<

Объективные смыслы жизни и существования

Просмотров: 939

Объективные смыслы жизни и существования1

Психологи отмечают, что осознанные формы отношений к смыслу жизни обычно проявляются в условиях конфликта между устремлениями человека и социально-нормативным окружением. Поиск смысла жизни оказывается необходимым, когда рушатся все опоры и человек повисает в метафизической пустоте [1]. По Фрейду, размышления о смысле жизни являются признаком психической болезни [2]. Поэтому читатели, заинтересовавшиеся этой статьей, так же как автор, нуждаются в сочувствии и бережном отношении.

С другой стороны, очевидно, что смысл своего существования2 волновал уже пралюдей с момента появления у них проблесков самосознания. Поиск смысла жизни послужил одной из главных причин возникновения религии и предшествовавших ей верований, в том числе изложенных в легендах и мифах. Поэтому представляется закономерным, что адекватное понимание смысла жизни в будущем придет на смену религии.

Философия обязана своим существованием именно потребности понять жизнь [3]. О значимости проблемы говорят регулярное проведение симпозиумов по этому вопросу Психологическим институтом РАО [4, 5] и результаты опросов общественного мнения3.

Громадное многообразие определений смысла жизни

В литературе рассмотрено несколько вариантов понимания смысла: логический, ценностной, целевой [7]. Анализ имеющихся в литературе определений показал, что термин «смысл» употребляется в 14 значениях, но первым из них указан «смысл как цель» [8]. Регулярно появляются предложения по разграничению понятий «смысл» и «цель»[9], однако в принятой в настоящее время терминологии они почти тождественны [10]. Отмечалось, что, при строгом рассмотрении, у не имеющих сознания форм жизни цели быть не может, так как цель предполагает понимание намерения; правильнее говорить о направленности развития жизни, ее векторе [11].

Большое впечатление производит многообразие точек зрения – от категорического отрицания смысла, до утверждения о ненужности жизни без признания в ней смысла [12-16]. Пантеизм и материализм [17] постулируют, что смысл жизни заключается в ней самой, монотеизм – в приближении к богу. Самосохранение, в том числе путем развития, предложено считать смыслом существования любого явления [11].

По Спенсеру этика — эволюционно возникшее приспособление в борьбе за существование, смысл жизни в ее сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий [1, 17], по Юнгу смысл жизни – рефлексивная жизненная задача, на которую человек должен найти ответ [18], по Франклу – врожденная мотивационная тенденция [18]. Достоевский видел смысл жизни в самосовершенствовании [19], для Розанова это колокол совести, внутренний свет [19]. Интересна предложенная [20] констатация ведущих смыслов жизни в зависимости от эпохи: Античность – Благо, Средневековье — служение Богу, Возрождение — постижение Красоты, Новое время – Знание, Новейшая история – Деньги, XXI векИнформация.

Смысл жизни зависит от мировоззренческих установок [12]. Он должен изменяться от человека к человеку, от ситуации к ситуации [21]. Поиск смысла сильно осложняет исторически непреходящая противоречивость и неясность целей человечества [22].

Нельзя недооценивать при психологическом подходе ведущую роль чисто физиологических (биохимических) факторов. Как озабоченность смыслом жизни, так и его понимание в значительной степени зависят от характера («счастье – в характере» [23]), а характер – от уровня или соотношения нейромедиаторов, в частности дофамина, серотонина [23, 24].

Почти все концепции смысла жизни выходят за пределы собственно науки, вторгаясь в область или ценностей, или убеждений, или веры [12]. Жизнь – это единство рационального и иррационального, логического и чувственного, воли, инстинктов [12].

Здесь мы попытаемся остаться в «пределах собственно науки» и изложить объективный подход к смыслу жизни. При этом не приходится искать новых формулировок (их больше чем достаточно), речь пойдет об отборе вариантов, представляющихся объективными, установлении взаимосвязей между ними, попытках найти закономерности возникновения и развития смыслов существования. Рассмотрены высшие (наиболее масштабные) смыслы существования человечества.

Объективный смысл существования

Продвинуться в сторону объективности, освободиться от названных выше иррационального, чувственного, воли и инстинктов можно, если принять, что важно не то, что человек говорит, и даже не то, что он думает; более того, и не то, что он делает, а то существенное, что в результате этой деятельности реализуется.

«Смысл существования» в этой статье будет пониматься в широком плане, вопреки точке зрения [11, 25], иногда высказываемой очень категорично, что это понятие применимо только при наличии сознания.

