<

Нравственный закон

Просмотров: 771

Фундаментальная этика

Издателем книги «Нравственный закон» является издательство «Директ-Медиа» (Москва-Берлин):
http://www.directmedia.ru/
Авторский сайт книги «Нравственный закон»:
https://sites.google.com/site/vrematime/nravstvennyj-zakon

Система книги

[I] Система текста.
1) Разбивка книги «Нравственный закон»: 5 параграфов – 25 статей – 75 статейных определений.
2) Текст состоит из лаконичных и простых определений, застроенных в строгую логическую систему.
3) Определения книги – это системные понятия фундаментальной этики.
[II] Система определений.
1) Три типа определений в системе каждой статьи:
I. Статейные определения – II. Скрижальные определения – III. Разъяснительные определения.
2) Статейные определения – это 75 определений 25-ти статей по три в статье.
3) Каждое статейное определение разбито на определительные блоки №1 и №2, которые визуально разделены горизонтальной чертой и сбиты из предельно лаконичных определений двоякого типа:
I. Скрижальные определения блока №1 – II. Разъяснительные определения блока №2.
4) Структура блока №1: скрижальные определения застроены в систему определительного блока №1, которая, смотря по логической необходимости, разбита в себе на ярусы:
I. α-ярус – II. β-ярус – III. γ-ярус.
5) Три типа скрижальных определений блока №1:
I. Моральные уравнения – II. Базовая систематизация – III. Определения сути.
6) Разъяснительные определения блока №2 сгруппированы системой нумерации определений.
[III] Система нумерации определений.
1) Нумерация скрижальных определений блока №1 взята в квадратные скобки и разделена по ярусам.
2) Ступени нумерации разъяснительных определений блока №2:
I. Алфавитная ступень – II. Ступень квадратных скобок – III. Ступень круглых скобок.
3) На алфавитной ступени, примененной смотря по необходимости, блок №2 разбит на части, пронумерованные номером статейного определения с добавкой буквы алфавита.
4) На ступени квадратных скобок составные части блока №2 снабжены заголовками и пронумерованы римскими цифрами, а по необходимости плюс к тому и арабскими цифрами, обособленными квадратными скобками с обеих сторон.
5) На ступени круглых скобок разъяснительные определения лишены заголовков и пронумерованы арабскими цифрами, обособленными круглыми скобками с одной стороны.
6) Нумерация определений используется в ссылках на определения, например: см. опр. 1 «Высший закон», см. опр. 1-β «Дюжина граней нравственного закона», см. опр. 10-γ-I «Внутренняя свобода», см. опр. 1-I «Закон добра», см. опр. 3-а «Основание долга в истине», см. опр. 3-а-I «Сила долга», см. опр. 7-а-I-1 «Этика бытия».

§1. Добро и зло

Статья 1. Высший закон

Определение 1. Высший закон.
[α] Кратчайшее определение нравственного закона:
Нравственный закон – это высший закон человеческого бытия, которым установлено как истина, что есть добро и что есть зло, и который есть истина, имеющая силу высшего закона в бытии и сознании человека.
[β] Дюжина граней нравственного закона:
{I. Закон добра – II. Закон бытия} – {III. Закон разума – IV. Закон совести} –
{V. Закон счастья – VI. Закон свободы} – {VII. Закон любви – VIII. Закон добродетели} –
{IX. Закон чести – X. Закон долга} – {XI. Закон законов – XII. Закон порядка}.

_________________________________________________________________________

[I] Закон добра.

1) Нравственный закон есть закон добра как закон тождества блага и бытия.

2) Синонимическая запись тождества блага и бытия:

Бытие есть благо; или: Жизнь есть добро.

3) Тождество блага и бытия – это основное уравнение в нравственном законе (см. опр. 4 «Тождество блага и бытия»).

[II] Закон бытия.

1) Нравственный закон есть высший закон человеческого бытия как формула добра, по которой выполняется тождество блага и бытия.

2) Теряя тождество с благом, бытие теряет тождество с собой.

3) Нравственный закон есть высший закон человеческого бытия как закон благой организации бытия, отраженной в сознании человека как благо, и закон нравственной организации сознания, целенаправленной к благу в бытии.

[III] Закон разума.

1) Нравственный закон есть закон разума как истина, возведенная в разуме в закон бытия и вложенная в моральные понятия разума, посредством которых человеческий разум мыслит добро и зло (см. опр. 8 «Моральные понятия»).

2) Доброе, или, другим словом, благое, и моральное, или, другим словом, нравственное, – это одно и то же в истине, вложенной в моральные понятия разума.

3) Моральное уравнение истинного и ложного:

Истинно то, что во благо, и ложно то, что во зло.

[IV] Закон совести.

Нравственный закон есть закон совести, диктуемый человеку совестью человека как истина и как высший закон (см. опр. 2 «Совесть» и §2 «Суд совести»).

[V] Закон счастья.

Нравственный закон есть закон счастья как формула счастья, по которой выполняется тождество блага жизни и счастья жизни (см. ст. 2 «Благо жизни» и §4 «Счастье»).

[VI] Закон свободы.

Нравственный закон есть закон свободы, в силу тождества счастья и свободы (см. ст. 4 «Свобода» и §4 «Счастье»).

[VII] Закон любви.

1) Нравственный закон есть закон любви и царит в душе и в мире как любовь, а любовь царит в душе и в мире как нравственный закон.

2) Мировое царство нравственного закона есть царство любви (см. §5 «Любовь»).

3) Нравственная природа человека есть природа любви (см. §3 «Моральная личность»).

[VIII] Закон добродетели.

Нравственный закон есть закон добродетели как закон добра и любви, вложенный в личные добродетели человека, делающие человека свободным исполнителем нравственного закона, самоопределяющимся к добру по своей добродетельной природе (см. ст. 11 «Добродетель»).

[IX] Закон чести.

Нравственный закон есть закон чести, в силу добродетельной природы чести и в силу двуединства сознания чести и совести (см. ст. 13 «Честь» и ст. 14 «Самоидентификация»).

[X] Закон долга.

Нравственный закон есть закон долга и исполняется человеком как долг, диктуемый человеку совестью человека как истина, имеющая силу высшего закона (см. опр. 3 «Долг»).

[XI] Закон законов.

1) Нравственный закон есть закон законов как высший закон в законодательной регламентации человеческого бытия.

2) Социальное законодательство законно в меру соответствия нравственному закону и в этой мере является формой оного.

3) Мораль и право – это социальные формы нравственного закона (см. ст. 3 «Мораль» и опр. 16 «Высшая власть»).

[XII] Закон порядка.

1) Нравственный закон есть закон нравственного порядка в бытии и сознании человека.

2) Благая организация бытия и нравственная организация сознания – это нравственный порядок бытия и сознания, выражающий собой высший закон и стоящий на душевных и социальных столпах дисциплины (см. опр. 18 «Дисциплина»).

_________________________________________________________________________

Определение 2. Совесть.

Совесть – это нравственная ипостась разума в разумной душе человека.

[α] Триада душевных ролей совести:

I. Высшее законотворчество – II. Высший суд – III. Глашатайство истины.

[1] Совесть – это душевный законодатель, диктующий нравственный закон.

[2] Совесть – это душевный судия, контролирующий исполнение нравственного закона.

[3] Совесть – это душевный глашатай нравственного закона как истины.

[β] Троякое звучание голоса совести:

I. Веление совести – II. Укор совести – III. Совет совести.

[1] Велением совести вменяется долг человеку (см. опр. 3 «Долг»).

[2] Укором совести вменяется вина человеку (см. §2 «Суд совести»).

[3] Советом совести человек наставляется на путь истинный.

[γ] Десять светлейших ликов совести.

[1] Царственные лики совести:

{I. Законодатель – II. Судия} – {III. Повелитель – IV. Опекун}.

[2] Учительские лики совести: {V. Учитель – VI. Подсказчик}.

[3] Дружеские лики совести:

{VII. Помощник – VIII. Спаситель} – {IX. Поводырь – X. Друг}.

_________________________________________________________________________

[I] Всеобщий законодатель.

1) Совесть – это всеобщий законодатель, диктующий всеобщий закон в душах всех людей.

2) Совесть человека отделена в мыслящей душе человека от мыслящего «я» человека порогом сознания и диктует нравственный закон через порог сознания.

3) Совесть диктует человеку нравственный закон как нравственный долг и вменяет нравственный закон в долг человеку посредством велений совести.

[II] Душевный судия.

1) Совесть – это душевный судия, осуществляющий в душе человека контроль за исполнением нравственного закона во исполнение тождества блага и бытия.

2) Душевный контроль со стороны совести за исполнением нравственного закона человеком – это суд совести (см. ст. 6 «Высший суд»).

3) Суд совести вершится за порогом сознания и переносится в сознание человека посредством укора совести (см. опр. 21 «Блокада греха»).

4) Судом совести вменяется вина человеку за зло и осуществляется душевная блокада зла по принципам правосудия (см. опр. 17 «Формула правосудия»).

