроникновении, взаимосвязи Трансфинитной, Трансфизической и Метафизической Реальностей.

В соответствии с изложенными положениями и концепцией в целом метафизика духа приходит к монистическому миропониманию. Оно основано на представлении Бытия Мироздания как самоорганизации Его Реальностей. Начинается она от первичных, преемственных материальных форм, например, ПДС для Трансфизической Реальности и ПДВО для Физической Реальности. Непрерывная эволюция форм материи происходит в результате последовательной, творческой актуализации их сущностной потенции. Синергия различных форм материальности в их духовно-системных отношениях определяет Бытие Мироздания.

Признание концепции будет означать переход от господствующей в научном мире триалистической (переводимой иногда в дуалистическую) модели Мироздания [13] к монистической [14]. Возможность такой организации философского знания о Мироздании, в которой фигурирует первооснова первооснов каждой Реальности. При этом теряют свою субстанциональную значимость (категориальность) пространство-время, поля, частицы, определяющие современную, физическую картину мира. Богатство модусных качеств первичных сущностей Реальностей позволяет объяснять эволюционные процессы в Мироздании.

Концепция приходит к такому представлению четырехмерия Мироздания, в котором кроме пространственных координат вводится координата направленная в глубину точки их пересечения. Событие в такой системе координат определяется изменением пространственного местонахождения объектов и формы их материальности, то есть степенью реализации потенций Реальности. Динамику эволюции характеризует изменение формы материальности, а не время, являющееся ее субъективным (вторичным) фактором.

9. Религиозные аспекты метафизики духа

Любая религия метафизична, так как основана на признании первопричины, первоосновы мира, обращается к невидимому, оперирует его понятиями. Вместе с тем основатели религий, их апостолы и пророки избегали предметно рассуждать о невидимом, считая, наверное, что человек не готов к его восприятию. В самом деле, в каких терминах нужно изъяснить невидимый мир, чтобы человек мог его воспринять. Как отзовется в душе подобная информация: повеет ли от невидимого космическим холодом или человек почувствует свое родство с ним, увидит в нем свое будущее, признает закон его становления своим законом.

Если согласиться с тем, что религия метафизична, то справедливо и обратное: метафизика религиозна, тем более метафизика духа. Она нарушает негласный запрет (действующий в философии и естественных науках) на обсуждение вопросов, затрагивающих религиозную сферу: невидимый мир. Выводы, к которым приходит метафизика духа, согласуются в общих чертах с религиозными учениями и в первую очередь христианским. Трансфизическую Реальность, ее Духовный мир можно трактовать как творящую Божественную силу.  Метафизическую Реальность – как Царство Небесное, в которое должна бы стремиться ДС человека, работая для этого над своим совершенствованием, творить ДСт, следуя для этого в своем поведении духовно-системным принципам причинности. При этом райское существованию души – это ее творческое состояние по созданию новой, Метафизической реальности. Вечность души заложена в самой природе человека, как и всего природного мира. Человеку надо только постараться, чтобы его душа стала автономной от тела, создать собственную ДСт.

Возникает вопрос: является ли концепция (метафизика духа) философским комментарием христианского учения, ее философским обоснованием или чем-то третьим? В концепции имеет место своеобразное триединство, системная взаимосвязь Реальностей, роднящая МД с христианской онтологией. Бог-отец в ней может рассматриваться как Трансфинитная Реальность, которая является источником ПДС, совокупность которых составляет Трансфизическую Реальность, эволюционизирующую в Духовный мир (Святой дух по христианской терминологии). Саморазвитие ДМ привело к возникновению Вселенной.

Правомерна также в соответствии с МД трактовка божественности миссии Христа как Вселенского иерарха, через следование заповедям которого формируется ДСт человека, его душа. Метафизическая Реальность (Царство Небесное по христианской онтологии) высшее достижение человеческого духа, воплощенное в учении, заповедях Христа. Божественность заповедей вытекает из их вселенской значимости и Мироздания в целом. Она вытекает также из той роли, которую отводит МД духовно-системным принципам в становлении Мироздания.