Рассматриваемый здесь смысл жизни (существования) соответствует определению [1, 25]: «Смысл — внеположенная сущность явления, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности…»

На языке синергетики «смысл – это поликонтекстное одеяние события, его история и прогноз, точнее, возможные их варианты, его сопричастность миру» [26].

При изложенном понимании смысл жизни появляется и у не наделенных сознанием живых существ. Так, смысл жизни каждой особи из любой популяции микроорганизмов, растений или животных – расширение среды обитания, создание нового, более приспособленного к условиям существования и более многочисленного, поколения.

При выбранном понимании смысла жизни смысл существования обретают и неживые объекты. В последовательности космической эволюции материи [28]:

Последовательность космической эволюции материи: смысл существования протонов и нейтронов

смысл существования протонов и нейтронов – образование ядер атомов водорода и гелия, смысл существования этих ядер – формирование звезд в галактиках.

В последовательности

Последовательность космической эволюции материи: смысл существования растений

смысл существования растений — обеспечение условий для существования животных, смысл жизни животных – реализация появления человека и обеспечение его пищей, одеждой.

Интересно, что сходное толкование смысловой основы последней последовательности, но базирующееся на религии, более ста лет назад дал Вл. Соловьев. Он вывел направление развития нашего мира (сначала эволюция природы, затем история человечества) как стремление к всеединству. Это стремление сначала в царстве минеральном действует как слепая сила, затем через царства растительное, животное и человеческое приобретает все более осмысленный характер и приводит к царству Божьему. Отсюда смысл существования каждого царства – стремление реализовать вышестоящее царство, а в конечном плане — достижение абсолютности бытия, единства с Творцом [29].

Конкретизируя развитие животного мира, полезно рассмотреть эволюционное дерево мира животных (рис.). Оно иллюстрирует, что смысл существования для простейших — создание беспозвоночных, для беспозвоночных – позвоночных. Смысл жизни древних земноводных – дать начало пресмыкающимся, пресмыкающихся – млекопитающим.

Предлагаемый подход к определению смысла жизни обеспечивает широкий взгляд на проблему, позволяющий рассмотреть смысл жизни как частный случай более широкого понятия и тем самым углубить понимание проблемы. Признание осмысленности существования животных, растений и неодушевленных предметов находится в русле современных констатаций общих закономерностей и движущих сил в развитии общества, живой и неживой природы [31, 32, 33, 34], которые будут рассмотрены ниже, в разделах «Отбор смыслов» и «Аналогии».

Эволюционное дерево мира животных
Рис. Эволюционное дерево мира животных [30]

Изменения объективного смысла в зависимости от пласта реальности. Иерархия смыслов.

Важно иметь в виду, что объективный смысл существования данного явления зависит от того пласта реальности (контекста), в котором это явление рассматривается.

С точки зрения популяции смысл существования данного растения — создание нового, желательно более приспособленного к условиям существования и более многочисленного, поколения.

Смысл существования растений для питающихся ими животных совсем другой. Действительно, без осуществляемого растениями фотосинтеза не было бы корма для травоядных животных, а, следовательно, и хищники не могли бы существовать. Фотосинтез приводит к поглощению углекислоты и выделению кислорода, и в обеспечении дыхания кислородом заключается смысл существования растений для подавляющего большинства живых существ. Таким образом, бесполезно искать единственный, «самый правильный», смысл жизни: он зависит от уровня рассмотрения, имеется многоступенчатая иерархия смыслов.

В обобщенном виде, явление (событие) и некоторый пласт реальности (контекст) образуют систему 1, эта система вместе с другими образует систему 2, и так далее. Явление, как составная часть системы 1, имеет один смысл, как составная часть системы 2 – другой, более масштабный. В то же время «одевание» события в более широкий контекст растворяет его в тотальности мира [26].

Иерархию объективных смыслов жизни современного человека можно представить на основе приблизительной последовательности, приведенной на схеме 1. Отдельные звенья цепи могут исключаться или переставляться, возможно введение новых или обобщение нескольких звеньев в одно [35].

Иерархия объективных смыслов жизни человека
Схема 1.

Но главная неточность приведенной последовательности (цепочки, лестницы) – ее одномерность: при более подробном рассмотрении становится очевидным, что иерархия смыслов представляет собой многомерное дерево, которое включает искусство, религию, развлечения, взаимоотношения с окружающей средой и многое другое.