[III] Душевный глашатай истины.

1) Нравственный закон доводится до сознания человека как истина голосом совести.

2) Истина, оглашаемая совестью, обладает первостепенной жизненной значимостью как безошибочное руководство в бытии, применимое на практике ко всем случаям жизни.

3) Вброс истины в сознание голосом совести производится с соблюдением принципа свободы воли во всех формах звучания голоса совести:

I. Веление совести – II. Укор совести – III. Совет совести.

4) Совет совести есть истина, обретаемая человеком как ответ на моральный вопрос.

5) Двоякий принцип обретения совета совести в мышлении:

I. Принцип подсказки – II. Принцип найденного решения.

6) Двоякий способ получения ответа на жизненно важный моральный вопрос:

I. Вопрошание совести – II. Узрение протянутой руки помощи.

_________________________________________________________________________

Определение 3. Долг.

Долг есть веление совести, принятое к исполнению как познанная истина.

[α] Объемная триада долга:

I. Всеобъемлющий долг – II. Регламентированный долг – III. Оперативный долг.

[1] Всеобъемлющий долг вмещает весь объем требований нравственного закона, предъявляемых человеку совестью и исполняемых человеком как нравственный закон в форме долга.

[2] Регламентированный долг исполняется в социальных сферах ответственности.

[3] Оперативный долг оперативно исполняется и постигается в текущем моменте бытия.

[β] Социальная триада долга:

I. Гражданский долг – II. Профессиональный долг – III. Родительский долг.

[1] Гражданский долг регламентируется государством и подтверждается совестью.

[2] Профессиональный долг исполняется в сферах труда (см. ст. 17 «Труд»).

[3] Родительский долг исполняется как миссия семьи (см. ст. 22 «Семья»).

[4] Во всех формах долг есть веление совести, добровольно принимаемое к исполнению и свободно исполняемое человеком как познанный императив высшего закона.

_________________________________________________________________________

[3-а] Основание долга в истине.

[I] Сила долга.

1) Сила долга – это сила высшего закона и сила истины как высшего закона.

2) В силу тождества долга и высшего закона, нет ничего сильней долга в сознании человека.

[II] Бессильный долг и ложный долг.

1) Нет долга, кроме истинного долга, имеющего силу высшего закона как познанная истина.

2) Долг, не постигнутый как истина, не имеет силы в сознании.

3) Внутренний императив, не тождественный велению совести, но исполняемый под видом долга, и не постигнутый как истина, но принимаемый за истину по каким-либо основаниям, кроме совестливых оснований, есть ложный долг и вообще не долг, а моральное заблуждение.

[III] Чувство долга.

1) В силу тождества долга и веления совести, основание долга в истине есть основание долга в совести.

2) Основание долга в совести – это чувство долга.

3) Чувство долга есть сознание долга и элемент нравственного самосознания человека (см. опр. 41 «Нравственное самосознание»).

[3-б] Основание долга в свободе.

[I] Тождество веления совести и волеизъявления в долге.

1) Веление совести – это сверхличный императив, диктуемый личности совестью.

2) Волеизъявление личности – это личный императив, диктуемый человеком самому себе командным образом по принципу свободы воли (см. опр. 11 «Принцип свободы воли»).

3) Веление совести совпадает с волеизъявлением в долге, чем обеспечено свободное повиновение человека долгу.

[II] Свободное повиновение долгу.

1) Двойное основание долга в истине и свободе:

I. Сознание долга как истины – II. Тождество веления совести и волеизъявления.

2) Не бывает несвободного повиновения долгу.

3) Когда долг исполняется из-под палки, тогда исполняется не долг, а требования внешней дисциплины, формально совпадающие с долгом, не осознаваясь как долг.

Статья 2. Благо жизни

Определение 4. Тождество блага и бытия.

Жизнь дана человеку как благо, которое есть она сама, и отражается в сознании человека как благо, которое есть она сама, в силу тождества блага и бытия.

[α] Тождество №1 в нравственном законе:

Жизнь есть благо.

[1] Тождество блага и бытия – это основное моральное уравнение, раскладываемое в себе на три тождества:

Тождество №1 – тождество блага и бытия;

Тождество №2 – тождество блага жизни и счастья жизни;

Тождество №3 – тождество счастья и свободы.

[2] Жизнь – это благо как то, что она есть по своей благой сущности.

[3] Жизнь – это благо, которое неделимо, составляя благую сущность жизни, и делимо, составляя счастье жизни.

[β] Тождество №2 в нравственном законе:

Благо жизни есть счастье жизни.

[1] Счастье – это выполнение тождества блага и бытия по формуле счастья.

[2] Благо жизни есть счастье жизни как сумма благ, составляющих счастье по формуле счастья (см. опр. 5 «Дюжина всех благ» и ст. 16 «Формула счастья»).

[3] В тождестве блага жизни и счастья жизни содержится законное право человека на счастье (см. опр. 4-б «Право на счастье»).

[γ] Тождество №3 в нравственном законе:

Счастье есть свобода.

(См. опр. 10 «Тождество счастья и свободы»).

_________________________________________________________________________

[4-а] Фундаментальность основного морального уравнения.

1) Вся система нравственного закона извлекается из тождества блага и бытия и заархивирована в тождестве блага и бытия.

2) Только из тождества жизни и добра может вытекать антагонизм добра и зла как взаимоисключающих реальностей и как противоположных понятий разума.

3) Кроме тождества жизни и добра, нет у разума логических оснований для формирования понятий добра и зла, верно отражающих реальность.

4) Определения добра и зла, противоречащие тождеству блага и бытия, ошибочны.

5) Этика, не видящая тождества блага и бытия, слепа и бессистемна.

[4-б] Право на счастье.

[I] Законность права на счастье.

1) У человека есть право на счастье как законное право, предоставленное человеку нравственным законом как законом счастья.

2) Право на счастье законно как естественная необходимость и необходимая возможность обретать жизнь как благо, которое есть она сама в тождестве блага жизни и счастья жизни.

[II] Обеспечение права на счастье долгом.

1) Жизнь дана человеку как благо, сохраняемое человеком посредством исполнения человеком нравственного закона во исполнение счастливого тождества блага и бытия.

2) Право человека на счастье обеспечено долгом, состоящим в исполнении человеком нравственного закона.

[III] Права человека в праве на счастье.

1) Право на счастье – это сложносоставное право, раскладываемое на права человека.

2) Права человека содержатся в праве на счастье как права на жизненные блага, предусмотренные нравственным законом как компоненты и условия счастья.

[IV] Законные и фиктивные права.

1) Нет прав, кроме законных прав, предоставляемых человеку де-факто нравственным законом и подкрепляемых де-юре государством с санкции нравственного закона и совести.

2) Права, своевольно присваиваемые человеком, – это фиктивные и несуществующие права.

[V] Утрата прав при злоупотреблении правами.

1) Все права, какие реально могут быть у человека, даны человеку под обязательным условием надлежащего пользования правами во благо, но не во зло.

2) При употреблении во зло права ограничиваются или аннулируются нравственным законом в порядке пресечения зла.

_________________________________________________________________________

Определение 5. Дюжина всех благ.

Счастье строится из компонентов счастья на фундаменте условий счастья.

[α] Дюжина первокомпонентов и первоусловий счастья.

[I] Первокомпоненты счастья по строгой классификации.

[1] Триада благ простого человеческого счастья: I. Здоровье – II. Семья – III. Труд.

[2] Триада высших благ: IV. Свобода – V. Любовь – VI. Истина.

[II] Первоусловия счастья по свободной классификации.

[1] Триада планетарных благ: VII. Экосистема – VIII. Цивилизация – IX. Государство.

[2] Триада прожиточных благ: X. Пропитание – XI. Кров – XII. Безопасность.

[β] Триада краеугольных благ:

I. Здоровье – II. Свобода – III. Любовь.

[1] Предельно компактная комплектация счастья описывается уравнением краеугольных благ, по которому весь состав счастья заархивирован в оных (см. опр. 46 «Уравнение краеугольных благ).

[2] Классификация благ сводима к дюжине всех благ, которая допускает в себе чрезмерную для строгой теории вариантность в части классификации условий счастья, зато основные компоненты счастья поддаются строгой классификации по формуле архивации счастья в краеугольных благах.

[γ] Состав счастья.

[1] Краеугольная комплектация счастья:

I. Триада краеугольных благ – II. Первокомпоненты счастья.

[2] Детальная комплектация счастья:

III. Формы краеугольных благ – IV. Компоненты краеугольных благ.

_________________________________________________________________________

[I] Двойная реальность добра:

I. Счастье – II. Добрый фундамент счастья.

1) В силу дуализма благ как компонентов и условий счастья, реальность добра выходит за рамки реальности жизни и погружена в мировую реальность, не совпадающую с реальностью жизни.

2) Счастье человека – это жизнь как благо, которое есть она сама.

3) Счастье человека – это живая реальность добра, укомплектованная компонентами счастья.