Для нас важно, что Христос – духовный иерарх человечества. Следование человека заповедям Христа открывает ему путь формирования ДСт и Метафизической Реальности. То есть духовно-системным принципам причинности как закону становления Мироздания должен следовать человек, чтобы создаваемые им духовные структуры могли стать субстратом следующей, Метафизической Реальности.

Вселенная исполняет свое предназначение, ее существование обретает смысл, если человек, как и весь природный мир, соблюдает духовно-системные принципы в своем поведении. Их можно считать обобщающей формулировкой заповедей Христа. Только соблюдая эти принципы можно соответствовать образу Христу. Христос потому спаситель мира, что он иерарх Вселенной. Ценность, смысл Вселенной и само ее существование обеспечено пока сохраняется перспектива возникновения в ней (не только на Земле) духовных структур (душ), пригодных для создания Метафизической Реальности. Такие структуры смогут сформироваться только в соответствии с заповедями, образом Христа. Декларирование такого образа, утверждение его в реальном поведении человека –  миссия христианства.

Заповеди Христа призывают не столько к подчинению Закону ниспосланного Богом, сколько к тому, что закон был внутри человека. То есть заповеди призывают человека не к реактивному (картезианскому), а внутренне мотивированному (духовно-системному) поведению. Только тогда к нему приходит счастье (блаженство), надежды на Царство Небесное. На языке предлагаемой концепции это означает: живи в соответствии с духовно-системными принципами причинности, тогда твоя духовная структура (душа) будет участницей сотворения новой, Метафизической Реальности. Само же участие в этой «работе» и является раем для духовной структуры (души) человека.

Таким образом, концепция рассматривая духовно-системные принципы как закон становления Мироздания, указывает, что она впервые была продекларирована Христом в его заповедях как рекомендация к применению в поведении человека. Правомерен и такой взгляд: одухотворение природы, выявление целевой, ценностной ориентации ее эволюции позволило распространить христианские принципы духовного становления человека на весь природный мир.

10. Выводы

Оценка поведения человека на соответствие его духовно-системным принципам причинности показала, что самоорганизация является формой, способом саморазвития в природном мире, а мотивация к нему заложена в сущностной потенции материальных форм. Одухотворение (согласно концепции) материальных форм Мироздания позволило придать всеобщий характер духовно-системным принципам причинности в эволюционном процессе. В соответствии с ними происходят все этапы глобальной эволюции Мироздании. При этом совместимость является необходимым условием выбора ДВО (для Физической Реальности) партнера (партнеров) в процессе саморазвития путем самоорганизации. Самоорганизация в соответствии с МД происходит в результате взаимного тяготения материальных форм.

Существование различных форм материальности и соответствующих им Реальностей послужило основанием предложенной структуры Мироздания. Признание Реальностей предшествующих видимой Вселенной (Трансфинитной, Трансфизической) и следующей за ней (Метафизической) дает возможность выхода из онтологического тупика, свойственного современному естествознанию.

Развитие представлений о структуре Мироздания позволило определить ориентиры эволюционного саморазвития Вселенной, придти к пониманию назначения человека в ней. Являясь потребителем энергий всех существующих видов, человек в свою очередь должен генерировать (в необратимом процессе) энергию самого высокого качества – духовную энергию. Только в этом случае он удовлетворит требованиям, целям саморазвития Мироздания. Поэтому человек должен руководствоваться в своем поведении духовно-системными принципами причинности, осознанно формировать свою ДСт.

Основные положения концепции согласуются с христианским учением, их можно рассматривать как философское обоснование учения Христа.