Отдельный человек сосредотачивается на одном-двух звеньях приведенной цепочки (дерева), они и принимаются как смысл его жизни (точнее, основной смысл). Выбор обычно осуществляется на уровне подсознания, редко сознательно.

Трансформация объективных смыслов

Важным достоинством предлагаемого здесь понятия о смысле жизни представляется то, что он существует независимо, в связях и закономерностях объективного мира. Рассматриваемый в этой статье смысл нельзя приписать явлению произвольно или придать определенный смысл чему-либо чисто волевым способом. В то же время смысл события зависит от контекста и позиции наблюдателя, выбирающего контекст [26].

Понимание смысла существования явления, так же как и другие знания, постоянно совершенствуется. Пока явление не обнаружено, человек не имеет возможности придавать ему смысл (последний существует, но не известен5), далее смысл уточняется по мере изучения как этого явления, так и более широкого пласта реальности (контекста), в котором оно находится. Действительно, только после открытия микроорганизмов Левенгуком (точнее, намного позже) стала известной их определяющая роль сначала в брожении, затем в инфекционных заболеваниях, в планетарном круговороте углерода и азота, как этапа в развития живого.

По мере развития цивилизации наиболее сильным изменениям подвергаются представления о высших смыслах существования человечества. С расширением кругозора [5] и ростом технических возможностей смысл жизни представляется все более масштабным: от процветания рода, племени он переходит к процветанию страны, к процветанию человечества, цивилизации, а оно не возможно без процветания (по меньшей мере, сохранения) биосферы. Далее следуют космические масштабы: сохранение Земли от столкновений с астероидами и кометами, Солнца – от превращения в красного гиганта и белого карлика [11], Млечного пути (нашей галактики) – от столкновения с галактикой Андромеды.

Достаточно развитая цивилизация может предотвратить эти катастрофы или защититься от них, и при этом спасти животный, растительный и минеральный мир6. Таким образом, создание разума – самый эффективный способ сохранения системы. В результате отбора на космическом уровне могут сохраниться лишь те системы, которые сумели генерировать мощные цивилизации. Поэтому для неживой природы, наряду с рассмотренным ниже стремлением к термодинамически устойчивым формам, необходимо добавить более действенный способ сохранения: создание разумной жизни. Это не может быть осуществлено неживой природой целенаправленно: образуются разные системы, но высокоорганизованные имеют больше шансов сохраниться.

Все изложенное касается процветания человечества. В этом аспекте самый масштабный смысл существования человека можно представить как распространение сознания во Вселенной [36]. Хотя еще не решен вопрос о том, будет ли после происходящего в настоящее время расширения Вселенной происходить ее сжатие, уже выдвинута идея, что смысл существования человечества – предотвращение чрезмерного расширения Вселенной, а в общем виде — поддержание бытия мира [37].

Однако было бы непоследовательным считать, что развитие природы ограничится созданием человека [38]. Тогда важнейшим смыслом существования человека является создание и обеспечение существования более высокой формы мыслящей материи [38]. Здесь можно обсуждать неживой интеллект [38] как новый вид существ разумных [36].

Неживой интеллект ассоциируется скорее со сверх-сверх компьютерами, чем с описанными в литературных ужастиках роботами [38]. Недавно появилась оригинальная идея о том, что разум является промежуточным звеном в эволюции материи, которая приведет к галактическому информационному полю. Эта, более высокая, чем разум, форма материи будет создана путем суммирования знаний, полученных всеми цивилизациями; храниться и распространяться общегалактические знания будут посредством радиоволн. Галактическое информационное поле явится мощным источником информации для цивилизаций, и будет существовать, в отличие от цивилизаций, неограниченное время [39].

Отбор объективных смыслов

Ранее была показана иерархия смыслов жизни и упомянуто, что человек сосредотачивается на одном-двух вариантах. Кроме обстоятельств, на выбор доминирующих смыслов влияют случайные и субъективные факторы. Таким образом, из числа объективных смыслов произвольно отбираются «главные». Далее последние подвергаются естественному (опять объективному) отбору (см. ниже).

Аналогичным образом в неживой природе не могут с одинаковой интенсивностью реализоваться все возможные смыслы существования. Понятно, что в неживой и живой природе, а также в обществе будут сохраняться явления, взявшие на вооружение смыслы, наиболее способствующие процветанию. При этом крайности вредны и опасны: плохо, когда смысл жизни человека бесполезен или вреден для общества; еще хуже, если общество навязывает человеку смысл, коверкающий его жизнь. Оба эти варианта неконкурентоспособны и не имеют будущего. Исторический опыт показал, что в прошлом очень удачным компромиссом между упомянутыми крайностями оказался протестантизм, обеспечивший преобладающее развитие принявших его слоев населения и государств [40].

Крайне плодотворным представляется рассмотрение эволюции неживой и живой природы, а также общества с единой точки зрения [32, 33]. При этом содержание терминов изменчивость, наследственность и естественный отбор по Дарвину было существенно расширено [32, 34]. Изменчивость обеспечивает многообразие, она реализуется через случайность в условиях неопределенности [32]. Это турбулентность и броуновское движение (в неживой природе), мутации (в биологии), конфликты (в обществе).

Наследственность обусловливает способность сохранять свои особенности, зависимость будущего от прошлого.

Отбор приводит к сохранению наиболее «жизнеспособного» из огромного количества возможных вариантов [32, 34]. Осуществляется отбор на основе законов физики (например, законов механики Ньютона), химии, биологии, социологии. В неживой природе – это законы симметрии и сохранения, принципы наименьшего действия, неопределенности, минимума диссипации [32], дополнительности, сопряженного изменения свойств [41]. В живой природе — это естественный отбор по Дарвину в результате борьбы за существование.

Обобщенный подход позволяет рассматривать смыслы существования в широком плане, с единой точки зрения, а также пользоваться в качестве аналогий более разработанными подходами из области биологии. Смыслы существования должны оптимальным образом сочетать возможность изменчивости, наследственности и естественного отбора. Чрезмерная адаптация так же опасна, как неспособность к адаптации [32]. Повышенный акцент на наследственность, стабильность в ущерб изменчивости прекращает развитие и дает неконкурентоспособное явление.

Характерна с этой точки зрения ситуация, сложившаяся в неживой природе из-за преобладания тенденций к максимальной стабильности (энергетическому минимуму, хаосу, максимуму энтропии). Действительно, камни падают вниз, ручьи текут в реки, реки в моря. Пылевые облака под действием силы тяжести сгущаются в звезды. Из всех возможных вариантов химических соединений и минералов сохраняются наиболее термодинамически устойчивые: атомы кислорода соединяются в молекулы, из водорода и кислорода получается вода. Свое крайнее обобщение изложенные факты получили в выведенной из второго закона термодинамики в XIX веке гипотезе о тепловой смерти Вселенной, из которой следует бесперспективность и бессмысленность существования человечества.

Итак, чрезмерный акцент на стабильность существования ведет в тупик. Однако очевидно, что изложенная картина отражает только один, причем не лучший в смысле будущности, путь (смысл) эволюции материи. За счет притока энергии и вещества извне повсюду происходит непрерывное возобновление деградировавших явлений и развитие. Так, энергия Солнца обеспечивает постоянное возобновление элементов круговорота воды на Земле (облака, ручьи и реки), озонового слоя в атмосфере, растительного мира на суше и в океане.

Живые организмы успешно существуют и размножаются исключительно за счет использования внешней энергии и вещества. В отличие от рассмотренного выше акцента на стабильность в неживой природе, главное в живом – изменчивость и отбор лучшего. Все живое — наглядная и бесспорная иллюстрация реализации такого, более прогрессивного смысла существования.

Очень важно, что вопреки представлениям, типичным для XIX века, исчерпывание энергии и вещества даже в предельно удаленном будущем не предвидится: термоядерные реакции обеспечивают Вселенную энергией в настоящее время, по мере их угасания возможен переход на еще более глубокий7 и несравнимо более богатый энергией уровень, которым, вероятно, являются взаимодействия внутри элементарных частиц (между кварками?). Следующим по глубине источником энергии представляется субфизическая (возможно, физический вакуум) форма материи [17, 38]. Извлечение энергии с этих уровней может оказаться одним из фундаментальных смыслов существования Разума, так как снимет проблему нехватки энергии для дальнейшей эволюции материи.

Таким образом, хотя второй закон термодинамики и не был отменен, по сравнению с XIX веком принципиально изменились представления о масштабах потенциально доступной энергии. Современный уровень знаний констатирует, что наряду со вторым законом термодинамики действует принцип минимума диссипации [32], утверждающий тенденцию в максимальной степени использовать внешние энергию и вещество. Представление о тепловой смерти Вселенной уступило место концепции неограниченной эволюции материи путем самоорганизации8 на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора в широком смысле этих понятий [32].