4) Счастье человека – это счастливая и свободная жизнь.

5) Добрый фундамент счастья – это условия счастливой и свободной жизни.

6) Условия счастья – это жизнеобеспечительные блага, не составляющие собой счастья, но обеспечивающие собой возможность счастья.

7) Условия счастья – это благие средства к счастью и орудия добра, посредством которых и на основе которых строится счастье человека.

[II] Орудия добра и зла.

1) То, посредством чего творится в мире добро или зло, есть орудие добра или орудие зла.

2) Те орудия, посредством которых может твориться только добро, сами суть добро.

3) Те орудия, посредством которых может твориться и добро, и зло, относятся кморально нейтральным вещам.

[III] Морально нейтральная вещь.

1) То, что не является ни добром, ни злом само по себе, есть морально нейтральная вещь.

2) Морально нейтральная вещь теряет нейтральность, используясь как орудие добра или зла, и в момент использования включается в состав реальности добра или зла.

3) Взаимопревращение орудий добра и зла не есть взаимопревращение добра и зла, которое невозможно в принципе, в силу самотождественности добра и зла (см. опр. 13-α «Самотождественность добра и зла»).

_________________________________________________________________________

Определение 6. Ценности.

Блага – это ценности бытия и сознания.

[α] Базовая поляризация ценностей.

[1] Дуализм ценностей №1: I. Ценности бытия – II. Ценности сознания,

где ценности бытия – это все блага, кроме истины.

[2] Дуализм ценностей №2:

I. Отраженные ценности сознания – II. Неотраженные ценности сознания,

где отраженные ценности сознания – это ценности бытия, отраженные в сознании, а неотраженные ценности сознания создаются разумом в самом себе.

[3] Дуализм ценностей №3: I. Сознаваемые блага – II. Несознаваемые блага.

[4] Дуализм ценностей №4: I. Компоненты счастья – II. Условия счастья.

[5] Дуализм ценностей №5: I. Высшие ценности – II. Подчиненные ценности.

[6] Дуализм ценностей №6: I. Святыни – II. Несвятые ценности.

[7] Дуализм ценностей №7: I. Истинные ценности – II. Ложные ценности.

[β] Триада высших ценностей:

I. Свобода – II. Любовь – III. Истина.

[1] Триада высших ценностей есть триада высших благ.

[2] Свобода и любовь – это высшие ценности как высшие блага в составе счастья.

[3] Истина входит в число высших ценностей в качестве истинных ценностей сознания.

[4] Дуализм истины в дуализме ценностей №2:

I. Отраженные истинные ценности – II. Неотраженная истина.

[5] Неотраженная истина извлекается разумом из самого себя как плод творчества и самопознания и ложится в основу мира в качестве мировых духовных ценностей.

[γ] Мировая тетрада духовных ценностей.

[1] Законодательная диада неотраженной истины: I. Религия – II. Мораль и право.

[2] Творческая диада неотраженной истины: III. Наука – IV. Искусство.

[3] Мировая тетрада ложных духовных ценностей: лжезаконы + лжетворчество:

{I. Лжерелигия – II. Лжемораль и лжеправо} – {III. Лженаука – IV. Лжеискусство}.

_________________________________________________________________________

[6-а] Диалектика ценностей и благ.

[I] Сознаваемое и несознаваемое добро: дуализм ценностей №3.

1) Сознаваясь, добро оценивается и ценится, то есть возводится в ценность в сознании.

2) Не сознаваясь, добро является ценностью бытия, не являясь ценностью сознания.

3) Несознаваемое добро характеризуется пониженной сохранностью в составе и в условиях счастья, коль скоро не дорожат тем, что не ценят.

[II] Ценностная сохранность добра.

1) Сознаваемые блага – это ценности бытия, зафиксированные в сознании человека как ценности сознания и включенные в систему ценностей человека.

2) Посредством системы ценностей осуществляется ценностная сохранность добра в бытии по принципу обратной связи между ценностями бытия и сознания.

[III] Обратная связь между ценностями бытия и сознания.

1) Бытие и сознание человека связаны ценностями бытия и сознания через отражение ценностей бытия в сознании, а ценностей сознания – в бытии.

2) Отражение ценностей бытия в сознании состоит в постижении добра человеком.

3) Отражение ценностей сознания в бытии состоит в мотивации поступков человека ценностями человека.

[6-б] Оценка добра.

[I] Оценочная призма моральных понятий.

1) Человек оценивает как добро то, в чем человеческий ум усматривает добрый смысл сквозь оценочную призму моральных понятий или только понятия добра (см. опр. 8 «Моральные понятия»).

2) Моральные понятия прикладываются умом к предмету оценки как измерительный инструмент, посредством которого усматривается добрый, либо недобрый, либо морально нейтральный смысл в предмете оценки.

3) Если предмет оценки не нейтрален, то назначается оному моральная цена.

[II] Моральная цена.

1) Моральная цена – это цена благ как ценностей и цена зол как оцененного ущерба.

2) Моральная цена – это оценочная значимость благ и зол.

3) С возрастанием моральная цена становится немыслимой.

4) За чертой мыслимой цены мыслятся бесценное добро и чудовищное зло.

5) Бесценное добро – это святыни как самое дорогое, чья моральная цена стремится в бесконечность в сознании.

[6-в] Дуализм ценностей №7.

[I] Истинные ценности.

1) Дуализм истинных ценностей в дуализме ценностей №1:

I. Истинные ценности бытия: добро – II. Истинные ценности сознания: истина.

2) Истинные ценности бытия – это блага в компонентах и условиях счастья, кроме истины.

3) Истинные ценности сознания – это истина как благо и благо в форме истины.

4) Благо в форме истины – это истинные духовные ценности, усвоенные сознанием человека как ценная истина и принципиально поляризованные дуализмом ценностей №2:

I. Отраженные истинные ценности – II. Неотраженная истина.

5) Отраженные истинные ценности – это истинные блага бытия, познанные человеком и поставленные на свои места в системе ценностей сознания.

6) Неотраженная истина извлекается разумом из самого себя и в качестве высшего блага застраивается в мировую тетраду духовных ценностей:

{I. Религия – II. Мораль и право} – {III. Наука – IV. Искусство}.

[II] Ложные ценности: псевдоценности.

1) Псевдоценности – это продукты ложного и порочного мышления.

2) Дуализм псевдоценностей в дуализме ценностей №2:

I. Искаженные ценности – II. Измышленные ценности.

3) Измышленные ценности – это мнимые блага, измышленные человеком и наиболее зловредные в виде лжезаконов и лжетворчества:

{I. Лжерелигия – II. Лжемораль и лжеправо} – {III. Лженаука – IV. Лжеискусство}.

4) Дуализм искаженных ценностей: I. Миражные блага – II. Блага сбитой шкалы оценок.

5) Миражные блага – это мнимые блага, попадающие в систему ценностей сознания как умосозерцательные миражи, создаваемые искаженным и порочным взглядом на жизнь.

6) Дуализм благ сбитой шкалы оценок:

I. Чересчур переоцененные блага – II. Чересчур недооцененные блага.

7) Переоцененные блага эквивалентны псевдоценностям, а недооцененные блага эквивалентны несознаваемому добру в дуализме ценностей №3.

8) Блага и ценности, предусмотренные формулой счастья по принципу благих иллюзий, не мнимы и не ложны (см. опр. 57 «Благие иллюзии»).

Статья 3. Мораль

Определение 7. Этика и мораль.

Этика – это наука о нравственном законе и морали.

Мораль – это форма нравственного закона и руководство в бытии.

[α] Система этики.

[1] Янус этики: I. Фундаментальная этика – II. Прикладная этика.

[2] Янус фундаментальной этики: I. Этика бытия – II. Этика человека.

[3] Фундаментальная этика имеет предметом нравственный закон (см. опр. 7-а-I «Первоосновы фундаментальной этики»).

[4] Прикладная этика имеет предметом мораль и эквивалентна морали (см. опр. 7-а-II «Основные разделы прикладной этики»).

[β] Система морали.

[1] Первый Янус морали:

I. Моральная система норм и правил – II. Моральная система ценностей.

[2] Второй Янус морали: I. Социальная мораль – II. Личная мораль.

[3] Третий Янус морали: I. Истинная мораль – II. Ложная мораль.

[4] Нет морали, кроме истинной морали, извлекаемой как истина из первоисточников морали, а ложная мораль – это аморальное подобие морали.

[5] Тетрада первоисточников морали:

{I. Совесть – II. Добродетели} – {III. Моральные понятия – IV. Мудрость веков}.

[γ] Заповеди.

[1] Квинтэссенцию морали составляют заповеди как основные предписания и запреты.

[2] Заповеди первой важности извлекаются разумом и совестью из природных добродетелей человека (см. опр. 48 «Заповеди счастья»).