 

Литература

  1. Духовно-эвристическая концепция бытия (сущего). Журнал «Вопросы гуманитарных наук», 2008 г. № 2, стр. 53.
  2. Природа явлений в метафизике духа. Там же, 2009 г. № 2, стр 87.
  3. Введение в метафизику духа. Там же, 2008 г. № 6, стр 57.
  4. Становление Вселенной как саморазвитие ее духовной первоосновы. Там же, 2010 г. №3 стр. 66
  5. Большой энциклопедический словарь, Физика, «Большая Российская энциклопедия» М.,1998 г.
  6. Несмелов В. Догматическая система Григория Нисского, С-Петербург, 2000 г.
  7. Шейх Фадхлалла Хаери Путь сущности Профит стайл М. 2009 г.
  8. Кант И. Критика чистого разума, Симферополь:»Реноме» 1998 г.
  9. Всемирная энциклопедия, философия. М.: АСТ, 2001г.
  10. Александров П. С. Введение в теорию множеств и общую топологию, М., 1977 г.
  11. Косинов Н.В., Гарбарук В.И. Фрактальные закономерности в физике микромира. Журнал «Физика сознания и жизни, космология и астрофизика» № 43(121), 2003 г. стр. 83.
  12. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни М.АСТ 2007 г.
  13. Владимиров Ю.С. Метафизика М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  14. Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция Бытия — метафизика духа. Материалы 6-го Российского философского конгресса: «Диалог мировоззрений», город  Нижний Новгород, 2012 год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе развития любого этноса и отдельного человека в нем возникает момент ответственного выбора: «пойдет ли он по жизни сам иль поведут его как лошадь под уздцы». Вольно иль невольно, осознанно или нет такой выбор делают все самосознающие субъекты нашего мира. Правда, второй выбор чаще всего делают вместо него, вследствие пассивности такого субъекта в вопросе выбора.

Народы, цивилизации указанный выбор осуществляют в историческом процессе своего становления. Он закрепляется самостоятельным, внутренне мотивированным движением во времени (саморазвитием), либо под действием внешней, управляющей силы (реактивность).  Различны последствия такого выбора. Один из них, как второй, представлен в монографии применительно к европейской цивилизации. Изначальная победа в ее социальной сфере реактивного принципа (подчинение слабого сильному, бедного богатому) отозвалась господством реактивной методологии познания в науке (картезианством) и соответствующей организацией всех сфер жизни: в быту, политике, науке, экономике и так далее.

Критика, утвердившейся в европейском сознании методологии познания и сформированного на ее базе трактовка действительности (мировоззрение), представлена в виде философской дискуссии. Картезианскому взгляду на причину явлений противопоставлен духовно-системные принципы причинности.

Хотя важность системного взгляда на действительность достаточно глубоко осознается во многих сферах творческой деятельности человека, такой подход используется пока как внешне регулирующий фактор при проектировании сложных технических систем и социальных сред. При этом системность закладывается в программу функционирования объектов, как управляющая сила.

Между тем в природе, ее средах процесс усложнения протекает путем самоорганизации. Такой процесс возможен только в том случае, если природная система в целом (Мироздание), как и ее отдельные уровни в эволюционном становлении (субсистемы), способны к самостоятельному, внутреннему выбору на базе свойственных им ценностей, целей существования. Эти исходные представления легли в основу предложенной концепции.

Обращение концепции к сущностной, глубинной природе вещественных форм, как таящей в себе причину происходящих явлений во Вселенной, определило ее отказ от картезианства как механистического подхода в понимании причины явлений. При этом указано, что видении причины явлений во внешней обусловленности (реактивности), ведет методологию познания в онтологический тупик, уже проявившийся во многих областях науки и социальной жизни.

Духовно-эвристическая концепция Бытия предлагает выход из сложившейся ситуации. Он состоит в признании того, что объекты природы имеют двуединую, духовно-вещественную природу. Они наделены стремлением к саморазвитию путем самоорганизации в соответствии с антиномным картезианству, духовно-системным принципам причинности, то есть исходят из внутренней обусловленности природных явлений и в полной мере соответствуют свойственной им самоорганизации в эволюционном становлении.