Существенным достоинством предлагаемого здесь понятия о смысле существования представляется то, что механизм формирования этого смысла вполне объективен: если кто-то или что-то не может выработать и сохранить смысл, способствующий его развитию – они вытесняются. Таким образом, рассматриваемый этой статье смысл не только объективно существует и находится (определяется), но и объективно (путем естественного отбора) вырабатывается!

Первостепенную важность имеют также тактика и стратегия реализации смысла существования. Так, если низшие формы жизни могут только приспосабливаться к условиям, то на уровне животных можно наблюдать деятельность по созданиюблагоприятных условий. Этому служат норы и гнезда, берлога медведя, и, в более высокой степени, — плотина бобров. Люди создали для себя во многом искусственную среду обитания и интенсивно продвигаются в этой области. Наряду с естественным отбором смыслов идет естественный отбор способов их достижения, путем конкуренции выбирается то, что наиболее эффективно стремится к наиболее эффективной цели.

Рассмотренная здесь для неживой и живой природы аналогия в движущих силах эволюции и в отборе смыслов существования распространяется также на технику, общество, культуру (см. далее раздел «Аналогии»).

Прогноз объективных смыслов

Объективные смыслы существования определяются путем рассмотрения более широкого пласта реальности (контекста), в частности, как обеспечение последующего и дальнейших этапов эволюции. При поиске таких смыслов является естественнымисходить из закономерностей развития. Они сформулированы Гегелем и развиты в более поздних работах [17, 42, 43]:

  • развитие есть возникновение высшего из низшего (причем не из максимально, а из оптимально развитого низшего);
  • высшее включает низшее и сохраняет его в качестве своей основы или фундамента, при этом обеспечиваются условия для максимального развития включенного низшего;
  • включенное низшее подчиняется высшему;
  • подавляющая часть низшего не включается в высшее, а образует среду, в которой функционирует высшее,
  • образующееся высшее имеет уровневую, иерархическую структуру.

Высшее без низшего. Итак, низшее после создания высшего теряет этот аспект смысла своего существования, но сохраняет смыслы функционирования в качестве составной части и как среды для высшего.

Однако развитие человеческой цивилизации в существенной степени теснит растительный и животный мир планеты. Более того, человек активно создает для себя искусственную среду обитания, автономную от природы. Как крайний случай, системы жизнеобеспечения проектируемых межпланетных космических станций обходятся без животных, а из растений достаточно одной водоросли – хлореллы. Более того, проблема синтетического получения всех компонентов пищи в принципе современной химией уже решена. Намечается возможность существования человека в среде неживой природы в качестве низшего, исключив живую природу. Это вполне вероятно при расселении в космическом пространстве или на необитаемых планетах. Соответственно, если человеком будет создана более высокоорганизованная форма материи [36, 38], она со временем, по-видимому, сможет обойтись и без человечества в качестве среды.

В этих случаях исключается смысл существования низшего как среды для высшего. В качестве отчасти формального выхода из этого противоречия с приведенными закономерностями развития можно уточнить, что низшее является средой для высшего, но под этим низшим не обязательно понимать то низшее, непосредственно из которого высшее образовалось. В то же время смысл существования низшего в качестве составной части образовавшегося из него высшего, если и нуждается в такой оговорке, то в меньшей степени.

Аналогии. Наличие и плодотворность аналогии в движущих силах эволюции неживой и живой природы рассмотрена ранее, в разделе «Отбор объективных смыслов». Производит большое впечатление и может оказаться плодотворной для прогнозов также аналогия в закономерностях и формах биологической и технологической эволюций [31, 33, 44]. Движущие силы и причины сходства здесь те же, что и разобранные ранее для неживой и живой природы.

Первые представители нового вида обычно малы, примитивны, внешний облик их заимствован у уже существующих видов, они с трудом выдерживают конкуренцию с существующими. Первые млекопитающие походили на земноводных и пресмыкающихся, первые автомобили – на бричку; первоптицы скорее планировали, чем летали, паровоз двигался медленнее конных экипажей [31].

Однако по мере развития (особенно в случае благоприятного изменения внешних условий) начинается экспансия тех новых видов, у которых возникает превосходство в борьбе за существование. Появляется множество новых структурных решений: в классе млекопитающих насчитывается около 40 отрядов (3500-4000 видов); автомобиль «породил» автобус, грузовик, бульдозер, мотопомпу, танк, вездеход, автоцистерну. Таким путем вид идет к вершине развития, становится тем, что дает название целой эпохе. Для начала последующей деградации характерны гигантизм (динозавры, древние папоротники; дирижабли, ЭВМ на радиолампах) и сверхспециализация, часто связанная с измельчанием [31].