[3] Во времени исторической эволюции человека система моральных норм и правил поведения зиждется в себе на триаде краеугольных заповедей:

I. Заповедь №1 «Не убий» – II. Заповедь №2 «Не укради» – III. Заповедь №3 «Не солги».

[4] Первые заповеди отношений человека с человеком вложены в золотое правило морали:

Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

_________________________________________________________________________

[7-а] Вся этика.

[I] Первоосновы фундаментальной этики.

[1] Этика бытия.

Диада первооснов №1: I. Добро и зло – II. Счастье и свобода.

Диада первооснов №2: III. Мораль и право – IV. Труд и справедливость.

[2] Этика человека.

Дюжина первооснов этики в нравственной природе человека:

Триада первооснов №1: I. Совесть – II. Свобода воли – III. Любовь.

Триада первооснов №2: IV. Добродетель и порок – V. Честь и долг – VI. Стыд и вина.

Триада первооснов №3: VII. Самосознание – VIII. Моральная сенсорика – IX. Сердце.

Триада первооснов №4: X. Моральные понятия – XI. Ценности – XII. Идеалы и святыни.

[II] Основные разделы прикладной этики.

1) Всеобщее руководство в бытии: I. Нормы и правила – II. Заповеди.

2) Регламентация чести: III. Кодексы чести – IV. Профессиональная этика.

3) Сфера приличий и традиций: V. Этикет – VI. Церемониал.

[7-б] Лики морали.

[I] Социальная мораль.

1) Социальная мораль – это двуединая система общепринятых ценностей сознания и общепринятых моральных норм и правил поведения, извлеченная в народном сознании из первоисточников морали за время эволюции человека.

2) Социальная мораль – это регулятор отношений человека с человеком и скрижаль нравственного порядка в бытии и сознании.

3) В той мере, в какой социальная мораль не входит в состав личной морали, она служит элементом внешней дисциплины в нравственном порядке (см. ст. 18 «Дисциплина»).

4) Социальная мораль является элементом личной морали в той мере, в какой она повлияла на формирование личности.

[II] Личная мораль.

1) Личная мораль – это двуединая система ценностей сознания и моральных норм и правил поведения, принятая личностью к руководству в бытии.

2) Личная мораль есть элемент практического самосознания и отражает собой все содержание нравственного самосознания человека (см. опр. 41 «Нравственное самосознание»).

3) Моральный облик человека отражается в личной морали по принципу:

Скажи, в чем твоя мораль, и я скажу, кто ты.

[III] Ложная мораль.

1) С уменьшением доли истины в морали уменьшается она сама и уступает свое святое место лжеморали, наживаемой человеком вместе с пороками и аморальным засорением сознания.

2) Основной состав ложной морали:

I. Аморальные псевдоценности – II. Стандарты аморального поведения.

3) Когда человек берет за правило руководствоваться истинной моралью в одних случаях и ложной моралью в других случаях, это есть двойная мораль.

[IV] Эволюция морали.

1) Мораль – это целесообразная форма нравственного закона, работающая во благо как системный элемент благой организации бытия и нравственной организации сознания.

2) Мораль эволюционирует вместе с человеком от исходной эволюционной формы морали к целевой эволюционной форме морали.

3) Во всех естественно-исторических формах мораль истинна как добро или орудие добра, по моральному уравнению истинного и ложного:

Истинно то, что во благо, и ложно то, что во зло.

_________________________________________________________________________

Определение 8. Моральные понятия.

Моральные понятия разума служат моральным зеркалом бытия в сознании человека.

[α] Краеугольная дюжина моральных понятий:

[1] Первая пара моральных понятий: I. Добро – II. Зло.

[2] Вторая пара моральных понятий: III. Совесть – IV. Долг.

[3] Третья пара моральных понятий: V. Добродетель – VI. Честь.

[4] Четвертая пара моральных понятий: VII. Любовь – VIII. Счастье.

[5] Пятая пара моральных понятий: IX. Справедливость – X. Право.

[6] Шестая пара моральных понятий: XI. Грех – XII. Вина.

[β] Система моральных понятий.

[1] Моральные понятия формируются диалектическими парами двоякого типа:

I. Положительные противоположности – II. Отрицательные противоположности.

[2] Нечетные понятия краеугольной дюжины служат опорными в парах.

[3] В ядре системы моральных понятий помещено понятие добра.

[4] В ядре понятия добра помещена система ценностей, ибо добро есть ценность.

[5] Моральные понятия служат инструментами моральной оценки бытия и характеризуются классом точности измерений, соответственным степени правильности понятий.

[6] Отражающая способность моральных понятий задана долей правды в понятиях.

[7] Янус моральных ошибок мышления: I. Понятийные ошибки – II. Оценочные ошибки.

[γ] Хорошее и плохое.

[1] Понятия добра и зла расширены понятиями хорошего и плохого.

[2] Уравнение хорошего:

Добро и польза + то, что идет во благо и на пользу = хорошее.

[3] Уравнение плохого:

Зло и вред + то, что идет во зло и во вред = плохое.

_________________________________________________________________________

[8-а] Понятие добра.

[I] Первородное понятие.

1) Человек мыслит и постигает добро посредством понятия добра, первичного относительно всех моральных понятий.

2) Понятие добра – это сложносоставное представление о добре, которое едино, при всей многосложности, и служит основным инструментом моральной оценки.

3) Оперируя понятием добра, человеческий ум оценивает жизнь на предмет соответствия жизни самой себе как благу и оценивает в жизни все на предмет того, благо ли и во благо ли оно.

4) В силу тождества жизни и добра, понятие добра – это основной духовный сосуд знания и понимания жизни в системе понятий разума.

5) Истинность понятия добра возрастает с накоплением в оном истины, познанной как жизнь.

6) Понятие зла формируется в контраст с понятием добра по принципу от противного.

[II] Состав понятия добра.

1) Истина образует правильный состав понятия добра в виде системы истинных представлений о добре.

2) Понятие добра искажается ложными представлениями о добре, примешанными к истине.

3) Поляризация состава понятия добра: I. Истина – II. Моральный вздор.

4) Поляризация истинных представлений о добре:

I. Ясные представления о добре – II. Смутные представления о добре.

5) Поляризация морального вздора:

I. Безвредный вздор – II. Зловредный вздор.

6) Моральный вздор зловреден в качестве руководящих моральных заблуждений.

[III] Моральные заблуждения.

1) Моральные заблуждения – это правдоподобный вздор, принимаемый на веру и принимаемый или не принимаемый к руководству в бытии вместо правды.

2) Как руководство в бытии моральные заблуждения составляют лжемораль.

3) Базовая тетрада моральных заблуждений:

{I. Руководящие заблуждения – II. Неруководящие заблуждения} –

{III. Злые заблуждения – IV. Незлые заблуждения}.

[8-б] Понятийная мера добра и зла.

[I] Оценочный дуализм добра и зла.

1) Оценочный дуализм добра: I. Реальное добро – II. Мнимое добро.

2) Оценочный дуализм зла: I. Реальное зло – II. Мнимое зло.

3) Двойной детерминизм оценочной поляризации добра и зла:

I. Ошибки в понятиях добра и зла – II. Ошибки в оценках добра и зла посредством понятий.

[II] Оценочная вилка добра и зла.

1) Все, что подвергается моральной оценке, мыслится в оценочной вилке добра и зла, расширенной понятиями хорошего и плохого.

2) Для правильной моральной оценки требуется, во-первых, знать, что есть добро и что есть зло, а во-вторых, правильно приложить знание к предмету оценки.

[III] Силлогизм гарантии от моральной ошибки.

1) 1-я посылка: только совесть может безошибочно установить, что есть добро и что есть зло.

2) 2-я посылка: только совесть может безошибочно примерить оценочную вилку добра и зла.

3) Заключение: только совесть может дать гарантию от моральной ошибки.

_________________________________________________________________________

Определение 9. Идеалы.

Моральный идеал – это лучшее качество жизни и человека по нравственному закону.

[α] Янус идеала:

I. Идеал жизни – II. Идеал человека.

[1] Моральный идеал жизни – это наилучшее выполнение тождества блага и бытия.

[2] Моральный идеал человека составлен из добродетельных идеалов, извлекаемых разумом из добродетелей человека (см. ст. 11 «Добродетель»).

[β] Базовая дюжина добродетельных идеалов.

[1] Идеалы общего облика:

I. Идеал добродетельности – II. Идеал чести – III. Идеал святости.

[2] Идеалы одноименных добродетелей:

IV. Идеал любви – V. Идеал мужества – VI. Идеал честности

VII. Идеал трудолюбия – VIII. Идеал бескорыстия – IX. Идеал меры

X. Идеал скромности – XI. Идеал воспитанности – XII. Идеал верности.

[3] Добродетельные идеалы загружаются в ядро моральной системы ценностей.

[4] Моральный идеал есть моральная норма.

[γ] Отклонения от идеала:

I. Несовершенства человека – II. Пороки человека.

_________________________________________________________________________

[I] Тождество идеала и нормы.

[1] Требуемая норма.

Моральный идеал есть моральная норма и подлежит претворению в жизнь как норма жизни, требуемая нравственным законом и совестью.