Духовно-системные принципы причинности были последовательное применены в умозрительном нисхождении представлений о Вселенной к состоянию, предшествующему ее становлению. Использование метафизического подхода в дедуктивном воссоздании становления Вселенной (с использованием достижений современного естествознания) на принципах самоорганизации потребовало поиска причины первопричины нашего Мира. Это привело к необходимости расширения наших представлений о границах Мироздания. Рассмотрению Его Бытия как последовательного становления Реальностей Мироздания.

Возможность совместного существования в Континууме нескольких системно-взаимосвязанных Реальностей обосновывается в концепции радикальным различием свойственных им форм материальности. В их совершенствовании, повышении функциональных возможностей путем внутреннего усложнения, структурирования концепция видит цель Бытия Мироздания.

Метафизика духа приходит к тому, что уровень самоорганизации материальных форм, а не время, определяет состояние Вселенной в Ее динамике становления. Это означает введение четвертой оси (четвертого измерения) при координатном, пространственном представлении Мироздания. Четвертая ось в любой точке пересечения пространственных осей направлена в глубинное состояние его материальных форм. Состояние Мироздания в определенном положении (срезе) на этой оси характеризуется степенью реализации потенциала его становления, функциональными возможностями  материальных форм.

Распространение принципов самоорганизации на все этапы становления Мироздания привело к монистическому представлению действительности, философскому осмыслению ее на принципах монизма. В соответствии с ними в духовную первооснову Мироздания закладывается потенциал первопричины и закона становления в виде ее глубинной мотивации к саморазвитию. Актуализация саморазвития путем самоорганизации возможна на базе сущностных (модусных) качеств духовных элементов первооснов Реальностей Мироздания. Эти основополагающие идеи концепции развиваются в следующих ее положениях:

  1. Первооснова последовательно возникающих Реальностей Мироздания: Трансфинитной, Трансфизической, Физической, Метафизической – корпускулярна.  Корпускулы каждой из них обладают индивидуальными (субъектными) свойствами, руководствуются в своем поведении духовно-системными принципами причинности: внутренней активностью, стремлением к саморазвитию путем целевой, ценностно-ориентированной самоорганизации — иерархичности;
  2. Стремление к саморазвитию наследуют все объекты Реальностей, возникающие в результате самоорганизации их первичных корпускул. Оно реализуется как сущностная потенция материальной формы, представленная в концепции ее модусным качеством, проявляемым при благоприятствующих ему условиях в соответствии с духовно-системными принципами причинности;
  3. Бытие Реальностей – творческий процесс поиска пути достижения цели ее становления, то есть реализации сущностных качеств их первичных корпускул, заложенных в них предшествующей Реальностью. Как и любой творческий процесс становление Реальностей имеет риски. С ними связаны возникающие тупики, опасности прерывания процесса естественного саморазвития. Тогда возникают катаклизмы возврата в состояние, предшествующее тупику;
  4. Целевая заданность Трансфизической Реальности состоит в создании, становлении такой Реальности (Физической), которая стала бы этапом дальнейшего становления Мироздания. Самоорганизация первичных духовных сущностей (ПДС) Трансфизической Реальности основана на двух принципах. Первый – коллективистский — состоит в классификации ПДС. Она привела к возникновению Идеального мира, информационно обеспечивающего становление Вселенной. В результате энергетическая среда Трансфизической Реальности становится думающей, ее пространство обретает морфологические (организменные) свойства; Второй принцип самоорганизации — индивидуалистический, в соответствии с которым происходит взаимодействие между ПДС, приведшее к возникновению первичных духовно-вещественных образований, обладающих атрибутивными свойствами.
  5. Самоорганизация Физической Реальности, ее Бытие, представляет собой процесс усложнения, структурирования ДВО путем взаимодействия между собой в соответствии с их совместимостью. Взаимодействие ДВО представляет собой синергию духовного и вещественного в их двуединстве. В совместимости ДВО сконцентрирован механизмы взаимодействия между ними, являющийся предметом физических, химических и физико-химических поисков в современном естествознании;
  6. Эволюция (совершенствование) вещественных форм в процессе становления Физической Реальности сопровождается повышением качества генерируемой ими энергии. Признание этого утверждения, а также понимание того, что энергия как духовная форма материальности сопутствует вещественным формам, приводит к фундаментальному выводу о решающей роли человека (всех самосознающих ДВО Вселенной) в завершении эволюционного процесса во Вселенной, осуществлении ее предназначения в глобальном процессе становления Мироздания;
  7. В человеке совершенствование вещественной формы материальности достигает предела, поэтому человек в соответствии с концепцией должен генерировать энергию высшего (духовного) качества, которая при достаточных усилиях человека может обрести структуру (ДСт) автономную от вещественной (телесной) составляющей и стать первоосновой Метафизической Реальности. Из этого положения концепции вытекает цель и смысл существования человека.
  8. Ценностная установка становления Вселенной на создание самосознающих ДВО (включая человека) предполагает их усилия по созданию своей ДСт. Духовные структуры человек укрепляются пониманием своего эволюционного предназначения, своей ответственности перед Мирозданием. Генезис ДСт человека (всех самосознающих ДВО Вселенной) протекает в соответствии с духовно-системными принципами причинности. Противоречие между представлениями о цели существования у человека (стремлением к ней) и природными требованиями к нему ведет к катаклизму   – противодействию природных процессов устремлениям человека;
  9. Исходя из ценностной ориентации становления человека, концепция приходит (в соответствии с духовно-системными принципами) к пониманию необходимости существования иерарха, духовного лидера человечества. Иерархичность как принцип самоорганизации для самосознающих ДВО (человека) обретает особый смыл, должен быть ими осознан. В настоящее время функцию иерарха для различных регионов земли выполняют религиозные лидеры, вожди, учителя, пророки.
  10. Учение Христа в наибольшей степени соответствует методологическим установкам концепции на приоритет духовного в саморазвитии человека. Объективная необходимость существования иерарха для человечества возводит статус Христа до божественного, как сущностной необходимости становления Мироздания. Учение Христа воплощает закон становления в духовном генезисе ДС человека до его ДСт (вечной души), то есть частным представлением общих принципов становления Мироздания;
  11. Концепция представляет собой философское развитие учения Христа и в плане триединства духовного, идеального и вещественного в нашей Вселенной, и в плане признания существования первопричины Вселенной в качестве Трансфизической реальности, и в плане признания царства Небесного как Метафизической Реальности. Истинность заповедей блаженства, а также того, что Бог внутри человека, нетрудно найти в положениях предложенной концепции.

В дальнейшей проработке нуждаются многие положения концепции. Например, велика доля допущений в утверждении, что процесс самоорганизации множеств ПДС привел к созданию Идеального мира, который и разрабатывает модель становления Вселенной. Пока эта гипотеза основана на допущении, что только таким образом обеспечивается возможность саморазвития.  Нуждается в дальнейшем развитии также трактовка механизма устойчивого во времени процесса самоорганизации макросистем. Он сведен в концепции к работе генератора необратимых процессов.

Однако вопросов возникнет еще больше, если концепция примет черты общепризнанной теории. Тогда станет очевидным, что решение проблем, с которыми столкнулось человечество, требует не только переосмысления сложившихся стереотипов во всех сферах жизнедеятельности человечества, но и радикальной трансформации всех сторон нашей жизни. При этом встанет вопрос о возможности одухотворения технократической цивилизации, изменении мотивационного механизма ее становления, чтобы они соответствовали закону становления Мироздания.

Таким образом, совокупность представленных в монографии идей составляет мировоззрение антиномное естественно-научному. Опираясь на неограниченную творческую потенцию материальных форм, такое мировоззрение расширяет горизонт рассмотрения действительности, позволяет преобразовать ее на духовных принципах, отвечающих внутренним потребностям человека.