Подобие биологической и технологической эволюций доходит до курьезов: даже вторичные половые признаки (петушиный гребень, брачная окраска) имеют своего аналога: обусловленные давлением моды украшения продуктов технологии (оформление радиатора, фар, форма автомобилей) [31].

Подробно обсуждалось также подобие биологической и социальной эволюций. В качестве единственного существенного отличия здесь выделена скорость: история общества развивается на 3-5 порядков быстрее истории живого вещества Земли [33].

Во всех случаях является характерным изменение смысла существования в зависимости от этапа развития: на ранних этапах необходимо выжить, далее – максимально расширить ареал существования, на стадии регресса – сохраниться.

Приведенная аналогия в биологической и технологической эволюциях может оказаться полезной для прогнозирования, в том числе смыслов существования, внутри отдельных циклов (точнее, витков спирали) развития. Далее рассмотрим подходы к закономерностям изменений при переходе от одного цикла к другому.

Переход количественных изменений в качественные. Трудности при определении характеристик следующего цикла вызваны в основном тем, что он возникает в результате перехода количественных изменений в качественные. Прогноз особенно затруднен, если этот переход происходит резко, с разрывом и скачком.

Закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные получил9 развитие и уточнение в современных концепциях самоорганизации и эволюции открытых (в них извне поступает энергия) неравновесных систем [28]. На первоначальных этапах развития качественное состояние системы не изменяется. Но под влиянием внешних условий или внутренних противоречий система теряет устойчивость и переходит в критическое состояние. Далее следует скачкообразный переход10 в качественно новое состояние. Для сложных систем имеется несколько таких новых состояний, в том числе более упорядоченные. Для истолкования и математического описания переходного скачка применяется три подхода: синергетика, теория катастроф и термодинамика неравновесных процессов [28].

Отрицание отрицания. Применение других концепций диалектики к прогнозированию направлений развития (и, следовательно, пониманию соответствующих смыслов существования) не разработано столь подробно. Особенно полезным здесь может оказаться отрицание отрицания, по которому особенности развития повторяются, но не тождественно, а на более высоком уровне. Из относительно новых успешных применений этой концепции можно упомянуть разработку представлений об аналогии в конкурентных стратегиях компаний (фирм) и биологических популяций [45], о смене доминирующих форм общественного сознания, в частности появлении элементов мифа в современной науке [38, 46]. В неорганической химии отрицание отрицания удалось выразить математически, в виде уравнения, описывающего изменения свойств элементов и их соединений по всей Периодической системе на  количественном уровне [47-51].

По-видимому, сходство в результате отрицания отрицания, как более сложный вариант, встречается реже, чем простая аналогия. В то же время констатация простой аналогии может быть результатом недостаточного развития или изученности явления. Так, рассмотренные выше (раздел «Аналогии») подобия в биологической и технологической эволюциях, по-видимому, преждевременно считать результатом отрицания отрицания: технологическую эволюцию еще трудно представить высшим этапом по сравнению с биологической. Однако технологическая уже создает искусственный интеллект и развивается несравнимо быстрее биологической.

Попытаемся на основе концепции отрицания отрицания представить, какие формы материи (и соответствующие смыслы существования), высшие по сравнению с существующими, могут возникнуть. По современным представлениям, неживое породило живое, которое обеспечило появление живого интеллекта. Живой интеллект в будущем создаст неживой интеллект, этот этап явится отрицанием живого и повторит существенные свойства неживого. Можно предположить, что развитие неживого интеллекта приведет к появлению живого сверхинтеллекта:

Развитие неживого интеллекта

***

Последовательное применение по отношению к смыслу жизни определения смысла как внеположенной сущности явления (события), оправдывающей его существование, связывая его с более широким пластом реальности (контекстом), позволило конкретизировать понимание смыслов жизни, сделать их объективными, рассмотреть их как частный случай более широкого понятия. Объективный смысл существования определяется связями и закономерностями природы и общества, он модифицируется в зависимости от системы (пласта реальности), в которой данное явление рассматривается; разные смыслы, как правило, не противоречат друг другу, а составляют иерархическое дерево. Рассмотрено формирование и трансформации смыслов. В процессе эволюции объективно отбираются явления, реализующие наиболее конкурентоспособные смыслы существования. объективные смыслы могут быть прогнозированы на основе аналогий и диалектических закономерностей, в том числе взаимоотношений высшего и низшего. Приведены наиболее масштабные смыслы существования человечества: распространение сознания во Вселенной, предотвращение космических катастроф, создание новых, высших форм материи: неживого интеллекта и живого сверхинтеллекта.