[2] Дуализм несовершенств и пороков.

Отклонения от идеала в моральном облике человека суть отклонения от нормы, поляризованные как личные несовершенства и пороки человека по стороны границы, установленной нравственным законом и указываемой совестью.

[3] Диапазон несовершенств.

Личные несовершенства непорочны и нормальны как нормативные недостатки личности, держащиеся в рамках нормы нравственного здоровья души и в границах нормативного диапазона несовершенств, установленного нравственным законом для каждой ступени эволюции человека.

[4] Псевдоидеалы.

Сбоем в моральных понятиях и оценках создается душевная почва для подмены идеалов псевдоидеалами, которые суть псевдоценности.

[II] Красота идеала:

I. Красота жизни – II. Красота человека.

[1] Красота жизни.

Красота жизни есть красота добра, ибо жизнь есть добро и прекрасна как добро.

[2] Красота человека.

Красота человека есть красота добродетели, красота которой есть красота души.

Статья 4. Свобода

Определение 10. Тождество счастья и свободы.

Счастье – это свобода в тождестве счастливой и свободной жизни.

[α] Смыслы свободы в тождестве блага и бытия.

[1] Смысл свободы №1: Свобода – это выполнение тождества блага и бытия.

[2] Смысл свободы №2: Свобода – это счастье жизни как блага, которое есть она сама.

[β] Простая суть тождества счастья и свободы.

[1] Тождество блага и бытия выполняется как тождество счастливой и свободной жизни.

[2] Жизнь счастлива в свободе как благо, которое есть она сама.

[3] Счастливая жизнь – это свободная жизнь, огражденная от насилия и от иных пагубных воздействий, подавляющих жизнь и наносящих ущерб жизни, подрывая тождество блага и бытия.

[4] Подавляемая и ущербная жизнь ограничивается в свободе и ввергается в несвободу.

[5] Несвобода – это чувствительная убыль свободы, а убыль свободы – это убыль счастья, описываемая по формуле дефицита счастья (см. опр. 47-а «Дефицит счастья»).

[6] Тождество блага и бытия выполняется в свободе путем беспрепятственного самораскрытия потенциала жизни по уравнению краеугольных благ:

Здоровье + свобода + любовь = счастье.

[7] Здоровье и любовь – это эквиваленты свободы в уравнении краеугольных благ, а свобода является отдельным компонентом счастья в двуединстве внутренней и внешней свободы.

[γ] Стороны свободы:

I. Внутренняя свобода – II. Внешняя свобода.

[I] Внутренняя свобода.

[1] Внутренняя свобода – это свобода души, обусловленная свободной природой человека.

[2] Внутренняя свобода и внутренняя несвобода ощущаются душой в диапазоне душевной чувствительности к добру и злу и к счастью и беде (см. опр. 55 «Моральная сенсорика»).

[3] Ощущение внутренней свободы есть ощущение счастья и возрастает с возрастанием полноты счастья, которая есть полнота жизни.

[4] Уравнение двусторонней свободы: Внутренняя свобода + внешняя свобода = свобода.

[II] Внешняя свобода.

[1] Внешняя свобода – это мировая сторона внутренней свободы.

[2] Внешняя свобода раскладывается на свободы, эквивалентные правам человека, вложенным в право на счастье и гарантируемым извне государством.

[3] Человек свободен внутренне и внешне, беспрепятственно реализуя права как свободы и свободы как права посредством воли по принципу свободы воли.

[4] Правоволевое уравнение свободы:

Правовая гарантия прав и свобод + волевая реализация прав и свобод = свобода.

_________________________________________________________________________

[10-а] Краеугольные эквиваленты свободы.

[I] Здоровье.

1) Триада здоровья в составе счастья:

I. Физическое здоровье – II. Психическое здоровье – III. Нравственное здоровье.

2) Эквивалентная запись триады здоровья:

I. Физическое здоровье – II. Здравый ум – III. Честь и совесть в норме.

3) Здоровье – это краеугольный эквивалент свободы как свободоносный компонент счастья.

4) Здоровье несет в себе свободу как возможность свободно пользоваться благом жизни и тем самым реализовывать право на счастье.

5) Здоровье обеспечивает свободу, обеспечивая свободное пользование благом жизни.

6) Здоровье вдыхает в жизнь свободу, поддерживая собой тождество блага и бытия.

7) Нездоровье – это несвобода как умаление счастья и свободы ограничением возможности пользоваться благом жизни.

8) Здоровье – это свобода, заметная по контрасту с нездоровьем.

[II] Высший эквивалент свободы.

1) Любовь – это высший эквивалент свободы как высшее благо в составе счастья.

2) Любовь несет освобождение, ликвидируя собой дефицит счастья, который ограничивает свободу жизни и души.

3) Любовь – это высшая свобода как высвобождение лучшего содержания жизни и как высшее счастье, которое есть счастье любви и счастье жизни в любви.

[10-б] Свободная природа человека.

[I] Дитя свободы.

1) Человек – это дитя свободы, сотворенное в свободе и свободное от природы.

2) Человек свободен от природы, ибо человек дан себе в сознании и свободен в сознании, а жизнь дана человеку как сознательная жизнь.

3) Сознание человека – это обитель свободы и стихия свободы, куда человек погружен как мыслящее «я» и где человек наделен свободой воли; а в самосознание человека вложено врожденное сознание свободы.

[II] Сознание свободы.

1) Сознание свободы – это самосознательное чувство, посредством которого человек сознает себя свободным существом и сознает жизнь как то, что дано человеку в свободное распоряжение.

2) Сознание свободы – это гиперморальный элемент нравственного самосознания человека.

3) Сознание свободы срастается в самосознании с сознанием чести, откуда происходит свободолюбие как характеристика самосознания.

[III] Понятие свободы и дух свободы.

1) Понятие свободы – это представление о свободе, пронизанное духом свободы.

2) Дух свободы – это то же самое, что сознание свободы, присущее человеку от рождения сверх и помимо приобретенного понятия свободы.

[IV] Право на свободу.

1) В силу тождества счастья и свободы, право на счастье равнозначно праву на свободу.

2) В праве на свободу содержится право на самоуправление и реализуется человеком посредством воли по принципу свободы воли как право на счастье и свободу.

_________________________________________________________________________

Определение 11. Принцип свободы воли.

Свобода воли – это волевое самоуправление человека.

[α] Система свободы воли.

[1] Уравнение волевого самоуправления:

Волевое решение + волевой акт = волевое самоуправление = свобода воли.

[2] Уравнение двуединой свободы воли:

Свобода выбора + свобода действия = свобода воли.

[3] Уравнение ответственной свободы воли:

Сознательность воли + ответственность воли = свобода воли.

[4] Уравнение волевого выбора:

Выбор цели + выбор средств к цели = волевой выбор.

[5] Уравнение свободной мотивации воли:

Мотивация воли + самомотивация воли = свободная мотивация воли.

[6] Уровни самомотивации:

I. Стратегическая самомотивация – II. Тактическая самомотивация.

[7] Моральная поляризация воли: I. Добрая воля – II. Злая воля.

[β] Простая суть свободы воли.

[1] Воля – это то, посредством чего человек свободно управляет собой как живым существом.

[2] Воля – это способность человека к сознательному самоуправлению, осуществляемая мыслящим «я» человека посредством команд.

[3] Воля – это командное мышление человека, состоящее из волевых решений и волевых актов, производимых человеком в сознании по принципу свободы воли.

[4] Принцип свободы воли – это принцип волевого самоуправления, действующий в сознании как в свободе и заложенный в тождестве сознательной и свободной природы человека.

[5] Принцип свободы воли двуедин как принцип сознательности воли и ответственности воли, в силу двуединства сознательной и нравственной природы человека.

[6] Принцип свободы воли главенствует в системе самоуправления человека, когда человек пребывает в сознании; а вне сознания человек разлучен с жизнью и собой и не отвечает за себя.

_________________________________________________________________________

[11-а] Механика воли.

Свобода воли двуедина как свобода выбора и свобода действия, где действие есть волевой акт, которому предшествует волевое решение в мыслительном механизме воли.

[I] Волевой акт.

1) Волевой акт – это мотивированная команда, движущая человеком как живым существом и отдаваемая в сознании мыслящим «я» человека себе как живому существу.

2) Вереница волевых актов – это процесс волевой активности мыслящего «я» и процесс волевого самоуправления человека в бытии.

[II] Волевой выбор.

1) Волевой акт вытекает из волевого решения, которое есть то же самое, что волевой выбор.

2) Волевой выбор двуедин как выбор цели и средств к цели.

3) Волевой выбор содержит двойную аргументацию волевого акта:

I. Аргументированный выбор цели – II. Аргументированный выбор средств к цели.

4) Волевой выбор – это самомотивация воли.

[11-б] Самомотивация.

[I] Квинтэссенция свободы воли.

1) Самомотивация воли – это сознательная квинтэссенция свободы воли, вложенная в принцип свободы воли как принцип командного действия воли.

