Весьма забавным выглядело бы сравнение Вселенной и общего направления основного тренда ее движения, как стакан чая, в который бросили кусок сахара, на уголке которого примостился небольшой микроб.
Сахар можно было бы сравнить с материей, воду с темной материей, заключенную в воде теплоту, с тёмной энергией. А микроб с малопонятным, но имеющим к нам такое непосредственное отношение феноменом как Жизнь.
Еще, наверное, забавнее было бы представить, как микроб, поглотив весь сахар и научившись использовать воду и энергию ее теплоты, перешагнет, когда-нибудь через край стакана.
Но может быть такое представление не так уж и невероятно?
Изучая ход исторических, социальных и экономических процессов и не находя ответов на вопросы о причинах того или иного их течения, исследователи вынуждены отвечать на фундаментальные вопросы, чтобы получить точку опоры.
Часто точкой отсчета в рассуждениях становится вопрос: а что такое есть Жизнь?
Какие, заложенные в её функционировании закономерности можно взять за аксиомы (и можно ли вообще), от которых можно раскрутить явления более сложного порядка, например социальные?
Можно начать исследование этой проблемы с представлений физики о работе живых организмов против сил энтропии. И сформулировать, в качестве исходного следующее определение, представляя его для данной работы как своего рода постулат:
– Жизнь – есть форма существования материи в виде живых систем, т.е. открытых систем, энтропия которых стремится к 0.
Если предположить далее, что уменьшение энтропии и, следовательно, увеличение упорядоченности есть увеличение количества связей между элементами системы, то можно выделить как бы два типа возможных связей: экстенсивные – за счет вовлечения в систему новых элементов и интенсивные – за счет увеличения кол-ва связей между элементами.
Рис. 1. Живая система.
Можно заметить, что в эволюции живых организмов (именно на организменном, физическом уровне) прослеживается тенденция к усложнению (связности частей): от организмов, которые могут восстанавливаться, будучи разрезанные на части, через организмы, которые могут функционировать, без какой-либо части тела (напр. муравьи без брюшка) к организмам, повреждение у которых приводит к летальному исходу.
В первую очередь такая связность частей обеспечена развитием кровеносной и нервной систем.
Но можно также предположить, что отдельным живым организмом понятие живой системы не исчерпывается.
А лучше сказать так – живой организм является платформой, как бы низшим уровнем, на котором выстраивается некоторая иерархии уровней, строящейся на единых для живых систем принципах.
Для примера можно рассмотреть феномен познавания окружающей действительности.
Если говорить об информации, то, наверное, нужно разделить это понятие на два: информационный сигнал – химическое, механическое или любое другое воздействие, которое могут зафиксировать органы чувств. И саму информацию, которую можно представить как некие элементы окружающей среды, и которые живая система может поглощать, образуя с ними экстенсивные и интенсивные связи.
У человека элементарным таким элементом, преобразуемым мыслительной способностью из информационного сигнала, является слово (ведь все, что мы ощущаем, знаем и т. д., мы можем представить в виде, условно говоря, какого-то текста).
На первом этапе процесса познания действительности происходит образование экстенсивных связей с такими элементами: – это дерево, – это вода, – это огонь.
Рис. 2.
Библейский сюжет о том, как Бог приводил к Адаму живность, а тот давал ей имена, может быть хорошей иллюстрацией к первому этапу познания.
Т.е. новая информация появляется, когда из какой-то массы обособляется кусочек, до этого бывший неотличимой частицей исходной массы.
Образуется массив поименованных данных.
Когда образуются связи – дерево не тонет, – дерево горит, – вода гасит огонь, это можно представить как образование интенсивной связи между элементами в живой системе.
Рис. 3.
Можно предположить, что второй этап познания – образование структурированного массива поименованных данных (элементов).
Примером структурированного массива является таблица Менделеева (или система Линнея).
***<
Какие же вообще существуют уровни живых систем, в каком порядке они могут быть выстроены и как взаимодействовать?
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Во-первых, если уж говорим о системах, то следует стараться учитывать в рассуждениях те параметры, которые приняты для предмета рассмотрения в занимающейся им научной дисциплине, т.е. в общей теории систем:
в пределах теории систем характеристики любого сложно организованного целого рассматриваются сквозь призму четырех фундаментальных определяющих факторов:
- устройство системы;
- ее состав;
- текущее глобальное состояние системной обусловленности;
- среда, в границах которой развертываются все ее организующие процессы.
Во-вторых, специфика рассматриваемой проблемы (гуманитарно-социально-обществоведческой) такова, что не удается теоретизировать, используя один фиксированный набор терминов и определений (как, например, в математике), ввиду их часто расплывчатости и многозначности. Но можно, подобно математике или, например, химии, выстроить элементы в иерархическую систему, со строго определенными взаимодействиями между собой, не зависящими от названия элементов.
Ниже не обошлось без использования некоторых терминов, которые уже имеют свои определения, часто уже устоявшиеся. Но они ни в коем случае не претендуют на то, чтобы изменить смысл уже существующих.
Итак.
1. Можно рассмотреть развитие и иерархические уровни живых систем исходя из нескольких предположений.
Живое вещество способно вступать и активно вступает в реакции с органическими и минеральными объектами (веществами), но само (пока оно живое) не расходуется при вступлении в реакцию, как любое неживое вещество (и органическое и не органическое). Наблюдается как бы новый тип химической реакции –реакция увеличения своего присутствия. Достигается это за счет реализации двух элементарных механизмов, которые являются как бы матричными свойствами живой материи. Первое матричное свойство живой материи – поглощение окружающей среды.
Увеличение своего присутствия происходит за счет поглощения элементов окружающей среды. Это базовое свойство условно можно назвать агрессией.
Одновременно с этим, свойство не расходоваться в реакции определяет второе матричное свойство живой материи – способность сохранять (бороться за сохранение) состояния предшествующего вступлению в любую реакцию (или, что в данном случае одно и то же, способность сохранять состояние последующее за любой реакцией) – сохранять исходное состояние.
Сохранение исходного состояния условно можно назвать страхом.
Оба свойства обосновываются постулатом, предложенном выше.
Живые организмы в энергетическом отношении следуют общим физическим законам: всему свойственно стремление двигаться по пути наименьшего сопротивления, то есть экономить в достижении цели расходуемую энергию. Следовательно, совершая акт агрессии, организм будет “выбирать” путь снаименьшим отклонением от исходного состояния.
2. Можно видеть, что базовые свойства описывают самые основные, известные из школьных учебников, свойства живой материи: избирательную поглощающую способность живого организма и сохранение постоянным своего химического состава.
Формами, в которых происходит увеличение своего присутствия на физическом уровне (Организм), является питание и внутриклеточный биосинтез. Внешней средой организма, как некой биохимической структуры, естественно являются те химические вещества, с которыми организм непосредственно соприкасается. Исходным состоянием на этом уровне организации живого вещества стал ген, кодирующий и постоянство состава, и избирательность поглощения.
Однако можно ли рассматривать дальнейшее развитие живых систем с учетом выше описанных закономерностей. Можно ли предположить, что свойства, легшие в основу появления и развития живой материи, проявляются не только на физическом (материальном) уровне.
Выше свойства живой материи были названы матричными. Что это означает?
Представим металлический брусок с рельефным изображением на торце (как литера), которым бьют по сложенным стопкой пластинкам разных материалов: бумага, фольга, плотный картон, жесть, полиэтилен. На каждом слое изображение отпечатается с учетом особенностей материала, но это будет одна и та же матрица.
Исходя из предположения о матричности основных свойств живой материи, можно сделать вывод, что при развитии живых систем происходит как бы копирование, с той или иной спецификой, этих свойств. Спецификой могут являться поглощаемые элементы, соответственно окружающая среда, форма сохранения исходного состояния.
3. Далее развитие живых систем пошло по пути освоения физических (энергетических) характеристик природной среды. Форму, в которой это освоение происходило и в которой проявляется действие матричных свойств можно представить в виде следующего уровня развития и обозначить как – Поведение.
Поведение, как активное физическое взаимодействие со средой (в первую очередь целенаправленное передвижение), явилось своего рода революцией в развитии живой материи. Она стала, вероятно, возможна благодаря появлению гетеротрофных организмов. Вероятно, первые гетеротрофы достигали размеров, которые снижали их энергетическую эффективность. Организмам становилось выгоднее тратить энергию на перемещение, а не на рост.
Как для Организма окружающей средой являются химические вещества, так для Поведения окружающей средой является поведение других организмов (их действия), а также природные условия места обитания (которые также можно трактовать как поведение – поведение окружающей среды) – то есть то, что называется экосистемой.
Живой организм, поглощая химические вещества из окружающей среды, не меняет своего химического состава (за небольшие промежутки времени). Точно такая же закономерность есть и на уровне поведения. Это можно проиллюстрировать на следующем примере:
– когда волк охотится на овцу, поведение волка взаимодействует с поведением овцы (поведение волка догонять овцу, поведение овцы спасать свою жизнь). Убив овцу, поведение волка “поглощает” поведение овцы (волк теперь знает особенности добычи, как на нее охотиться). При этом волк остается самим собой, его поведение не включает элементы поведения овцы.
Из примера с волком видно, что увеличение своего присутствия на уровне поведения происходит путем совершения любых действий, т.к. совершая действия, организм осваивает окружающую среду, делает ее особенности привычней и ближе к своей поведенческой структуре (подобно тому, как съеденная овца становится “ближе” организменной структуре и биохимическим характеристикам волка). Закрепляют результаты многократного повторения действия рефлексы.
Организм активно влияет на среду, стараясь, в идеале, изменить ее так, чтобы у него затрачивалось на жизнедеятельность как можно меньше энергии. Но, поскольку, в нормальных условиях энергия среды (и ее инерция, устойчивость) значительно выше, чем у организма, то для организма энергетически более выгодно (и единственно возможно) изменяться самому. Создается впечатление, что активную роль в данном случае играет среда, но это не так. Изменение организма происходи вследствие его действий (поведения), и, следовательно, является агрессией на уровне Поведение.
Противоположенностью изменчивости, как известно, является наследственность. Именно благодаря ее механизмам закрепляются в виде инстинктов и действия самого организма и рефлексы (реакция на воздействия), т.е. достигаемые поведением состояния, становящиеся исходными для дальнейшего развития живой системы. Таким образом, пара наследственность – изменчивость есть выражение базовых понятий агрессия – страх на данном уровне организации живых систем.
4. При инстинктивном поведении информация, которой оперирует организм, очень слабо дифференцирована. Весь массив делится на вводную информацию и цель, которую пытаются достичь действием. Здесь вовсю господствует метод проб и ошибок (естественно всегда основанный на физических возможностях организма), с помощью которого вырабатываются рефлексы.
О таком поведении правильно замечено, что оно лишено гибкости и способности быстро реагировать на резкие изменения условий. Вводные и цель всегда предложены в директивном порядке и когда информация разделяется только на них, то выбирать пути решения попросту не из чего. Для преодоления этой не гибкости живым системам для дальнейшего усиления своего доминирования над окружающей средой нужно было найти механизм пересиливания, подавления диктата инстинктов и более полного использования информации. Когда информация более дискретна, то возможные решения могут быть представлены несколькими вариантами. Вариантом может быть даже и временный отказ от достижения цели.
Такой механизм проявился в виде следующего уровня организации живых систем.
Мышление – выбор стратегии поведения, основанный на двух свойствах: способности преодолевать наследственность поведения (агрессия мышления – условно воля), т.е. ее реальное выражение – инстинкт, и противостоять изменчивости поведения (страх мышления – условно мораль).
Для Мышления окружающая среда представляется набором идей. Идея – это есть образ возможного. Например: упругая ветка, согнутая, а затем резко выпрямившаяся и отбросившая камешек, может содержать идею метательного орудия или шеста для прыжков в высоту. Естественно в экосистеме организм окружает множество идей, в том числе и позволяющих достигать одной и той же цели разными путями, а также и наоборот.
Мышление, поглощая идеи, делает поступающую в организм информацию более дробной. Информация может делиться не только на вводные и цель, но и образовывать блок, включающий пути достижения цели. Мышление делает информацию более дробной, разделяя её на слова. Слово – это образы, определения, на которые мыслящее существо делит всю поступающую информацию. По аналогии со словом (в обычном понимании) – единицей речи, “слово” – единица мышления.
5. Вера – механизм сохранения исходного состояния мышления. Информация, которую организм усваивает (способен самостоятельно разделить на слова, кстати, не обязательно общепринятые), участвует в образовании того самого блока, включающего пути достижения цели. Для живой системы он становится исходным. Информация, которую данный организм сам не может разделить на слова, даже если она включает более эффективные пути достижения целей, отбрасывается, т.к. для выживания бесполезна.
Для иллюстрации подобного механизма можно вспомнить, как в школе о тех предметах, которые особенно не даются для освоения, ученики говорят, что в будущей жизни они им вообще не понадобятся.
6. Мышление закрепляется (имеет исходным состоянием) в традиции – определенном наборе установок, которые сами по себе могут быть довольно скорпулезны. В силу того, что индивиды какой-либо популяции отличаются по своим врождённым возможностям, традиции могут быть для одних обременительными, а для других сдерживающими. Это может приводить к сильному расслоению членов популяции по способности выживать, оборачиваться большим потерям и угрожать выживанию вида. Это преодолевается на уровне Общество, где индивиды действуют сообща (совершают групповую работу), но разделяя функции, что “закрепляется” в организации – признании этого разделения. При этом снижаются издержки выживания и развития для различных членов общественной группы.
Общество – уровень, который образуется для конкретного вида деятельности (труда). т.е. для поглощения конкретных навыков. Это могут быть, разумеется, не только производственные навыки (в смысле производство предметов), но и навыки использования этих предметов, навыки управления, развлечения, познания окружающего мира, общения и т. д.
Многократное использование навыка неразрывно связано с углублением понимания сути задействованных в нем физико-химических (и прочих) законов природы. То есть, накапливается знание.
Исходным состоянием общества является культура – степень организованности общества. Уровень доверия и связанности индивидов организацией, в частности, позволяет индивидам использовать ограниченное количество навыков без ущерба для своего выживания и позволяет, например, достигать высокой степени разделения труда и высокого уровня мастерства при производстве предметов материальной культуры.
Выше говорилось, что, совершая акт агрессии, организм выбирает путь с наименьшим отклонением от исходного состояния. Достигнув уровня общества, предки человека, реализуя этот принцип, стали использовать первые орудия. Они позволяли получать большие результаты при меньших затратах усилий. Но на первых порах орудия не были чем-то отдельным от экосистемы. Они представляли лишь предметами окружающей среды.
7. Как и в случае с другими элементами окружающей среды живая система старается поглотить как можно больше навыков, т.к. это повышает её благосостояние. Это означает, что индивид должен участвовать в большом количестве трудовых процессов, чтобы иметь возможность напрямую пользоваться их результатами. Но так как невозможно делать одновременно “сто дел”, то, по мере усложнения общества, во многих трудовых процессах индивид вынужден замещать ресурс непосредственного участия каким-либо другим ресурсом.
Элементы окружающей среды, поглощаемые организмом в результате агрессии, могут служить мерой агрессии. Одновременно с этим, уже поглощенное одним организмом, для другого является внешней средой и тоже может быть поглощено. Организмы с высоким уровнем развития мышления способны использовать элементы природы в качестве эквивалентаагрессии. Это наблюдается уже у животных (хищники, обезьяны). Таким образом, первымэквивалентом являлась пища.
Наряду с применением орудий человек стал использовать получаемые с их помощью продукты, и, вероятно позднее, сами орудия в качествеэквивалентаагрессии и страха. Индивид, отдающий эквивалент снижал агрессию берущего, т.к. тот “тратил ” ее на поглощение отдаваемого (это наблюдается и в дикой природе: более слабое животное, отходя от добычи, вроде как, отдавая ее, избегает нападения).
В обществе, следовательно, эквивалент способен заменить групповую работу – агрессию общества – и сдвинуть место владельца в организации (уменьшить его связанность организацией общей деятельности за счёт отказа от непосредственного участия), не лишая его, однако, возможности пользоваться результатом этой деятельности.
Становится важным личное владение эквивалентом. Элементы окружающей среды (это может быть и пища, и предметы экосистемы (орудия), и идеи) становясьэквивалентом (приобретая свойства заменять агрессию) становятся собственностью. Механизмом удержания приобретенной эквивалентом агрессии (собственности) является власть.
Процесс превращения элементов окружающей среды в собственность есть экономическая деятельность.
Процесс обмена собственности на власть – это механизм сохранения исходного состояния на данном уровне – политическая деятельность.
По отношению к одному элементу окружающей среды процесс его поглощения является как бы цикличным: акт экономической деятельности – акт политической деятельности – снова акт экономической деятельности и так далее. Поэтому, если принимать известное утверждение, что война является продолжением политики, то можно предположить, что военные конфликты совпадают со следующим после акта политической деятельности экономическим актом. Война – есть как бы разновидность экономики.
Последний выделенный уровень это уровень Государство, исходные состояния которого фиксируются правом.
Все вышеизложенное можно свести в таблицу.
Организм | Поведение | Мышление | Общество | Государство | |
Агрессия – страх | поглощение – сохранение | изменчивость – наследственность | воля – мораль | групповая работа – организация | собственность – власть |
Увеличение своего присутствия | питание – биосинтез | действие – рефлекс | слово – вера | труд – знание | экономика – политика |
Внешняя среда | хим. вещества | экосистема | идеи | навыки | эквивалент |
Исходное состояние | ген | инстинкт | традиция | культура | право |
Естественно, что с возникновением нового уровня, живая система не перестает функционировать в рамках предыдущего. Более того, предшествующий уровень участвует в важнейшем преобразовании, обеспечивающем поступательное развитие живой системы на последующем уровне. Поглощение действия происходит путем “затраты” другого действия с приложением энергии питательных веществ. Получение новой информации происходит от использования какой-то исходной и совершения на ее основе какого-либо действия (исходная информация, например, что огонь не обжигает – есть входящая информация, разделенная на слова, чтобы сменить мнение о действии огня нужно подойти и коснуться пламени). Чтобы получить экономический результат нужно затратить определенные средства (собственность), используя некоторые навыки.
Образование связей с элементами окружающей среды происходит с затратами энергии.
Т.е. чем больше живая система, тем больше затраты энергии.
Это можно представить, заодно как-то попытавшись формализовать предложенные выше рассуждения (хотя бы в, так сказать, “аналоговом” виде).
Можно использовать уравнение баланса:
E – ∂Е + E1 = E + Δ Е или ΔЕ = (E1 / ∂ Е – 1) * ∂Е,
где E – исходный энергетический уровень; ∂Е – энергетические затраты организма на поглощение; E1 – энергия поглощённых элементов среды; Δ Е – энергетический выигрыш.
Если записать уравнение баланса в виде
ΔЕ = k * ∂Е, где k = (E1 / ∂ Е – 1),
то, хотя математически преобразование верно, получается, что ΔЕ (энергетический выигрыш) прямо пропорционально издержкам, что противоречит наблюдаемому на практике (например получается, что прирост численности какой-либо популяции прямо пропорционален смертности).
В таких условиях дальнейшее развитие системы возможно, только если к ней применимо действие закона перехода количества в качество. Должны существовать механизмы, позволяющие снизить издержки, или сдержать их рост. Одним из таких механизмов может быть “разгрузка” системы за счет увеличения издержек в надсистеме, в которую рассматриваемая система входит как составная часть. В результате правая часть уравнения становиться
k * (∂Е + ∂ x),
где ∂x – издержки в надсистеме. Для сохранения равенства, к левой части уравнения прибавляем k * ∂x. В итоге получается:
ΔЕ + k * ∂x = (k * ∂Е / ∂x + k) * ∂x.
Интересно было бы доказать, что в определённых случаях
ΔЕ +k * ∂x
может быть равно ΔX, а
k * ∂Е/∂x+ k = k2.
Тогда уравнение баланса для уже подсистемы Е переходит в уравнение баланса для надсистемы Х:
ΔX = k2 * ∂x.
Например, есть регион, населенный определенной популяцией. Баланс для особей этой популяции будет равен энергии, которую они извлекают из добытой пищи минус энергетические затраты на ее добывание. Если в силу каких-либо причин издержки на добывание пищи начинают возрастать, то снизить эти издержки можно за счет увеличения издержек в балансе численности самой популяции, а именно: за счет убыли числа особей, в результате гибели или миграции.
Таким образом, можно было бы перейти от энергетического баланса питания к демографическому балансу.
Особенно интересно было бы использовать данные преобразования уравнений баланса в социальных системах.
Например, рассматривая переход к использованию эквивалента (собственности) при росте количества навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Или принять за издержки переход членов какого-то сообщества из что-либо производящих в не производящие (обслуживающие, руководящие или нетрудоспособные), но требующие на себя затрат ресурсов. Можно увидеть, что препятствовать этому процессу до бесконечности будет рост уже экономических издержек.
Однако, следует сразу сказать, что вообще о возможности использования и об эффективности такого метода пока сложно говорить. Вероятнее всего преобразования уравнений баланса не получиться применять без дополнительных коэффициентов. Такие коэффициенты можно найти только эмпирическим путем. Для этого нужен большой объем работ со статистическими материалами, возможно, какие-нибудь эксперименты.
Идеальным результатом, в перспективе, было бы получение цепочек таких преобразований, от функционирования отдельных особей, до, возможно, функционирования государств.
Кроме того, следует учитывать, что решение подобных уравнений может лежать вне сферы обычной математики, т.е. требовать подстановки каких-либо численных значений. Можно заметить, что понятие “измерения” вполне может быть подвержено эволюции.
Долгое время человек измерял окружающее чувствами (настоящие художники делали это и позднее).
Потом появилась математика. Представление о том, что это вершина измерений, вполне может быть сродни мнению, что “история закончилась”.
Возможно, что поиск формализации общественных наук методами математики – тупиковый путь (как измерять расстояние чувством усталости).
Методы измерения общественного должны быть ещё созданы.
Может формулы общественного (и прочего ему сродни) будут не цифровыми, а какими-нибудь “аналоговыми”, где переменными будут не плоские цифры, а процессы (что-нибудь объёмное).
***
Итак, целью человека, как живой системы может быть постоянное движение против сил, стремящихся перевести живое в не живое, выражающееся в постоянном извлечении (поглощении) элементов из окружающей среды и включение их в структуру иерархии живых систем, которую он из себя представляет.
Т.е. современный человек есть, если так можно выразиться, сложносоставная система, состоящая из биологической “платформы” и несколько уровневой “надстройкой”. Саму платформу тоже можно рассмотреть как уровень, т.е. низшим, а лучше сказать первичным, уровнем является физический (физиологический), основой функционирования которого является питание. Не надо, думаю, объяснять, что серьезные сбои в работе этого уровня могут поставить крест на дальнейшем развитии человека.
Далее, если рассмотреть молодежь, как наиболее полноценно и нормально функционирующую стадию человеческой жизни, то можно обратить внимание на то, какое значение имеет всякого рода передвижения и вообще активные действия. Это можно представить как своего рода уровень поглощения (физических, энергетических, если можно так выразиться, характеристик окружающей среды), на котором самым существенным ограничивающим фактором функционирования являются проблемы со здоровьем.
Чтение, прислушивание к сплетням, щёлканье пультом телевизора, “зависание” в чатах – эти, такие разные, и многие другие способы помогают заполнить “вакуум в голове”. Пища для ума – этим многое сказано.
Но просто поступление каких-то элементов информации недостаточно. Они будут свалены в бесполезную кучу, если нет “полок”, на которые их можно разложить, т.е. должны существовать структурированные массивы поименованных данных и навыки причисления элементов к тем или иным из них. А между тем далеко не все люди способны создавать структурированные массивы (полки) и им приходиться пользоваться созданными кем-то другим.
Понятно, что образование – именно тот процесс, который призван “снабдить” большую часть людей (и в достаточно короткий промежуток времени незакосневевшего ума) желательно возможно большим количеством информационных массивов, наполнение которых позволит в течение жизни поддерживать поглощение на этом уровне.
Также важны механизмы (ныне это информационные технологии) снабжения информацией.
Человек – существо общественное. Взаимодействие людей создает определенную среду, в которой, следуя логике рассуждений, для человека тоже должно происходить движение. Его можно представить как восхождение по лестнице социальных статусов (являющихся своего рода свидетельством поглощения навыков), поэтому важно, чтобы эти статусы признавались значимыми.
Человек пошёл в школу – вот он уже Школьник. Закончил её и стал Выпускник. Закончил ВУЗ или училище – теперь он Дипломированный Специалист. У него родился ребёнок – он Отец или Мать. Потом, когда-нибудь, неизбежно, он становиться Пожилой человек.
Естественно сюда же относятся профессиональная квалификация, карьерный рост, а также отдельные свершения (поступки, подвиги).
Общество, в котором эти социальные точки в жизни не являются проходными – поистине цивилизованное общество.
Понимание этого уже в прошлом широко отражено во всякого рода инициациях и религиозных таинствах.
Наверное, мало кто посчитает нормальной ситуацию возвращения человека к обеспечению себя охотой и собирательством (да и возможно ли это). Сложная искусственная система жизнеобеспечения давно уже занимает большую часть среды вокруг человека. И возможность построения приемлемой среды (“поглощение” её элементов для личного пользования), с зарождения цивилизации (уровень Государство), связано с определённым достатком (ныне выражаемом в денежных средствах).
Итак, можно предположить наличие параметров, характеризующих оптимальное функционирование уровней живой системы “человек”:
Пища.
Здоровье.
Образование. Доступ к информации.
Признание социальных статусов.
Материальный достаток.
***
Достаток, выраженный в денежных средствах.
т.е. главным ресурсом, обеспечивающим построение и поддержание систем жизнеобеспечения человека и государства в современном мире, являются финансовые средства. Точнее их обеспечение (из которых более значимым на сегодняшний момент стало и будет все более становиться обеспечение кредитом – отметим это).
т.е. можно заметить, что на протяжении уровня Государство, среди собственности существует определенный ее вид, доступ к которому определяет главную возможность для выживания и развития.
Можно было бы назвать этот ресурс преимущественно осваиваемым или может быть формационным.
Интересно рассмотреть какие формации можно выделить, опираясь на представление о преимущественно осваиваемом ресурсе.
Первобытнообщинный строй при таком угле зрения является как бы до государственной (в смысле до достижения человечеством уровня Государство) формацией, формационным ресурсом, которой являются животные, главным образом крупные млекопитающие – объекты охоты.
Эпохи рабовладения и феодализма нет необходимости разделять, т.к. основой благосостояния и в одном и в другом случае является земля (в смысле сельскохозяйственных угодий). Центр власти находится в имении (замке) крупного землевладельца.
Это период возникновения и роста государственных образований и этносов, т.к. движение вовне, поглощение элементов окружающей среды – это завоевание, присоединение территорий и ассимиляция народов.
Окончание земельной формации – исчерпание ресурса свободных земель (как объектов собственности).
Новая формация зарождалась, естественно, одновременно с функционированием старой и внутри неё.
Главным условием ее развития стало то, что для обеспечения своей жизнедеятельности человек, вообще никак не связанный с производством продовольствия, должен иметь возможность обменять его на результат своего труда, т.е. иметь доступ к рынку сбыта.
Кризис формации, которую сейчас модно называть Модерн (т.е. промышленный капитализм), – связан с исчерпанием ресурса рынков сбыта.
Следующая (нынешняя) формация – финансовый капитализм (постиндустриализм).
Осваиваемый ресурс – обеспечение финансовых средств.
Постиндустриализм развивается в сторону монетизации всех доступных к пониманию широкими массами величин.
Все что можно пощупать давно монетизировано, затем монетизированны все сколько-нибудь заметные чувства (буквально за последние годы сумели даже монетизировать социальную составляющую человеческой личности, в виде IPO разного рода социальных сетей).
Но в основном текущая модель: новый долг – новые деньги.
После монетизации актив оценивают и выдают под его создание кредиты.
Надо отметить, что периоды смены формаций были спряжены с серьезными экономическими, политическими и социальными потрясениями, которые носили характер масштабных военных столкновений.
“Агония” феодализма растянулась с Тридцатилетней войны по Наполеоновские войны.
При смене промышленного капитализма произошли две Мировые войны.
***
Широко известно и общепринято, что переход, например, от феодализма к капитализму характеризуется, в том числе и перетоком значительных масс населения из так называемого первичного сектора экономики в так называемый вторичный.
Далее считается, что при наступлении постиндустриального этапа развития происходит перемещение трудовых ресурсов в третичный и далее везде сектора экономики.
Но можно предположить, что постиндустриализм не является формацией, переводящей определенное количество трудовых ресурсов в очередной сектор экономики (это сделал Модерн), а переводящей население в одну категорию – заемщиков.
Если это так, то в конце ли этого процесса мы находимся?
Насколько мир охвачен, как рынок выдачи кредитов? Можно сказать, что все, что можно охвачено, а население стран третьего мира слишком бедно, чтобы представлять собой “топливо” для этого процесса.
И тут можно увидеть аналогию с закатом Римской империи. Так сказать “локальная исчерпанность среды”, когда за границами что-то существует, но продвигаться туда по каким-то причинам невозможно.
Однако нужно заметить, что с падением Рима, устремлением в образовавшийся вакуум волн с разных сторон и возникновения вроде чего-то нового, сама формация, возникшая после “неолитической революции” и закончившаяся революцией промышленной не умерла (и даже не очень трансформировалась, как, наверное, следовало бы ожидать).
Подробнее рассматривая крах Римской империи, который сходен с нынешним кризисом можно рассмотреть его основные характеристики:
- концентрация богатств (в первую очередь формационного ресурса – земли, в виде латифундий) в руках очень немногочисленной группы населения.
- рост “социального паразитизма” (тогда не в виде жизни в кредит, а раздачи бесплатного хлеба, оплаты государством грандиозных зрелищ, клиентуры), активно пополняемого обезземеленным крестьянством.
- исчерпание возможностей уже завоеванных территорий (т.е. внутренних возможностей) содержать социальный паразитизм.
- невозможность (“нерентабельность” на тот момент) присоединения новых, физически (географически) вроде доступных, территорий, для доступа к дополнительным ресурсам.
- ослабление военного потенциала и рост протестных настроений.
- все более широкое использование “варварских” отрядов (эдаких “военных гастарбайтеров”) для снижения издержек.
В этих условиях происходило, с одной стороны, падение материального и культурного уровня в государстве, поднявшемся на уровень сверхдержавы при текущей формации. А с другой, повышения уровня соседствующих с ней варварских племен (путем военных и торговых контактов, проживание и службы на территории сверхдержавы).
Наблюдаемое можно представить как некое “выравнивание потенциала”, позволившего варварским племенам сравняться с Римом по способности вести экспансию.
Аналогично выглядит и сегодняшняя ситуация в мире. Многие страны, относящиеся к развивающимся, так быстро развиваются (например, страны БРИКС), что по масштабам производства (но пока не на душу населения) превосходят крупнейшие из стран “золотого миллиарда”.
Так что у кредитной экспансии еще есть большой простор для деятельности. Уже начата “расчистка” кредитных рынков ближневосточных стран – туда пошёл поток кредитов.
Продолжается кредитная экспансия и в БРИКС. Заклинания о внешних инвестициях – не что иное как отражение этого процесса кредитной экспансии.
Следовательно, текущий мировой кризис вряд ли можно рассматривать как “конец капитализма” (финансового). Не следует, видимо, ожидать и военного конфликта уровня Мировой войны.
В целом проблема развития живых систем представлена в предложенной работе схематично.
Вопрос дальнейших форм и путей эволюции живых систем и возможность решения с помощью выявленных закономерностей этой эволюции насущных потребностей Человечества, нуждается в исследовании.
При этом можно учитывать несколько моментов.
Живая система стремится поглощать и усваивать, в этом её суть. Следовательно, любая потеря части себя, “нажитого непосильным трудом”, есть категорически неприемлемая ситуация.
Категорически.
Но.
С этой точки зрения не понятно, как возник митоз (и всё, что за ним дальше).
Не должна живая система добровольно отказываться от части включённых в себя элементов.
Можно возразить, что дескать понимает же живая система (организм), что особей её вида становиться больше, её самой становиться больше (её генетический материал расползается).
Такое понимание есть у человека, может быть его можно предположить у животных с высшей нервной деятельностью. Но насчёт остальных (особенно простейших, не говоря уже Флоре) как-то сомнительно.
Но так или иначе, этот феномен состоялся, породило его какое-то мирозданьческое начало.
Для простейших случаев его обозначают глаголом “делиться”.
И можно увидеть развитие этого начала на каждом из уровней развития живых систем:
- размножение, на уровне Организм,
- забота о потомстве, на уровне Поведение (с детёнышами “делятся” поведением, своё у них в зачаточном виде и без родительского им не выжить),
- обучение, на уровне Мышление,
- забота о пожилых и нетрудоспособных, на уровне Общество (с ними “делятся” навыками).
Можно заметить, что феномен являлся не просто тактическим приёмом отдельной особи или группы особей. Он стал системным фактором.
Его “учитывает” эволюция: видов без размножения , понятно, нет вообще, у очень многих потомство рождается, не способным вести жизнь взрослой особи, у некоторых молодые особи живут какое-то время вместе с родителями, которые их обучают.
Но также понятно, что на уровне Общество и Государство этот принцип системным фактором ещё не стал: на уровне Общество более-менее закрепился, но безусловно выполняемым не является.
Для Государства этот фактор можно расшифровать как социальную сферу. Особенно, обращая внимание на то, что на других уровнях действие этого фактора распространяется более всего на молодых особей, это должно касаться образования и медицинского обеспечения молодёжи.
Следующий момент, который можно было бы учесть, следующий. Если принять, что общество из стада складывалось и развивалось путём разделения функций(предтечи разделения труда) и организации носителей этих разделённых функций (т.е. формирования внутреннего устройства), то понятно, что для эффективного функционирования должна была сформироваться некоторая информационно-коммуникационная система.
Её функции понятны: каждый индивид должен получить информацию об окружающей обстановке и указание (в смысле определиться), как ему поступить.
И вот тут можно попробовать рассмотреть финансовю систему, как один из возможных видов информационно-коммуникационной системы.
Разве цена не есть в каком-то смысле информация об окружающей действительности? А её колебания, спрос на что-то, предполагаемые доход или заработанная плата – не есть “указание” на предпочтительное действие?
Если создать альтернативную, нет, не финансовую, как это часто пытаются сделать, а вообще информационно-коммуникационную систему, то можно заменить старую или, по крайней мере, её потеснить.