Сноски

1 Ранее напечатано в журнале «Вопросы философии» 2006. № 7. С. 84. Публикуется с разрешения Редакции.

2 В этой работе термин «существование» употребляется в смысле, близком к обыденному, а не в глубоком философском (existentia, один из аспектов бытия).

3 Статистика показала, что 43% россиян и 35% жителей Европейского Союза часто задумываются о смысле жизни и ее целях, в то время как 32% и 39% соответственно делают это иногда. Чаще о смысле жизни задумываются российские женщины (49%), а не мужчины (37%). Кроме того, доля часто размышляющих на эту тему россиян снижается по мере роста доходов с 51 до 39% [6].

4 Например, общество по интересам (в частности, любителей животных или противников трезвости), партия, криминальная организация.

5 Более широкий подход дается в работе [27].

6 С оговорками, изложенными далее в разделе «Высшее без низшего».

7 В XIX веке единственным известным источником энергии была химическая (например, горение), создаваемая перестройкой внешних электронных оболочек атомов и молекул. Переход на ядерный, более глубокий (более элементарный) уровень на настоящее время снял проблему ограниченности в энергии.

8 По другой точке зрения самоорганизация принципиально отличается от дарвиновского понимания эволюции [28].

9 В науке сегодняшнего дня не принято отмечать, что сформулированная Гегелем и развитая Энгельсом закономерность перехода количественных изменений в качественные путем разрывов и скачков лежит в основе современных теорий переходов через бифуркации. Большинство западных ученых отвергает диалектику Гегеля в связи с тем, что она использовалась для обоснования необходимости и целесообразности тоталитарных режимов, а ученые бывшего «социалистического лагеря» опасаются упреков в заскорузлом марксизме-ленинизме [41].

10 В качестве аналогии приводились [28] фазовые переходы типа лед – вода – пар.

Литература

  1. Шредер Ю. / Смысл. // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, Т. 3, 2001, С. 576-577.
  2. Фрейд З., цитир. по Yalom I.D. Existential psychotherapy. New York: Basic Books, 1980. P. 449. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. С. 502.
  3. Шестов Л., цитировано по Бессонов Б.Н. / Смысл жизни личности // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. С. 8.
  4. Психологические аспекты смысла жизни и акме, VIII симпозиум Психологического ин-та РАО // Вопросы психологии, 2002. № 4. С.145-9.
  5. Яхнин Е.Д. / Счастье homo, счастье sapiens, счастье socialis // Современные проблемы смысла жизни и акме. Материалы VI-VII симпозиумов. ПИ РАО. Москва-Самара: Изд-во «НТЦ», 2002. С.126-129.
  6. http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2005/10/11/11163617_bod.shtml 11.10.05
  7. Антонов В.Ю. / Вопрос о смысле жизни. // Наука. Ценности. Человек. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. С. 74-78.
  8. Малыгин Г.С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. С.38
  9. Яхнин Е.Д. / Смысл, счастье и справедливость жизни. // Современные проблемы смысла жизни и акме. Материалы VI-VII симпозиумов. Москва-Самара: Изд-во «НТЦ», 2002. С.118,121.
  10. Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни. Казань: КГТУ, 2001. С. 197.
  11. Крылов Б.В. Социальная энтропия, или Почему нет в жизни счастья. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2001. С.137, 141, 143, 151.
  12. Делокаров К.Х. / Новые аспекты вечной проблемы. // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. С. 3-7.
  13. Бессонов Б.Н. / Смысл жизни личности // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. С. 8-55.
  14. Делокаров К.Х. / Мировоззренческое содержание поиска смысла жизни. // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. С. 55-67.
  15. Степанов П.П. / Смысл жизни и нравственные искания личности. // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. С. 68-76.
  16. Степанова Л.А. / Смысл жизни и смысл социального действия. // Смысл жизни: опыт философского исследования. М.: Изд-во Росс. акад. управления, 1992. С. 95-104.
  17. Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Часть 3. Современный интеллект. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1999. С. 75, 84, 108-110, 174.
  18. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. С. 249-250.
  19. Смысл жизни в русской философии, конец XIX — начало XX в. СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1995. С. 12, 218
  20. Перекопский М.А. / Общественный взгляд на понятия цели и смысла жизни в различные исторические эпохи. // Россия и Европейский север в начале XXI века. Архангельск: Междунар. «Ин-т упр.», 2000. С. 262-5.
  21. Frankl V. E. Man’s search for meaning; an introduction to logotherapy. Boston: Beacon Press, 1962.   Франкл В. / Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.118-126. (http://psyberia.ru/work/author#frankl 25.11.2004).
  22. Силин А.А. /Человек как часть природы и ее авангард. // Полигнозис. 2003. №1 (21). С. 3-13.
  23. Имянитов Н.С. / Семь советов Господу Богу.// Химия и жизнь 2001. Вып.5. С.40-45.
  24. Боринская С.А., Рогаев Е.И. / Гены и поведение.// Химия и жизнь 2000. Вып.3. С.20-25.
  25. Иванов Е.М. / Смысл жизни и природа смысла. // Смысл жизни личности в эпоху посткнижной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. С.34-40.
  26. Аршинов В.И., Буданов В.Г. / Когнитивные основания синергетики. // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С.80-83.
  27. Свирский Я. / Смысл события (на фрактальной кромке безумия). // Событие и смысл (Синергетический опыт языка). М.: ИФРАН, 1999. С.173-201.
  28. Ровинский Р.Е. / Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопросы философии. 2002. Вып.5. С. 67-77.
  29. Соловьев В.С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. С. 29-30, 189-193, 195-196.
  30. http://politicsite.narod.ru/archive/evoluc.htm 7.11.2004
  31. Lem S. Summa Technologiae. Krakow: Wydawnictwo literackie, 1967. Лем С. Сумма технологии. М., СПб.: Terra Fantastica, 2002. С. 36-73.
  32. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. С. 17-37, 43-62.
  33. Арманд А.Д. / Жизнь на Земле и человеческая культура. //Анатомия кризисов. М.: Наука, 1999. С. 84, 104.
  34. Саночкин В.В. / Универсальная причина развития. // Философские исследования. 2002. Вып. 3 (32). С.198-203.
  35. Кебина Н.А. Философия смысла и самореализация личности. М., 2003. С.75.
  36. Райков В.Л. Общая теория сознания (иерархия сознания и задачи человеческого существования). М.: Синергия, 2000. С. 142.
  37. Гивишвили Г.В. / О «сверхсильном» атропном принципе. // Вопросы философии. 2002. Вып.2. С. 43, 52.
  38. Имянитов Н.С. / По «лестнице наук» — к искусству. // Философия науки . 2003. № 4 (18). С. 3-17.
  39. Панов А.Д. / Разум как промежуточное звено в эволюции материи и программа SETI. // ФН 2003. Вып.9. С.126-144.
  40. Вебер М. / Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-70, 184–208.
  41. Имянитов Н.С. / Взаимная обусловленность развития и деградации. Принцип сопряженного изменения свойств. // Полигнозис. 2002. №4. С.34-49.
  42. См.: Орлов В.В. / Предмет, структура и проблемы философской теории пограничных наук. // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1972. Вып.V. С. 9.
  43. См.: Орлов В.В. / О логике соотношения высших и низших ступеней развития материи. // Философия пограничных проблем науки. Ученые записки Пермского ГУ. Пермь, 1967 (1968). № 185. С. 10.
  44. Меншуткин В.В. / Аналогия закономерностей биологической и технической эволюции. // Теоретические проблемы экологии и эволюции. Тольятти: Интер – Волга, 1995. С. 67.
  45. Юданов А.Ю. / Типы конкурентной стратегии: «биологический подход» к классификации компаний. // Мировая экономика и международные отношения. 1990. №10. С.51-65.
  46. Чешков М. / Больше, чем смена парадигм. // Безопасность Евразии. 2001. №1. С. 282-288.
  47. Имянитов Н.С. / Уравнение для …. закона Менделеева. // Природа. 2002. №6. С. 62- 69.
  48. Имянитов Н.С. / Математическое описание диалектических закономерностей Периодической системы. // Журн. общей химии. 1999. Т.69. Вып.4. С. 530-7.
  49. Имянитов Н.С. / Модификация различных функций для описания периодических зависимостей. // Координационная химия. 2003. Т.29. №1. С.49-56.
  50. Имянитов Н.С. / Диалектические функции для описания и прогнозирования сродства к протону и основности в газовой фазе // Журн. органической химии. 2001. Т.37. Вып.8. С. 1254-62.
  51. Имянитов Н.С. / Новая основа для описания периодичности. // Журн. общей химии. 2010, Т.80. Вып.1. С. 69 – 72.
Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>