2) Самомотивация воли и прочая мотивация воли соотносятся как собственная мотивация человека и как мотивация самомотивации.

3) Мотивация самомотивации – это причины самомотивации в составе всей мотивации воли.

4) Свобода воли парадоксальна, и парадокс свободы воли заключается в том, что свобода воли – это факт как свобода выбора и действия независимо от причин выбора и действия.

[II] Обстоятельства свободы.

1) Волевая самомотивация человека противопоставлена своим же причинам как свободный выбор человека – факторам влияния на выбор.

2) Факторы влияния на волевой выбор – это обстоятельства свободы, составляющие мотивацию воли, отличную от самомотивации.

3) Дуализм мотивации самомотивации: душевные и мировые факторы влияния на выбор:

I. Внутренние обстоятельства свободы – II. Внешние обстоятельства свободы.

[III] Вариантность выбора.

1) Человек располагает свободой выбора в самомотивации и самомотивирован вариантными целями и вариантными средствами к целям.

2) Свобода волевого выбора предоставлена человеку в виде возможности предпочитать одни цели другим целям и одни способы достижения целей другим способам, выбираемым вместе с целями как средства к целям.

3) Когда вариантов на выбор нет, кроме одного, всегда имеющегося, тогда выбор заключается в принятии либо непринятии человеком единственного варианта на выбор как судьбы.

[IV] Уровни самомотивации.

1) Воля человека самомотивирована на двух уровнях самомотивации: верхнем, или стратегическом, и нижнем, или тактическом.

2) Стратегически воля самомотивирована дальними и крупными целями жизни, выбираемыми как целевое благо и требующими средств под себя.

3) В поисках средств к стратегическим целям жизни воля тактически самомотивирована вереницами промежуточных целей, требующих средств под себя.

4) Промежуточные цели подчинены стратегическим целям жизни как конечным целям в замкнутых циклах самомотивации, катящихся по стреле времени в жизненном цикле человека.

[V] Тождество целей и задач.

1) Волевая активность состоит в решении жизненных задач, поставленных жизнью перед человеком и поставленных им самим перед собой как целевые задачи.

2) Решение жизненных задач – это то же самое, что осуществление жизненных целей путем применения средств к целям.

[VI] Бремя свободы.

С повышением судьбоносности волевого выбора и душевной трудоемкости волевых актов как поступков возрастает нравственный груз свободы воли и составляет бремя свободы.

[11-в] Волевой самоконтроль.

[I] Автоматизм воли.

1) При пониженной жизненной значимости волевого выбора и при сведении оного к необременительному нулю процесс волевой активности носит автоматический характер.

2) Автоматизм воли – это сознательное самоуправление человека по принципу самоконтроля без осознания, проделываемое машинально по выработанным поведенческим схемам.

[II] Вменяемость воли.

1) За исключением невменяемых состояний сознания и кроме мотивации воли душевными патологиями, волевые решения и акты вменяемы при любой степени автоматизма воли как свободные продукты воли, подконтрольные человеку.

2) Волевые решения и акты вменяемы независимо от любой их, кроме сумасшедшей, мотивации за порогом сознания.

3) Вменяемость воли заключается в тождестве свободной и сознательной природы воли, а это тождество заключается в том, что человек управляет собой посредством воли в сознании, где он свободен вместе с волей и контролирует свою волю как свое командное мышление и как себя.

[III] Осознанность мотивации.

1) Мотивация воли, включая самомотивацию, осознается человеком в разной степени, складываясь в полном объеме одновременно за порогом сознания и в сознании.

2) Всякий волевой акт сознателен и подконтролен мыслящему «я», ибо проделывается в сознании, а не за порогом сознания, и вытекает в сознании, а не за порогом сознания, из волевого решения как из окончательного решения или спонтанного решения.

3) Степень осознанности волевого решения не может быть настолько мала, чтобы поставить под сомнение факт свободы воли, если только состояние сознания при этом отвечает определению вменяемого состояния.

[11-г] Личная власть.

[I] Власть над собой.

1) Волевое самоуправление человека – это власть над собой, лично осуществляемая человеком как свободное распоряжение собой по праву на самоуправление.

2) Право на самоуправление – это ответственное право, реализуемое как надлежащее управление собой во благо, но не во зло, где благо и зло взвешиваются в моральном выборе (см. опр. 12 «Моральный выбор»).

[II] Власть человека над человеком.

1) Личная власть человека над человеком – это форма личной власти человека над собой, где волевое самоуправление состоит в управлении посредством воли кем-то еще, кроме себя.

2) Человеку дается власть над человеком как правовые полномочия, необходимые для исполнения долга в сферах ответственности.

3) Власть человека над человеком заключается в осуществлении властных и должностных полномочий как правовых полномочий, получаемых человеком на законных основаниях во исполнение возложенных на человека обязанностей в сферах ответственности и труда.

[III] Легитимность власти и произвол.

1) Власть человека над человеком легитимна как исполнение нравственного закона и нелегитимна как личный произвол.

2) Произвол есть злоупотребление личной властью и свободой и беззаконие, возведенное в закон личным произволением властвующего «я», не сознающего ни права, ни долга.

_________________________________________________________________________

Определение 12. Моральный выбор.

Моральный выбор – это выбор между добром и злом, расширенный как выбор между хорошим и плохим и двуединый как выбор жизненных целей и средств к целям.

Триада морального выбора:

I. Выбор добра против зла – II. Выбор меньшего из зол – III. Выбор большего из благ.

_________________________________________________________________________

[12-а] Троякий выбор между добром и злом.

[I] Выбор меньшего из зол.

1) Выбор из двух зол меньшего не есть выбор между злом и злом, а есть выбор между добром и злом, где зло есть большее зло, а добро есть спасение от большего зла.

2) В выборе меньшего из зол спасительное добро измеряется разницей между большим и меньшим злом, которая есть счастливая разница между большей и меньшей убылью добра.

3) Меньшее из зол принимается как неизбежность со счастливой компенсацией.

[II] Выбор большего из благ.

1) Выбор из двух благ большего не есть выбор между добром и добром, а есть выбор между добром и злом, где добро есть большее благо, а зло есть лишение большего блага в случае ошибочного выбора.

2) В выборе большего из благ цена ошибочного выбора не есть разница между большим и меньшим благом, а есть цена ошибки в ценностных приоритетах.

3) Ошибка в ценностных приоритетах, как правило, состоит в пренебрежении истинными ценностями в пользу псевдоценностей (см. ст. 6 «Ценности»).

[III] Выбор добра против зла.

1) Стремятся к тому, что считают добром, и считают добром то, к чему стремятся, и никто не желает себе зла, что равнозначно целеустремленности каждого к счастью как к добру для себя.

2) Каждый выбирает добро против зла в жизненных целях.

3) Всякая цель выбирается всяким как хорошая и правильная, то есть расценивается как благая цель, но поистине является таковой, достигаясь через выбор благих средств, в соответствии с принципом морального единства целей и средств.

[12-б] Принцип морального единства целей и средств.

[I] Обусловленность добра добром.

1) В принципиальной основе морального выбора лежит принцип морального единства целей и средств как истина, гласящая:

Благая цель достижима благими средствами.

2) Эквивалентная формулировка: Добро происходит от добра.

3) Благие средства к целям – это орудия добра, выбираемые с одобрения совести и разрешенные к применению нравственным законом как ведущие к добру, почему они и благие.

4) Злые средства выбираются не к добру и ведут к злу, почему они и злые.

[II] Невозможность сотворения добра злыми средствами.

1) Сотворение добра злыми средствами и посредством зла невозможно в принципе просто-напросто потому, что средства к благу – это благие средства.

2) Когда средства к добру выглядят злыми средствами или прямо злом – одно из двух:

– Либо это не злые средства, а благие, и это не зло, а добро, на самом деле;

– Либо орудия добра не замечаются и подменяются орудиями зла в поле зрения.

3) Ни в каких вереницах целей затесавшееся зло не бывает благотворным и проторяющим путь к добру, иначе это не зло, а добро, принятое за зло.

4) Когда добро выглядит и мнится сотворенным посредством зла, на самом деле оно сотворено не благодаря, а вопреки злу, по альтернативному варианту судьбы вместо заблокированного варианта судьбы.

[III] Фатальная подмена благой цели.

1) Выбираемые злые средства расцениваются как благие средства либо оправдываются мнимой необходимостью.

2) В силу морального единства целей и средств, при выборе злых средств происходит фатальная подмена благой цели злой целью под прикрытием благовидного манифеста.

3) Выбранными злыми средствами осуществляется злая цель под флагом декларативной благой цели и под покровом обмана или самообмана.

Статья 5. Зло

Определение 13. Диалектика добра и зла.

Зло есть отрицание добра, где добро есть жизнь, а зло – ущерб жизни.

[α] Самотождественность добра и зла.

[1] Уравнения самотождественности добра и зла: I. Добро есть добро – II. Зло есть зло.

