<

Синергетика — двигатель модернизации детерминизма

Просмотров: 243

К настоящему времени, следует признать, синергетика уже утвердила себя в качестве особой научной дисциплины с самодостаточными областью исследований и методологией. Выявив черты общей закономерности в сложных системах из самых разных сфер бытия, она стоит теперь перед необходимостью глубокого мировоззренческого осмысления и упорядочения накопленного разнообразного знания.

Известный подвижник синергетики в отечественной науке С.Курдюмов по этому поводу писал: «Из синергетики рождается новая философия: философия осознает, что изучать нужно нелинейный мир…» [1]

Академик В. Степин, конкретизируя эту мысль, подчеркивает, что «синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой включения этих принципов в научную картину мира. Она претендует на то, чтобы стать ядром общенаучной картины мира». [2].

Констатируя бурный «рост вширь» исследований синергетической направленности, В. Буданов вместе с тем сетует на досадный факт: «сейчас такой общенаучной (междисциплинарной) единой картины мира (в смысле самосогласованной целостности), строго говоря, нет». В связи с этим он акцентирует стоящую перед синергетикой задачу: «создать единое поле междисциплинарной коммуникации, сформировать принципы новой картины мира».[3].

Между тем, не является секретом, что синергетика продолжает переживать весьма нелегкий, можно даже сказать, мучительный процесс согласования с текущей философской парадигмой. Об этом, в частности, свидетельствует острая критика и нападки со стороны традиционных материалистов. В связи с этим нельзя не согласиться со следующим утверждением академика Степина: «Развитие современной научной картины мира под влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации ее философских оснований. Проблемы, которые здесь возникают, связаны с экспликацией генерированного синергетикой нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности, необходимости и т.п.» [4].

Общеизвестно критическое отношение одного из основоположников синергетики И. Пригожина к общепринятой на сегодняшний день линейной теории детерминизма. Все чаще в исследованиях последнего времени у разных авторов употребляется термин «кольцевая причинность» (См., например, [3], [4]). И это вполне симптоматично. В воздухе буквально витает идея модернизации детерминизма в соответствии с требованиями синергетики.

Следует напомнить, что традиционный линейный детерминизм в свое время цинично отстранился от решения телеологической проблемы, так до сих пор и не смог решить проблему свободной воли, что нашло отражение в антиномиях Канта. Остались непрояснены особый причинный и онтологический статус автономных предметов природы, причинная подоплека активности и самоорганизации живых организмов, базис особой частной онтологии человека, ключевой принцип основных приводных механизмов его физиологии, психики и сознания. Все эти проблемы с новой силой сегодня акцентируются синергетикой, что делает все более острой необходимость подвергнуть детерминизм существенной доработке.

Приятной для многих неожиданностью в такой ситуации наверняка окажется новость о том, что ряд существенных шагов на этом пути уже сделан. Более того, эта новость могла порадовать общественность еще и раньше, если бы не досадная разобщенность и плохая организованность процесса обмена идеями в отечественной философской среде в течение последних двух десятилетий. Определенная консолидация философских интеллектуальных и оргресурсов начинает наблюдаться только в последние годы. Это вселяет надежду на плодотворность грядущей эпохи и скорое успешное решение обозначенной проблемы.

Хотелось бы донести, наконец, до общественного сознания информацию о собственных серьезных наработках на этом поприще. Специально разработанная автором этих строк в 1993 году для решения указанной проблемы теория кольцевого (вихревого) детерминизма [5] призвана актуально дополнить традиционную теорию прямолинейного детерминизма, подтянуть ее до соответствующего современной синергетической проблематике уровня, вооружить ее действенным инструментарием более адекватной интерпретации множества наблюдаемых феноменов, величин и понятий.

Суть теории состоит в предположении наличия в недрах каждого отдельного устойчивого природного образования, состоящего из согласованно функционирующих звеньев и элементов, особого детерминирующего начала, своего рода вихря, воздействие которого на само природное образование осуществляется циклически-возобновляемо вдоль замкнутого детерминирующего контура. Простейшим вариантом замкнутого контура является кольцо, поэтому именно кольцо было избрано в качестве самой общей модели маршрута движения данного детерминирующего начала. Отсюда – и название для нового типа детерминизма.

Это локальное детерминирующее начало, непрерывно циркулирующее по замкнутому контуру в недрах своего природного носителя, и обеспечивает его локальную устойчивость, определяемость, независимость, гомеостазис, а в более сложных случаях – и его активность. Сам носитель вследствие наличия этого начала перестает быть пассивной игрушкой в руках линейного природного детерминизма, слепым следствием воздействия внешних сил, ибо внутри него появляется собственный локальный источник причинного действия.

Последний позволяет носителю демонстрировать автономию, противопоставлять себя в определенных отношениях внешней природе. Это одновременно и источник специфической причинной замкнутости, консолидированности в поведении и функционировании элементов самоорганизующихся систем, причинной отделенности и обособленности систем от окружающего мира. Другими словами, это как раз то принципиальное, что объединяет все без исключения простые и сложные системы, акцентируемые синергетикой. Это именно та искомая в свое время Г. Хакеном общая черта, которая в самом общем виде характеризует их специфику. Именно она является основанием для «кольцевой причинности», для возникновения ансамбля контуров прямой и обратной связи, для гомеостатических, аутопоэзных и прочих проявлений самоорганизации.

Следует подчеркнуть, что кольцевой детерминизм, детерминизм нового типа, вовсе не отрицает прежний прямолинейный, он его актуально дополняет. В связи с этим неизбежно возникает проблема соотношения этих двух составляющих в обновленном расширенном варианте детерминизма. Прежде всего, следует констатировать их онтологическое равноправие. Тогда, очевидно, в каждом конкретном случае соотношение их сил и влияний будет определяться принципом суперпозиции. Более тонкую регуляцию их взаимоотношений призваны задать специально сформулированные автором законы детерминизма [6].

Дополнение традиционного детерминизма кольцевым детерминизмом, как оказалось, содержит настолько значительный потенциал мировоззренческой модернизации, что позволило создать особую философию, которая получила название –синтезирующий реализм [7, 8]. Поскольку обновленная теория детерминизма позволяет исследовать все природные явления и образования (включая биологические, антропологические, социальные, когнитивные и пр.) не только с позиции внешних сил, но и с позиции локального внутреннего начала, получила, наконец, разрешение давняя телеологическая проблема, обнаружились вполне материальные основания под разнообразными феноменами субъективного плана, впервые появилась оправданная возможность преодолеть доселе непримиримое противостояние субъективизма и объективизма и даже соединить их методологии в едином философском синтезе [9].

В хорошем согласии с актуализировавшейся активистами синергетики современной задачей расширения области исследований на сферы антропологии, социологии и теории познания, синтезирующий реализм предлагает специально нацеленный на это инструментарий: принцип многогранного монизма, принцип материального основания, теорию контакта, концепцию когнитивно значимого следообразования. Уже есть примеры конструктивного использования этого инструментария [10,11,12,13,14].

Таким образом, практически все готово для масштабного оформления давно ожидаемой, выстраданной синергетикой единой общенаучной картины мира.

Ссылки:

  1. Курдюмов С.П. Новые тенденции в научном мировоззрении./ Интернет-сайт Курдюмова С.П. «Синергетика» (http://spkurdyumov.narod.ru/Syn.htm#Si34).
  2. Степин В.С. О философских основаниях синергетики./ Интернет-сайт Курдюмова С.П. «Синергетика» (http://spkurdyumov.narod.ru/Philos.htm#Ph408).
  3. Буданов В.Г. Синергетика: история, принципы, современность./ Интернет-сайт Курдюмова С.П. «Синергетика» (http://spkurdyumov.narod.ru/Syn.htm#Si17).
  4. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики.(Материалы Международной конференции «Путь в будущее – наука, глобальные проблемы, мечты и надежды», 26–28 ноября, 2007 Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Москва).
  5. Калмыков Р.Б. Кольцевой детерминизм: решение проблем научного материализма. (http://www.globalfolio.net/main/CMpro-v-p-346.phtml).
  6. Калмыков Р.Б. Сэр Исаак Ньютон и три закона детерминизма (http://www.globalfolio.net/main/CMpro-v-p-345.phtml).
  7. Калмыков Р.Б. Знакомство с синтезирующим реализмом. (http://www.globalfolio.net/main/CMpro-v-p-336.phtml).
  8. Калмыков Р.Б. Синтезирующий реализм: системное единение философского знания. (http://www.globalfolio.net/main/CMpro-v-p-337.phtml).
  9. Калмыков Р.Б. Между субъективизмом и объективизмом: в поисках «золотой середины»./ Философские исследования. Москва, 1994, №2, С.277-283.
  10. Калмыков Р.Б. Аспекты частного бытия относительно автономных природных образований.
  11. Калмыков Р.Б. По обе стороны человеческого опыта.
  12. Калмыков Р.Б. Причинные и онтологические основания когнитивной ситуации в свете философии «синтезирующего реализма»./ Актуальные проблемы современной когнитивной науки (Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008г.), Иваново, 2008, С.103-106.
  13. Калмыков Р.Б. Многогранный монизм против когнитивного релятивизма./ Актуальные проблемы современной когнитивной науки (Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008г.), Иваново, 2008, С.108-111.
  14. Калмыков Р.Б. Синтезирующий реализм как эффективное средство решения философских проблем./ Материалы V Российского философского конгресса, т.I, секция «Онтология и метафизика», Новосибирск, 2009, С.28.
Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>