[2] Добро есть добро и не может ни быть, ни стать злом, будучи тождественным самому себе как то, что оно есть: добро.

[3] Зло есть зло и не может ни быть, ни стать добром, будучи тождественным самому себе как то, что оно есть: зло.

[4] Невозможны в принципе взаимопревращения добра в зло и зла в добро.

[β] Ущербные барьеры бытия:

I. Барьер беды – II. Барьер зла.

[1] Великий Янус ущерба жизни: I. Беда – II. Зло.

[2] Барьер беды – это граница, отделяющая счастье от несчастий в бытии человека.

[3] Барьер зла – это граница, отделяющая добро от зла в мире людей.

[4] Барьер зла табуирован в сознании человека как ограничительный барьер свободы воли, преступать который категорически запрещено нравственным законом.

[5] По ту сторону барьера зла человек стоит во зле и вне нравственного закона.

[6] Базовая поляризация ущерба жизни задана ущербными барьерами бытия №1 и №2.

[7] Ущербный барьер бытия №3 – барьер трагедии.

[γ] Базовая поляризация ущерба жизни.

[I] Параллельная поляризация ущерба жизни.

[1] Дуализм ущерба жизни №1 по стороны барьера беды:

I. Небедственный ущерб жизни – II. Бедственный ущерб жизни: беда.

[2] Дуализм ущерба жизни №2 по стороны барьера зла:

I. Незлой ущерб жизни – II. Злой ущерб жизни: зло.

[II] Перекрестная поляризация ущерба жизни.

[1] Дуализм ущерба жизни №3: дуализм беды по стороны барьера зла:

I. Незлая беда – II. Злая беда.

[2] Дуализм ущерба жизни №4: дуализм зла по стороны барьера беды:

I. Небедственное зло – II. Злая беда: бедственное зло.

[III] Отражательная поляризация ущерба жизни.

[1] Дуализм ущерба жизни №5: I. Сознаваемая беда – II. Несознаваемая беда.

[2] Дуализм ущерба жизни №6: I. Воспринимаемое зло – II. Невоспринимаемое зло.

[IV] Градиентная поляризация ущерба жизни.

[1] Градиентная тетрада ущерба жизни:

Небедственный ущерб: I. Ничтожный ущерб жизни – II. Проблемный ущерб жизни.

Градиентная диада беды: III. Нетрагичная беда – IV. Трагедия.

[2] Нормативная тетрада ущерба жизни:

Диада неприятностей жизни: I. Мелкие неприятности – II. Крупные неприятности.

Нормативная диада беды: III. Обыкновенная беда – IV. Несознаваемая беда.

_________________________________________________________________________

[13-а] Великие моральные противоположности: добро и зло.

[I] Первичность добра и вторичность зла.

1) В силу тождества блага и бытия, зло есть отрицание добра и ничем другим быть не может, кроме как отрицанием добра, где добро есть жизнь, а зло – ущерб жизни.

2) Добро первично как жизнь, а зло вторично как отрицание блага жизни и жизни как блага.

3) Зло есть антагонистическая противоположность добра, получающая реальность каквычет реальности добра, то есть как убыль добра, подрывающая тождество жизни и добра.

[II] Положительность добра и отрицательность зла.

1) Добро во всех смыслах положительно, а зло категорически отрицательно.

2) Положительность добра есть положительность жизни относительно отрицательных факторов, наносящих ущерб жизни и пагубных для жизни.

3) Зло есть категорическое отрицание добра как уничтожение добра в компонентах и условиях счастья и как разрушение или покушение на разрушение тождества жизни и добра.

[III] Законность добра и противозаконность зла.

1) Добро законно как выполнение нравственного закона и тождества блага и бытия.

2) Зло противозаконно как нарушение нравственного закона и тождества блага и бытия.

3) То, что происходит в жизни во исполнение нравственного закона, есть добро.

4) То, что происходит в жизни в нарушение нравственного закона, есть зло.

[13-б] Ущерб жизни.

[I] Дуализм ущерба жизни №1.

1) Дуализм ущерба жизни №1 задан барьером беды, отделяющим бедственный ущерб жизни, сотавляющий беду, от небедственного ущерба жизни, не составляющего беды.

2) Дуализм ущерба жизни №1 развернут в четырехступенчатую градацию степеней ущерба жизни (см. опр. 13-б-V «Градиентная тетрада ущерба жизни»).

[II] Дуализм ущерба жизни №2.

1) Дуализм ущерба жизни №2 задан барьером зла, отделяющим злой ущерб жизни, тождественный злу, от незлого ущерба жизни, не тождественного злу.

2) Зло – это злой ущерб жизни, наносимый жизни за барьером зла.

[III] Перекрестный дуализм ущерба жизни №3 и №4.

1) Дуализм ущерба жизни №3 – это дуализм беды по стороны барьера зла, отделяющего незлые беды, не тождественные злу, от злых бед, постигающих человека как зло.

2) Дуализм ущерба жизни №4 – это дуализм зла по стороны барьера беды, отделяющего небедственное зло, не составляющее несчастий, от бедственного зла, то есть от злых бед.

3) Злая беда обособлена в бытии одновременно барьером беды и барьером зла.

[IV] Дуализм ущерба жизни №5.

1) Дуализм ущерба жизни №5 задан самотождественностью беды в сознании.

2) Беда самотождественна и реальна как сознаваемая беда и постигает человека как удар судьбы, сознаваемый человеком и страдальчески переживаемый мыслящей душой человека, в силу сознательной чувствительности души к счастью и несчастью (см. ст. 19 «Переживания»).

3) Несознаваемая беда реальна как ущерб жизни, но лишена реальности как беда.

4) Несознаваемая беда блокирована и удерживается от реализации за барьером беды.

5) Барьер беды сдвигается во времени жизни в будущее от момента удара судьбы к моменту осознания беды.

[V] Градиентная тетрада ущерба жизни.

1) Барьером беды ущерб жизни разграничен надвое по масштабу, то есть по степени.

2) Отделив, с одной стороны, ничтожные повреждения жизни и отделив, с другой стороны, трагедию как высшую степень беды, получим четырехступенчатую градацию степеней ущерба жизни, с разбивкой на градиентные диады:

Небедственный ущерб: I. Ничтожный ущерб жизни – II. Проблемный ущерб жизни.

Градиентная диада беды: III. Нетрагичная беда – IV. Трагедия.

3) Ничтожный ущерб жизни – это ущерб, которым можно пренебречь как не представляющим реальных жизненных проблем.

4) Проблемный ущерб жизни – это проблемы ущербной жизни, не составляющие несчастий.

5) Нетрагичная беда – это некатастрофическая беда.

6) Трагедия – это катастрофическая беда и катастрофический ущерб жизни.

7) Трагедия отделена от нетрагичных несчастий барьером трагедии, который есть ущербный барьер бытия №3, разбивающий надвое сферу несчастий человеческих.

[VI] Нормативная тетрада ущерба жизни.

1) За вычетом зла и трагедии, из градиентной тетрады ущерба жизни извлекается нормативная тетрада ущерба жизни:

Диада неприятностей жизни: I. Мелкие неприятности – II. Крупные неприятности.

Нормативная диада беды: III. Обыкновенная беда – IV. Несознаваемая беда.

2) Мелкие и крупные неприятности – это ничтожный и проблемный ущерб жизни.

3) Обыкновенная беда не трагична и не зла, а несознаваемая беда лишена реальности.

_________________________________________________________________________

Определение 14. Формы зла.

Формы зла – это формы отрицания добра ущербом жизни и нанесением оного.

[α] Базовая систематизация зла.

[1] Дуализм зла №1: I. Волевое зло – II. Нерукотворное зло.

[2] Дуализм зла №2: поляризация зла барьером беды: дуализм ущерба жизни №4:

I. Небедственное зло – II. Бедственное зло: злая беда.

[3] Дуализм зла №3: I. Ненасильственное зло – II. Насилие.

[4] Дуализм зла №4: дуализм ущерба жизни №6:

I. Воспринимаемое зло – II. Невоспринимаемое зло.

[β] Злая беда.

[1] Триада злой беды по уравнению краеугольных благ:

I. Злая болезнь – II. Рабство – III. Бедственная жестокость.

[2] Признаки злой болезни: I. Мучительность – II. Нескончаемость – III. Непобедимость.

[3] Рабство и бедственная жестокость – это формы насилия.

[4] Высшая степень злой беды – это высшая степень зла и злейшее зло.

[5] Кроме злых болезней нерукотворного происхождения, злейшее зло есть злейшее насилие (см. опр. 15-β «Злейшее насилие»).

[γ] Цепная поляризация зла.

[1] Дуализм зла №5: I. Коренное зло – II. Плоды коренного зла.

[2] Дуализм зла №6: I. Потенциальное зло – II. Реальное зло.

[3] Стандартная трехзвеньевая цепь зла:

I. Коренное зло – II. Угрозы зла – III. Плоды коренного зла.

[4] Цепь зла – это разрушительный процесс, протекающий во времени жизни как отрицание добра злом и умножение зла злом (см. опр. 14-б «Цепь зла»).

_________________________________________________________________________

[14-а] Дуализм зла №1 и дуализм зла №4.

[I] Волевое и нерукотворное зло.

1) Волевое зло – это рукотворное зло, проистекающее из воли человека и творимое человеком собственными руками (см. ст. 7 «Грех»).

2) Причинность волевого зла проясняется с точки зрения эволюции человека и в свете дуализма инстинктивной природы тела и разумной природы души.

3) В мотивации волевого зла и в природе человеческих пороков прозрачна доминирующая роль инстинкта, над которым в сознании человека главенствуют разум и совесть, но главенство разума и совести над инстинктом устанавливается в русле жертвенного и мучительного эволюционного перехода в виде истории человеческой цивилизации.

4) Нерукотворное зло не является делом рук человеческих и представляет теоретическую проблему на предмет того, факт оно или не факт, бишь, реально оно или мнимо.

5) Если нерукотворное зло не факт, то это есть жертвенное благо, срабатывающее во благо по принципу жертв (см. ст. 18 «Жертвы»).

6) Нерукотворное зло связано с роковым стечением обстоятельств.

[II] Мировая тетрада злого рока.

1) Стихийный рок: I. Несчастный случай – II. Стихийное бедствие.

2) Жизненный рок: III. Роковая болезнь – IV. Исторический рок.

[III] Воспринимаемое и невоспринимаемое зло.

1) В восприятиях зла человеком мировое зло поляризовано как воспринимаемое и невоспринимаемое зло, и поляризация удвоена дуализмом мыслей и чувств.

2) Базовая поляризация зла в восприятиях:

В мыслях: I. Сознаваемое зло – II. Несознаваемое зло;

В чувствах: III. Чувствительное зло – IV. Нечувствительное зло.

3) В силу взаимного детерминизма чувств мыслями и мыслей чувствами в душевных переживаниях, восприятие зла человеком двуедино как осознание и переживание зла, но не всякое сознаваемое зло чувствуется, и не всякое чувствительное зло сознается.

4) Из дуализма реального и мнимого зла, заданного понятийными и оценочными ошибками мышления, вытекает дуализм истинных и ложных восприятий зла мыслью и чувством.

[14-б] Цепь зла.

[I] Стандартные звенья цепи зла.

1) Трехзвеньевая цепь зла – это стандартная цепь порождения зла причиной зла:

I. Коренное зло – II. Угрозы зла – III. Плоды коренного зла.

2) Коренное зло – это причина зла, замыкающего цепь зла в виде плодов коренного зла.

3) Плоды коренного зла – это реализованные угрозы зла.

4) Угрозы зла – это реальные опасности, таящиеся в коренном зле и порождаемые оным.

5) Коренное зло есть источник зла как действующая причина зла, действие которой узнается по реальным угрозам зла, создаваемым коренным злом как действующей причиной зла.

[II] Потенциальное зло.

1) В коренном зле, то есть в причине зла, содержится потенциальное зло.

2) Потенциальное зло нереально, но реально грозит превращением в реальное зло.

3) Потенциальное зло переходит из сферы возможности в сферу реальности на двух ступенях в трехзвеньевой цепи зла:

I. Ступень угроз зла – II. Ступень плодов коренного зла.

[III] Угроза зла.

1) Угроза зла – это центральное звено в трехзвеньевой цепи зла как ступень двухступенчатого перехода зла из сферы возможности в сферу реальности.

2) В угрозе зла потенциальное зло частично преобразовано в реальное зло в виде реальной опасности и грозит неминуемым завершением преобразования в реальное зло в виде плодов коренного зла, если угроза зла не будет предотвращена.

3) Угроза зла есть реальное зло как нависшая угроза, требующая защитных мер по предотвращению угрозы и сдерживаемая оными.

4) Угроза зла создается причиной зла вариантным образом и предотвращается де-факто на корню путем устранения причины зла.

5) Иные способы снятия угрозы зла, кроме устранения причины зла, паллиативны, ибо пресекают лишь некоторые из множества возможных вариантов реализации потенциального зла, упакованного в коренном зле.

_________________________________________________________________________

Определение 15. Насилие и смерть.

Насилие – это волевое зло в форме агрессии против жизни и личности.

[α] Лики и признаки насилия.

[1] Агрессивный лик насилия: I. Агрессия – II. Подавление.

[2] Жестокий лик насилия: III. Жестокость – IV. Мучительство.

[3] Поработительный лик насилия: V. Порабощение – VI. Унижение.

[4] Жертвой насилия является душа человека и терпит двойное насилие:

I. Насилие над жизнью – II. Насилие над личностью.

[5] Насилие над жизнью – это подавление жизни путем насильственного уничтожения, или порчи, или узурпации условий и компонентов счастья.

[6] Насилие над личностью – это подавление личности ударом по чувству собственного достоинства и путем создания унизительного положения, в котором человек терпит насилие как унижение, а унижение – как насилие (см. опр. 39-а «Унижение»).

[7] В силу унизительности насилия, насилие над жизнью есть насилие над личностью.

[β] Злейшее насилие.

[1] Злейшее насилие реализуется в триаде злой беды:

I. Лишение здоровья – II. Обращение в рабство – III. Насильственная жестокость.

[2] Троякий пик насильственной жестокости:

I. Всеразрушение – II. Садизм – III. Убийство.

[3] Пиковая триада убийства:

I. Массовый террор – II. Тотальная война – III. Рукотворный апокалипсис.

[4] Рукотворный апокалипсис – это абсолютный пик насилия и волевого зла, содержащийся как потенциальное зло в политической угрозе рукотворного апокалипсиса, а оная угроза есть центральное звено в стандартной цепи зла (см. опр. 14-б «Цепь зла»).

[γ] Моральный Янус смерти:

I. Хорошая смерть – II. Плохая смерть.

[1] Триада хорошей смерти:

I. Циклическая смерть – II. Героическая смерть – III. Избавительная смерть.

[2] Дуализм плохой смерти: I. Роковая смерть – II. Злая смерть.

[3] Базовая тетрада злой смерти:

{I. Убийство – II. Самоубийство} – {I. Казнь – II. Антинасильственная ликвидация}.

_________________________________________________________________________

[15-а] Хорошая смерть.

[I] Благо смерти.

1) Смерть есть благо как элемент бытия в тождестве блага и бытия.

2) Как благо смерть не бывает ни противоестественной, ни безвременной.

3) Смерть есть благо по трем основным вариантам:

I. Циклическая смерть – II. Героическая смерть – II. Избавительная смерть.

[II] Циклическая смерть.

Циклическая смерть – это предустановленное благо и уход из жизни по исчерпании жизненного цикла.

[III] Героическая смерть.

1) Героическая смерть – это уход из жизни в час подвига, возвещаемый совестью.

2) Героическая смерть – это подвиг самопожертвования ради жизни других.

3) Героическая смерть есть жертвенное благо, работающее на общее благо и на всеобщее счастье по принципу зерна, которое прорастет, если оно умрет.

4) Смысл жизни есть смысл добра и вкладывается в подвиг велением совести.

[IV] Избавительная смерть.

Избавительная смерть – это благо спасения от неразрешимой и непобедимой трагедии, которая снимается только смертью.

[15-б] Плохая смерть.

Плохая смерть – это безвременная смерть посреди незавершенного жизненного цикла, двоякая как роковая и злая смерть; и первая ненасильственна, а вторая насильственна, кроме антинасильственной ликвидации.

[I] Роковая смерть.

Роковая смерть – это ненасильственная смерть по роковому стечению обстоятельств (см. опр. 14-а-II «Мировая тетрада злого рока»).

[II] Убийство.

Убийство – это первозапретное смертельное насилие, несущее злую смерть в нарушение краеугольной заповеди №1 «Не убий».

[III] Самоубийство.

1) Самоубийство – это злая смерть и первозапретное смертельное насилие, совершаемое человеком против себя и души своей в нарушение краеугольной заповеди №1 «Не убий», если только это не есть избавительная смерть, к которой неприложима краеугольная заповедь №1 «Не убий».

2) Избавительная смерть в форме самоубийства не есть самоубийство, так же как не есть самоубийство героическая смерть, похожая на самоубийство как отказ от жизни.

[IV] Казнь.

1) Смертная казнь – это узаконенное убийство в форме наказания, вершащегося без прощения вразрез с принципами правосудия (см. опр. 17 «Формула правосудия»).

[V] Антинасильственная ликвидация.

1) Антинасильственная ликвидация – это злая смерть от смертельного антинасилия.

2) Смертельное антинасилие –это парадоксальная противоположность убийства, которая не есть нарушение краеугольной заповеди №1 «Не убий», а есть обезвреживание злой воли в вооруженной борьбе с вооруженной агрессией злой воли.

3) Краеугольная триада антинасилия:

I. Защита отечества – II. Борьба с преступностью – III. Антитеррор.



ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *