Религия, как закономерный процесс смены подсознательных мироощущений

1. Противоречия, проблемы, задачи

Феномен религии, несмотря на целый комплекс общеизвестных внешних и внутренних противоречий и конфликтов, в частности принципиальных разногласий с наукой и просто со здравым смыслом, продолжает в той или иной форме или разновидности играть одну из ключевых ролей в жизни значительной (если не сказать подавляющей) части населения земного шара. По некоторым данным в настоящее время верующих насчитывается примерно 75 – 80% населения, а история религии согласно данным археологии и палеонтологии насчитывается примерно 150 – 200 тыс. лет [4, 11].

Религия влияет на общественно-политическую обстановку, на моральный, нравственный и духовный климат многих общественных групп и целых государств, на психическое и физическое здоровье и поведение множества людей и социальных образований, на отношения между государствами и всю систему управления нашей цивилизации в целом.

Многие тысячелетия, несмотря на её очевидную угнетающую, подавляющую и регрессивную роль в развитии науки [16], личности и общества, религия не утратила своей жизнеспособности и по-прежнему добровольно востребована как отдельными людьми, церковными общинами, так и целыми государствами.

Основной причиной такой неискоренимой востребованности является способность религии быть духовным и нравственным щитом, способностью быть опорой в трудные минуты жизни для одних, властью для других, тем и другим для третьих. Возможно эти щит и опора мифические, но они реально помогают миллионам людей. Религия способна создавать ощущение единства с единоверцами, наполнять жизнь смыслом и удовлетворением. Религия, вероятно, представляет собой одно из важнейших стихийных изобретений человечества, своеобразную искусственную защитную оболочку человека при выживании в условиях враждебной среды. Золотой сон религии оказался той тихой заводью, в которой каждый в какой-то степени может укрыться от житейских бурь и глобальных катаклизмов.

Такие возможности религии вытекают из её сути, основанной на принципе веры, а также из особенностей её структуры и функционирования. Религия в настоящее время представляет собой сложное, чрезвычайно разнообразное по форме и исходным догмам, необозримо разветвленное исторически и территориально духовно-мировоззренческое многомерное образование, которое живет в тесной связи с окружающим миром, но своей жизнью и по своим законам.

Познать эти законы – значит объяснить, а возможно и предвидеть, если не повлиять на настоящие и будущие противоречия, противостояния и конфликты, или, в общем, на состояние общественного сознания и поведения миллиардов людей, а значит и целых государств. Управлять этими законами – значит предотвратить масштабные кровавые межконфессиальные и внутри конфессиальные конфликты, создающие очаги напряженности не только на территориях отдельных государств, но и в глобальном масштабе. Религиозный фанатизм и терроризм превратился в одну из главных проблем современности.

2. Пути решения

Вероятно по причинам этой внутренней и внешней противоречивости и одновременно её глобальной значимости религия, как объект исследования, уже несколько столетий привлекает внимание науки и философии. Это в конечном итоге привело к формированию в середине 19 века новой междисциплинарной и многодисциплинарной науки – религиоведения [5, 10]. Но благодаря своеобразию, сложности и многомерности феномена религии, её необъятности и своеобразной аморфности, неопределённости самого понятия религии, её рассмотрение и изучение носит, как правило, в основном описательный и констатирующий характер [10], не позволяющий в достаточной мере познать её законы, прогнозировать её развитие, а, следовательно, и возможность управлять её влиянием на жизнь общества. Это не позволяет установить комплекс представлений и законов, определяющих состояние и перспективу развития религии в конкретной стране, в конкретный период времени, не говоря уже о глобальных масштабах. Такая задача в настоящее время даже не ставится. В значительной степени этому препятствует несовершенство наиболее распространённого метода исследования религии, не позволяющего увидеть её общие контуры. Так известные теории и классификации религии, как правило, рассматривают только её отдельные фрагменты и соответственно получают искаженные, локальные результаты. Они не ставят целью создания модели всего религиозного пространства со всеми его элементами, взаимосвязями и взаимозависимостями. В частности не рассматривается одновременно весь комплекс факторов, влияющих на состояние религиозных образований, перспективы динамики отдельных конфессий, вероятность и перспективы и пути объединения или дробления отдельных конфессий, процессы и факторы пересмотра устаревших церковных догм, причины, источники и процессы возникновения новых религиозных течений и т.д.

Возможно для современного религиоведения это пока неподъемная задача, но только это направление в будущем позволит как-то управлять религиозными процессами, прежде всего с целью сохранения всего лучшего, что дает и может дать религия, и посильной нейтрализации (или ликвидации) между и внутри конфессиальной вражды, а также уменьшения духовного и эмоционального гнёта религии на психику верующих и искажение естественнонаучной картины мира.

Эти цели могут быть достигнуты только при всестороннем изучении основных проблем религии, к которым в первую очередь можно отнести постижение сущности самого феномена религии, его происхождения, свойств и закономерностей религии, а также перспективы её существования и развития.

Одним из возможных путей решения перечисленных проблем является принципиальное изменение методологии исследования религии, в частности, отказ (или локализация) от поэлементного исследования с использования понятийного аппарата и соответствующих зависимостей, разработанных для решения отдельных, частных, узких задач, касающихся только отдельных сторон религии (например, понятий и законов биологии, психологии, социологии, политологии, этнографии и др.).

Поставленные цели могут быть значительно проще достигнуты за счёт повышения как собственной специализации исследовательского аппарата религиоведения, так и использования известных общенаучных методологических концепций. Повышение уровня общности методологии исследования позволит привлечь к решению проблем религии более общие законы, содержащие информацию из многих хорошо исследованных областей знаний как естественно научного, так и гуманитарного направлений.

В этом случае проблемы религии предстанут во всей своей полноте и цельности как бы из исследовательского космоса, подобно тому, как протяженные и слабо выраженные геологические структуры Земли проявляются при фотокосмических исследованиях, но не обнаруживаются обычными наземными геолого-топографическими методами. При этом уровень общности и возможности метода исследования будут соответствовать масштабности и уровню общности исследуемой проблемы, в данном случае религии.

3. Применение метода замкнутой системы

Одним из вариантов такого общего подхода при изучении религии является использование метода замкнутой системы (МЗС), как одного из приложений теории замкнутой системы (ТЗС) [8, 9].

В соответствии с МЗС исследование религии должно проводиться в координатах среда – объект. Объектом в данном случае является религия, понимаемая как духовно-мировоззренческое восприятие человеком мира, основанное на бездоказательной вере в существование некоторой трансцендентной сущности, оказывающей влияние на жизнь, как отдельных людей, так и общества в целом.

Средой существования религии – объекта является весь комплекс факторов, влияющий на состояние религии и меняющий её содержание. Этот комплекс факторов, как и любая среда в ТЗС вызывает появление, развитие, деградацию и исчезновение как отдельных конфессий и их разновидностей, так и религии как глобального феномена в целом.

Среди этого комплекса в первом приближении, прежде всего можно назвать следующие.

1. Религиозные.

1.1. Действующая, исходная, исповедуемая форма религии, уровень её развития и организации, доступность.

1.2. Окружающие религии, их совместимость, уровень развития и организации, информационное влияние.

2. Личностные.

2.1. Негативное или позитивное психо-эмоциональное состояние личности (степень дискомфорта, кризисные состояния, тревоги, страхи, неустроенность, одиночество, неудовлетворенность положением, ощущение безысходности, тоски, неуверенность в себе, отсутствие изменений к лучшему, потребность в духовной и эмоциональной защите и обратные состояния).

2.2. Менталитет, национальные традиции, интересы, обычаи, привычки, возраст.

2.3. Мировоззрение личное и бытовое, политическое, научное, стиль мышления, мода, система ценностей, глубина внедрения религиозных догм.

2.4. Культурный уровень, образование, воспитание.

2.5. Личное чувственно-эмоциональное, интеллектуальное и духовное развитие.

3. Общественно-политические.

3.1. Общественно-политическое устройство государства и региона (тип власти и управления, господствующее мировоззрение, идеология, расслоение, взаимоотношения, политические процессы, коммуникация).

3.2. Общественно-политическая обстановка и тенденции в мире (политическое устройство и режимы, поляризация сил и экономики, объединение, распад и образование новых государств и союзов, объединение производительных сил и идеологий, торговля, завоевания, международная кооперация, глобализация мира, миграционные процессы, интеграция).

4. Условия.

4.1. Условия жизни (город, сельская местность, уровень и образ жизни, базовая профориентация, работа).

4.2. Уровень развития знаний (наука и техника), соотношение эмоционально-чувственного и рационального восприятия мира.

4.3. Информационное воздействие.

– источники информации (окружающая обстановка, СМИ, литература, фильмы, миссионеры, работа, родственники, знакомые, друзья, соседи, увлечения, досуг, лекторы, случайные источники);

– способ получения (просмотр телепередач, чтение, изучение, общение, наблюдение, обучение, пассивный и активный, личная инициатива, интуиция);

– вид получаемой информации (чувственная, эмоциональная, логическая, графическая, символическая, кодированная);

– способ хранения, обработки и использования информации (в подсознании, в сознании).

4.4. Экстремально-стрессовые воздействия, связанные с риском для здоровья и жизни.

– личные (аварии, катастрофы, тяжелые болезни, смерть близких, психические травмы, пожары, тюрьма, несчастные случаи, плен и прочие экстремальные ситуации);

– общественно-политические катаклизмы (революции, войны, завоевания, оккупация, теракты, геноцид, кризисы и т.д.);

– природные (землетрясения, наводнения, извержения вулканов, тайфуны, цунами, смерчи, голод, эпидемии, засухи и прочие стихийные бедствия).

Роль и степень влияния каждого из перечисленных факторов непостоянны и зависят от общей ситуации в государствах и в мире в целом и вокруг религии. Кроме того, есть факторы знакопеременного действия, а есть факторы, постоянно действующие в одном направлении.

Наиболее важными и действенными для изучения состояния и перспективы изменения религии являются постоянно и длительно действующие и однонаправленные факторы, определяющие факт её возникновения, развития и исчезновения.

Среди них, прежде всего, можно назвать следующие усредненные факторы.

  1. Развитие и унификация общественно-политического устройства стран в мире.
  2. Глобализация.
  3. Урбанизация.
  4. Информатизация.
  5. Научно-технический прогресс и повышение уровня жизни.
  6. Интеллектуальное и рациональное развитие.
  7. Унификация условий жизни, образования и мировоззрения.

Совместное длительное (столетия и тысячелетия) действие этих факторов со временем неизбежно должны привести к сближению мировоззрений, как общего, так и религиозного, как отдельных групп верующих, так и в целом конфессий. Увеличение объема и роли информации, научно-технический прогресс и повышение интеллектуального уровня развития и рационального мышления направлено на снижение роли религиозного мировоззрения в жизни, как отдельных людей, так и в обществе в целом.

Следовательно, хотим мы этого или нет, но совместное действие блока этих факторов со временем сблизит позиции отдельных конфессий и снизит уровень их противостояния. Но поскольку есть силы, которые пытаются противостоять этим тенденциям, и сами указанные процессы длительны и противоречивы, время этого сближения без направленного вмешательства общества может затянуться на столетия, если не тысячелетия.

Одновременно параллельно будет вероятно идти процесс ослабления позиций религии в целом, очевидно в пропорциональные интервалы времени.

Другая группа факторов, усиливающая позиции религии также действует в одном направлении. Это негативное психо-эмоциональное состояние, общественно-политические и природные катаклизмы. Некоторые факторы имеют двойственное значение, иногда усиливая религию, иногда ослабляя. Сюда относится информационное воздействие, мода, общественно-политическая обстановка, менталитет, традиции, миграционные процессы.

Содержание и значимость отдельных факторов в зависимости от условий может меняться в очень широких пределах. В каких-то случаях определяющими являются один – два – три фактора. Например, в принятии на Руси христианства в основном участвовали общественно-политические факторы (объединение славян), менталитет и окружающие религии. А в формировании комплекса религий современного Китая или Индонезии участвовали не менее полутора десятков факторов [11].

Появление в последние два столетия множества новых нетрадиционных религиозных течений [14, 15] находится в прямой зависимости от ломки в этот период многих сложившихся ранее представлений и мировоззрений (в т.ч. и систем ценностей), в бурное время революций, войн, экономических и духовных кризисов, передела мира, научно-технического и информационного взрыва на фоне демократизации и раскрепощенности идеологии, свободы совести и вероисповедания. При этом происходило существенное перераспределение степени влияния многих факторов [11, 12].

Большое количество действующих разнообразных факторов является основной причиной одновременного существования в современном мире множества разнообразных религиозных концепций и разновидностей. Они различаются по исходным системам догм, по организационной структуре, по масштабам, численности, территориальному распространению, по уровню развития и т.д. Они существуют в виде разнообразных конфессий, течений, движений, школ, сект и других религиозных образований. Как правило, в одном государстве и на одной территории одновременно сосуществуют несколько различных религий, чаще враждующих, чем поддерживающих и понимающих друг друга.

Разная степень религиозности верующих (и неверующих) от слепого несовместимого с жизнью фанатизма до равнодушия и воинствующего атеизма тоже зависит от того или иного сочетания факторов. Основной причиной этого является неоднородность религиозного знания. Есть глубинные пласты подсознания восходящие к естественным истокам природы эмоций и чувств, стихийных и интуитивных предчувствий и воображений. В то же время есть более поздние наслоения, связанные с содержанием конкретной конфессии и её разновидностями. Последние внедряются в подсознание в процессе воспитания или обращения тем или иным способом в данное вероисповедание [5, 11]. Ни один ребенок не рождается со сформировавшейся конкретной конфессией в голове. Но все мы имеем предрасположенность к иррациональному восприятию мира. Искоренить этот природный иррационализм, не поломав что-то серьёзное в нашей общей системе управления вероятно органически пока невозможно. В то же время позднейшие наслоения иррациональности в виде воспитанных религиозных представлений внедрены в нас гораздо слабее и сравнительно легко поддаются корректировке под действием различных факторов. Это определяет степень верования и содержание веры. Одновременно это может помочь корректировке религиозного мировоззрения в нужном обществу направлении, в частности устранению агрессии, непримиримости, нетерпимости и взаимной ненависти верующих разных конфессий.

Но в любом случае комплекс действующих факторов определяет возникновение, развитие и угасание религий. От правильной оценки числа и значимости действующих факторов зависит возможность влияния на любую религию.

4. Некоторые свойства религии и их возможное использование

Приведенный перечень факторов среды религии, а также известные исследования религии [5, 13] позволяют выделить ряд важных особенностей и закономерностей религии (назовем их свойствами), которые могут быть использованы при решении вопроса возможности влияния общества на течение религиозных процессов. Основными из них являются следующие.

  1. Базирование всех догм на бездоказательной вере.
  2. Эмоционально-чувственная природа веры.
  3. Способность к возникновению, сохранению, изменению и разрушению.
  4. Сочетание эволюционного и революционного характера развития.
  5. Цикличность развития.
  6. Одновременное сочетание чистоты конфессий и эклектичности религиозных образований.
  7. Территориальная мобильность и временнáя динамика.
  8. Идейно-догматическая, организационная, структурная и функциональная многомерность.
  9. Сочетание консерватизма и динамизма.
  10. Сочетание непримиримости и агрессивности с толерантностью и плюрализмом.
  11. Способность к централизации, универсализации и унификации.

Перечисленные свойства религии по возможности влияния на содержание той или иной религии можно разделить на две группы.

1. Свойства, способствующие изменению содержания и функций религии:

– способность к возникновению, развитию и исчезновению;

– эволюционный и циклический характер изменения;

– тенденции к универсализации и централизации;

– способность к взаимопроникновению.

2. Свойства, препятствующие изменению содержания и функций религии:

– внедрение в подсознание;

– обоснованность принципом веры;

– консерватизм.

Возможность влияния на религию в основном зависит от её способности к возникновению, развитию и исчезновению, в частности эволюционный и циклический характер изменения.

Эффективное влияние на религиозные процессы может быть оказано совместным использованием сочетания, как свойств, так и соответствующих факторов среды. В частности наиболее перспективными представляются сочетание свойств религии (п.п. 3, 4, 5, 9 и 11) с факторами (п.п. 2.1., 2.3., 2.4., 4.2., 4.3.).

С этой же целью можно дополнительно использовать ряд общих положений ТЗС [8, 9].

  1. Среда создает, сохраняет, изменяет и разрушает объект.
  2. Любое взаимодействие между средой и объектом направлено на уравнивание их состояний.
  3. Интенсивность взаимодействия возрастает с увеличением разницы уровней состояний и уменьшается с ростом сопротивления разделительной зоны.

Наиболее динамичными и эффективными факторами воздействия на религию являются информационное действие (в частности воспитание и обучение), психо-эмоциональное состояние личности, мода, интеллектуальное и духовное развитие личности.

Независимо от возможного сознательного и целенаправленного изменения религии можно в какой-то степени спрогнозировать ход естественного процесса развития религии под действием постоянно действующих однонаправленных факторов.

1. Интеграция, глобализация и унификация сознания способствует сближению позиций конфессий, усилению плюрализма и толерантности.

2. Развитие науки, повышение уровня образования и интеллектуального развития сужает область влияния религии.

3. Повышение культурного и материального уровня, улучшение эмоционального состояния уменьшает степень влияния религии.

На базе изложенного можно также ориентировочно наметить основные пути управления религиозными процессами.

  1. Воздействие только на подсознание верующих.
  2. Наиболее эффективно воспитание с “чистого листа” (т.е. с детства) эмоционально-чувственными способами, создание соответствующей моды, нужного мнения и настроения в обществе.
  3. Замещение негативных личных состояний любыми позитивными нерелигиозными способами.
  4. Усиливать и ускорять процессы интеграции и унификации.
  5. Использовать естественную цикличность развития религии, стремиться к достижению своеобразного “духовного резонанса”.
  6. Поощрять формирование единства других слагаемых мировоззрения у представителей разных конфессий.

5. Происхождение, сохранение и сущность религии

Религии, как упоминалось выше, по мнению археологов, палеонтологов и религиоведов насчитывается не менее 150 – 200 тыс. лет. Религия возникла ещё у первобытных людей, находившихся на очень низкой ступени развития, как по средствам производства, так и по мировоззрению. Это были примитивные культы и обряды магии, тотемизма, анимизма, фетишизма. Поэтому религия не могла быть результатом каких-то серьёзных мыслительных процессов первобытного человека [4, 10, 14].

До сих пор среди теологов, ученых и философов нет единого мнения о причинах и сущности процесса возникновения религии как общечеловеческого феномена. Ни одна из многочисленных известных в настоящее время теорий не получила всеобщего признания. Научную и религиозную общественность не убедил ни религиозный, ни светский подходы. Нет единства и внутри этих подходов. Разработанные теории противоречат друг другу и не имеют достаточно убедительного теоретического, и в целом, научного обоснования. Более того, эти теории очень “похожи” на своих создателей, так как каждый автор рассматривал проблему со своей мировоззренческой и профессиональной позиции. В результате теории получались односторонние и не охватывали всей совокупности вышеприведенного комплекса факторов, которые не только могут влиять на содержание любой религии, но и в свое время создали условия для её возникновения.

В итоге у материалистов и марксистов преобладали факторы грозных сил природы и классовое расслоение общества. У психологов с подачи З. Фрейда религия появилась в тесной связи с комплексом Эдипа и в конечном итоге объявлена массовым психозом, как отражением несбывшихся желаний. Социологи видят в религии средства осознания верующими социума, членами которого они являются. Соответственно и появление религии напрямую связывают с появлением коллективного образа жизни, охоты, защиты, спасения и, наконец, осмысления реальностей жизни. Этнографы видели в религии некоторый первичный природный элемент культуры и способ её нормального функционирования. У теологов вопрос возникновения религии сводится к доказательствам существования Бога [11, 15, 16]. Несмотря на очевидную односторонность этих теорий нельзя сказать, что все они ложны. В каждой из них есть несомненное зерно истины, как в каждом кусочке смальты есть определенная часть содержания общей мозаики.

В соответствии с этим всё большее число исследователей в настоящее время приходит к выводу о комплексном характере происхождения религии.

Рассмотрение проблемы в координатах среда – объект автоматически приводит к такому же выводу. Но проблема в том, что количество действующих факторов, как мы видели выше, очень велико. И все эти факторы с одной стороны связаны между собой, а с другой в свою очередь зависят от множества других факторов. Поэтому одновременно теоретически в одной теории все эти факторы учесть практически невозможно. При разработке подобной теории нужно заранее быть готовым к приближенности конечного результата, и заранее знать, что к адекватной реальности теории можно подойти только методом последовательных и многоэтапных приближений. В процессе этого приближения необходимо перебирать и оценивать все участвующие факторы, постепенно выстраивая самый оптимальный набор факторов с указанием их функций и степени влияния.

В соответствии с этим при анализе приведенного общего комплекса факторов обращает на себя внимание очевидная недооценка влияния на процесс формирования религиозного сознания (а в дальнейшем и развития) природы и специфики самого процесса познания, результатом которого является любое знание, и источником которых является любая вера, т.к. верить можно только в то, что себе как-то представляешь, т.е. в какой-то степени знаешь. В частности практически не рассматривается процесс хранения и обработки информации, зависимость от источников и способов её получения.

На наш взгляд именно учет степени влияния этого фактора в сочетании с другими доступными для исследования факторами может в какой-то степени прояснить и дополнить ситуацию с происхождением религии.

Необходимость комплексного подхода в данном случае вытекает также из того известного факта, что “зашоренный” узкопрофессиональный подход известных в своей области глубоко верующих специалистов и ученых сослужил им в данном случае плохую службу, не позволяя им выйти за рамки колеи родной науки и шире взглянуть на сущность религии. Хотя именно у творческих натур, в том числе и у выдающихся ученых, как правило, сильно развито творческое воображение, основанное на интуитивно-эмоционально-чувственном восприятии мира, которое тоже основано на работе подсознания. Т.е. подсознания и учета влияния только нескольких факторов здесь недостаточно.

Поэтому для объективности вопрос нужно решать с максимально общих позиций, соответствующих разносторонности и масштабу проблемы. Одну из таких возможностей представляет ТЗС.

В соответствии с ТЗС в объекте не может быть ничего того, чего нет или не было в его среде прошлой или настоящей. Для случая религии это означает, что в ней не может быть другого содержания, чем в комплексе факторов её среды настоящей и прошлой. В полном соответствии с этим вся информация священных текстов соответствует времени их появления, со всеми его знаниями и незнаниями. В одном из вариантов там есть сотворение мира за семь дней, но нет намёка на современные информационные средства и технологии, на космические открытия или виды вооружений. Сказано, кто кого родил, но не сказано, что земной шар вращается вокруг Солнца, а оно в свою очередь является рядовой звездой одной из множества мировых галактик. Сказано, что Бог создал первочеловека Адама из глины, но нет ни слова об успехах современной генетики, в частности генной инженерии.

Изменение факторов с развитием нашей цивилизации изменяло содержание соответствующих религий. Различие действующих факторов в разное время на различных территориях у разных народов сформировало различные религии от примитивных языческих до мировых, от магии, фетишизма, политеизма до монотеизма. Этот процесс продолжается и сейчас. Глобальные процессы унификации жизни медленно, но неизбежно приведут к унификации сознания и мировоззрения, в том числе и религиозного. Строго говоря, человечество как единое целое на данной стадии развития находится на одном из этапов политеизма, т.к. боги всех мировых и региональных религий – это разные боги, их много, они разные, и всех их породило ещё недостаточно унифицированное сознание пока немонолитного, необъединенного человечества. Настоящий общечеловеческий монотеизм ещё впереди. Т.е. мы, исследуя религию и её происхождение, преследуем движущуюся цель, которой движет меняющаяся среда.

Первые следы религиозных обрядов относятся к периоду 150 – 200 тыс. лет назад, когда человек жил в основном не разумом, а чувствами, представлениями, ощущениями, инстинктами, эмоциями и т.д. Объём знаний об окружающем мире, способ и степень обработки поступающей информации не намного отличалась от наших ближайших биологических родственников.

Человек как один из элементов, звеньев цепи земной жизни неразрывно связан с ней как исторически, так и биологически. Современная наука при исследовании генома человека и животных обнаружила очень много общего даже с далёкими биологическими родственниками (с шимпанзе – 98%). Построенные по этим генетическим программам, живые организмы естественно также оказывались во многом похожи, как анатомически, так и функционально. Ранее ещё до появления генетики эту связь обнаружила сравнительная эмбриология человека. У человека много общих с животными органов чувств, подобны их поведенческие реакции и стереотипы поведения и т.д. Сохранились даже наши общие черты с растениями. Известно, например, что при длительной голодовке (~>40 суток) в человеческом организме происходит фиксация растворимого в крови углекислого газа и повышенное потребление азота из воздуха, т.е. питание организма производится прямо из воздуха. С другой стороны развитие растений зависит от эмоционального воздействия на них окружающих людей.

Несмотря на недостаточную изученность вопроса к настоящему времени накопилось достаточно много данных об общности процессов получения, хранения и первичной обработки информации получаемой от окружающего мира нами и животными [1, 2]. На основе этого и вырабатывается подобное поведение организма. В процессе развития головного мозга и соответствующего развития сознания все эти процессы неуклонно совершенствовались, менялись количественно и качественно, повышался уровень, менялись виды, объём и скорость обработки информации. На последнем этапе развития в головном мозгу появилась кора больших полушарий, и появились малоинерционное и быстродействующее рационально-рассудочное мышление и интеллект. В структуре головного мозга человека чётко видны (отпечатались) этаж за этажом исторические этапы его развития, начиная от исторически первого продолговатого мозга, служащего непосредственным продолжением спинного мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга к конечному мозгу с его корой больших полушарий. Последняя с её серым веществом, содержащим миллиарды нейронов, как известно, отвечает (точнее осуществляет) за высшие психическую и интеллектуальную деятельность. Именно кора больших полушарий определяет рационально-логическое восприятие мира и соответствующее мировоззрение. Инстинкты, интуиция, чувства, воображение и т.д. вырабатываются и хранятся, как известно, в подсознании [7].

Но с появлением рационального мышления другие виды отражения окружающего мира, как и соответствующие отделы головного мозга не исчезли и до сих пор продолжают получать от органов чувств, обрабатывать и хранить информацию и выдавать на этой основе свои исполнительские команды, часто не совпадающие с командами коры больших полушарий, работающих по другой технологии. Различие в командах разных структур мозга обуславливается различными механизмами их функционирования, которые в свою очередь и в свое время вырабатывались в соответствии со своими средами обитания. Подсознание исторически возникло раньше, но в своей среде и, несмотря на её существенное изменение, по-прежнему работает по старым программам, соответствующим прежней среде. Сознание обогатилось новыми программами, вырабатывающими в одних и тех же условиях из одной и той же информации органов чувств уже совсем другие решения.

Поэтому в нашей голове в настоящее время в лучшем случае двоевластие (сознание и подсознание), а в худшем – многовластие (так сказать, вполне законная и естественная шизофрения). И каждая власть издает свои приказы, часто противоречащие, а иногда взаимоисключающие друг друга. Хочется одно, а надо другое. Эту ситуацию хорошо иллюстрирует народная мудрость: “И хочется, и колется”, “Охота пуще неволи”, “Глаза боятся, а руки делают”, “Больше воли (желания) – меньше доли (пользы)”, “Дай сердцу волю –  заведет тебя в неволю” и т.д. Здесь четко противопоставляется противоречивые приказы подсознания (желания) и сознания (разума).

У каждой власти свои привычки и особенности. Подсознание более инерционно и консервативно. Оно намного медленнее принимает новую информацию и перерабатывает её, но более прочно удерживает, чем сознание. Связь между обеими властями вероятно чисто символическая и не узаконена каким-либо существенным органическим образом. Решения подсознания нельзя опровергнуть логикой, фактами и доказательствами сознания. Человеку нельзя объяснить, что он сыт, когда он голоден, нельзя объяснить, что ему холодно, когда ему жарко. Внушить (через подсознание) можно, а доказать нельзя. Таким образом, нельзя изменить содержание подсознания, воздействием на него сознанием.

По этим причинам наше мировоззрение и поведение часто эклектично и противоречиво, и в нем нередко одновременно уживаются совершенно противоположные представления и мнения об одном и том же.

Иногда мы из-за недопонимания и хаоса в обществе откровенно усиливаем природную “шизофрению” внушая одним и тем же детям в одной школе, но на разных уроках сразу две противоположные теории происхождения человека: божественно-библейскую и дарвиновскую, и таким образом успешно “расщепляем” их несформировавшееся сознание.

Религия, как составляющая часть общего мировоззрения, занимает свое законное место где-то в подсознании, поскольку религиозные чувства и представления основываются не на логике и научном знании, а на чувственно-интуитивном ощущении наличия чего-то непознанного трансцендентного и всемогущего. Все попытки логического доказательства существования Бога опровергаются всем развитием нашей цивилизации и научно-техническим прогрессом.

Первые религиозные представления, вероятно, появились на заре формирования сознания. Появились в виде игры воображения, мифов, легенд, гипотез, т.к. развитой системы знаний в то время ещё не было, а вокруг было много непонятного, что необходимо было бы хоть как-то объяснить, чтобы эти объяснения в дальнейшем использовать на практике[4, 10]. Альтернативы этой модели мира и поведения для многих случаев тогда ещё не было.

Возникает вопрос, какие гипотезы, какие предложения мог выдвинуть первобытный человек для объяснения непонятного? Скорее всего, первой была попытка объяснить неизвестное через ближайшее аналогичное известное. А что было известно человеку того времени о причинах тех или иных изменений в его окружении? Очевидно действия свои собственные и своих сородичей, т.е. живых, одухотворенных и реально влияющих на природу, на результативность охоты, собирательства, рыбной ловли, трудовые процессы и т.д. Вполне естественно, что эти свойства и способности живых он за неимением других аналогий перенёс и на окружающие явления, вещи, предметы, небесные тела, явления природы. Поэтому вероятно ожили и одухотворились все явления природы и вся неживая природа. Религия дала объяснение, но не на основе знаний, а на базе веры, как недоказанной (или недоказуемой) истины. Незнания заменялись верой без объяснений, размышлений и доказательств, по предположению, переходящему от постоянного использования в убеждение.

Но предположения и фантазии тоже не могли появиться ниоткуда. Они могли появиться только из опыта, т.е. это тоже был какой-то вариант вероятных, но бессознательных, интуитивных знаний, связанных с истиной намного слабее, чем знания доказанные, точные, явившиеся результатом аналитической работы головного мозга или мышления. Но, несмотря на эту весьма далекую от реальности точность, вера тоже должна была быть в какой-то степени адекватна действительности, иначе, основанные на ней действия были бы ошибочными, и человек бы не выжил.

То есть вера возникла как способ заполнения интервала между приблизительным, предполагаемым, вероятным знанием и знанием абсолютным – т.е. законами науки, законами реального окружающего мира. Вера что-то знает, но не всегда знает, что именно и не знает почему. Это общая ситуация, а конкретное наполнение веры зависит от перенесенного в неё содержания наиболее близких, аналогичных, интуитивных знаний и т.д. За многие тысячелетия этот механизм закрепился глубоко в подсознании и стал неотъемлемой частью системы управления человека, превратилась в его религию, в которую он верит, потому что у него нет других объяснений.

Поскольку тотемизм, фетишизм, пантеизм и политеизм создавали весьма пёструю, неубедительную и сложную для понимания и взаимодействия общества систему веры, входящую в противоречие с общими общественно-политическими тенденциями развития человеческой цивилизации, со временем стала доминирующей и объединяющей вера в более удобную и простую общую причину всего непознанного – в единого, но пока разноликого Бога.

Монотеизм в большей степени соответствовал новому набору факторов новой среды. Но почва подсознания для всех религий остается прежней, в то время как на почве сознания “выросло” уже новое восприятие мира – научное мировоззрение.

Но почва, на которой “растут” иррациональные представления не исчезла и до настоящего времени. Она успешно функционирует и в наше время в виде творческого воображения, инсайта, интуиции, гипотез и т.д. На современном этапе развития процесса познания эта форма человеческого мышления выделена в специальную группу эвристических методов исследования, в противоположность аналитическим, физическим и т.д. Как известно эвристика – это наука, изучающая творческую деятельность, а истинное творчество – алогично, интуитивно, неочевидно, т.е. оно также “растет” из подсознания.

Поскольку религия является функцией своей среды, т.е. результатом действия её переменных факторов, то она обречена на соответствующую непрерывную трансформацию с изменением своих свойств, содержания и значимости для отдельных людей и для общества в целом, противореча и сопротивляясь более совершенному современному научному мировоззрению. Возникает вопрос, а почему бы вообще не отказаться от её услуг? Очень просто: мы не умеем этого делать, как не умеем ликвидировать более 100 атавизмов современного человеческого организма. А религия действительно в определенном смысле является одним из атавизмов человека, но атавизмом очень деликатной его сферы: тончайшей системы управления, поэтому касаться любыми инструментами (не говоря уже о хирургических) очень опасно. А, кроме того, в подсознании размещаются все наши чувства, и, главное, наши инстинкты.

Но как оказалось, религия пока вообще необходима мировому сообществу по целому ряду довольно важных и очевидных причин.

  1. Естествознанию и вообще науке до сих пор неподвластны целые области пока необъяснимых явлений и загадок природы типа уникальных способностей некоторых людей (память, счёт, иностранные языки, ясновидение, телепатия, гипноз, телекинез, телепортация, мануальная терапия), ряд религиозных “чудес”. Не поддаются точному описанию и анализу вопросы морали, нравственности, эмоций, духовности и т.д. До сих пор нет единой теории сознания. В этих областях религии нет альтернативы.
  2. Оказалось, что религия, как продукт одного из древнейших способов познания, может одновременно обладать целым рядом полезных дополнительных свойств и функций (компенсационной, регулятивной, легитимизирующей, коммуникативной, интегрирующей, общественно-политической, оздоровительной и др.).
  3. В противоположность современной науке она проста и понятна широким народным массам.

За этими причинами востребованности религии прослеживаются уже другие действующие факторы её среды (относительно факторов возникновения).

Религия оказалась удобной и полезной и власти и народу. Каждый может получить от неё всё, что захочет. Поздние римляне принятием христианства укрепляли свою империю. Киевский князь Владимир христианством сплачивал вокруг Киевского княжества разрозненные племена славян. Сталин после преследований церкви в 30-е годы в противовес гитлеровцам в 1943 г. вдруг стал её поддерживать. С помощью Торы современные иудеи вопреки всем международным нормам обосновывают захват земель Палестины, а палестинцы, наоборот, с помощью Корана доказывают, что Иерусалим – это их священный город. Кровопролитные крестовые походы, костры инквизиции, священный джихад – всё это обосновывалось священными писаниями. Более того, шииты убивают единоверцев сунитов также во имя чистоты своей религии и наоборот.

Религия оказалась настолько безразмерной, что в неё можно было облачить любые идеи и оправдать любые действия. Цитатами из священных писаний очень легко вымостить дорогу в любой земной ад.

Распространено мнение, что в древней библии есть советы и ответы на все случаи современной жизни. С этим трудно спорить, если принять, что ответы содержаться не в самой библии, а в комплексе библии с современными знаниями и нашей творческо-аналитической интерпретации библии. Разве это не основание для сохранения религии и поклонения библии? Религия в разных ипостасях оказалась самым мощным идеологическим оружием массового уничтожения и спасения. Религия – это идеология, которая одновременно может объединять и разобщать, освобождать и угнетать, умиротворять и ожесточать, учить любить и ненавидеть. Именно эти качества в разных ситуациях обуславливают необходимость религии, даже не меняя её содержание, а меняя только точку зрения на неё и соответствующую интерпретацию её догм, разработанных в своё время отнюдь не квалифицированными юристами.

Таким образом, наряду с очевидной пользой религия способна приносить существенный вред как отдельным людям и группам, так и целым государствам, а в тёмное тупо-агрессивное средневековье и всей человеческой цивилизации.

Всё существование религии является плодом её балансирования между порождаемыми ею добром и злом. Именно этот баланс обеспечивает её жизнеспособность и одновременно возможность, и необходимость её трансформации.

Задача современной науки состоит в том, как обернуть этот баланс в пользу общества. Вопрос только в том, как это сделать. Вполне очевидно, что воздействовать на религию можно только с помощью известных факторов её среды, а также используя её вышеперечисленные известные свойства как отдельных конфессий, так и религии в целом.

Таким образом, сущность любой религии можно определить следующим образом.

  1. Религия – это разновидность и составляющая часть системы знаний человека об окружающем мире.
  2. Религия является результатом совместного действия на человека комплекса разнообразных взаимозависимых переменных внешних факторов.
  3. Религия есть результат интуитивно-эмоционально-чувственного подсознательного опыта взаимодействия человека с окружающей средой.
  4. Религия решает человеческие проблемы, нерешенные или не решаемые другими способами.
  5. На базе иррационального опыта религия “объясняет” необходимое и “познает” непознаваемое.
  6. Религия основана на принципе слепой веры в справедливость и истинность определенной неосознанной эмпирически полученной “вечной” системы догм, представляющих своеобразную модель мира, в частности, набор основных правил жизни.
  7. Мир религии параллелен и плохо совместим с миром науки и разума.
  8. Религия существует, пока она полезна и пока существует и функционирует подсознание человека, видоизменяясь с изменением комплекса внешних факторов.

На базе изложенного можно сформировать соответствующее определение религии, отличное от исходного.

Религия – содержание одной из разновидностей мировоззрения человека, основанное на подсознательном восприятии и оценке окружающего мира, удовлетворяющее его личным и общественным потребностям и замещающее мир непознанного атрибутом слепой веры в истинность и ценность определенной системы эмпирических и интуитивно обоснованных незыблемых базовых догматов этого мировоззрения.

6. Цикличность развития религии

История религии накопила обширный фактический материал, касающийся циклической или периодической трансформации как религии в целом, так и отдельных религиозных конфессий, например эволюции 3-х мировых религий.

В таблице приведены основные этапы развития некоторой типовой обобщенной религии во взаимосвязи с соответствующими факторами среды, а также с общей схемой взаимодействия объекта и среды.

Этапы взаимодействия в системе объект – среда Развитие системы факторы – религия Действующие факторы Примечание
1. Возникновение разницы состояний новой среды и прежнего объекта. Формирование условий возникновения новой религии, изменение условий жизни при сохранении старой религии. 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3; 4.4. Условия меняются вне сознания и независимо от личностей и общества.
2. Начало изменения объекта в результате действия на него новой среды. Генерирование новых религиозных представлений. 2.3; 2.5; 4.2. Меняется сознание и подсознание одной творческой харизматической личности.
3. Развитие изменения объекта под действием разницы состояний. Распространение новых религиозных представлений среди близких, учеников, последователей, в узком кругу прихожан. 1.1; 1.2: 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3. Скрытно, локально, вопреки общепризнанным и широко распространенным религиозным представлениям.
4. Торможение (снижение интенсивности) изменения объекта старой средой. Отторжение и преследование новых идей властью и основной массой населения. 1.1; 1.2; 2.2; 2.3; 3.1; 3.2; 4.2. Непонимание новых идей основной массой населения и личные корыстные интересы власти.
5. Развитие изменения объекта под влиянием неучтенных ранее факторов. Текущая корректировка новых идей в процессе их доработки. 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.1. Как правило, соборно.
6. Максимальная интенсивность изменения объекта Быстрое распространение новых идей среди большинства населения территории. 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3. Всестороннее ослабление старой религии.
7. Установление равновесия в системе объект – среда. Признание новой религии властью и использование её в своих интересах. 2.3; 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.3. Финансовая, идеологическая, организационная и силовая помощь религии со стороны власти и общества.
8. Возникновение новой разницы состояний между новой средой и предыдущим объектом. Возникновение новых условий жизни и создание предпосылок для зарождения следующей религии. 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3; 4.4. Начало нового цикла развития общества и его сознания.

Таблица. Типовая динамика циклического развития некоторой обобщенной религии

Время существования определенной религии или длительность цикла можно оценить по общей базовой зависимости времени существования произвольного объекта при его взаимодействии со своей средой [8, 9].

Религия, как закономерный процесс смены подсознательных мироощущений,

где для случая объекта – религии входящие в данную зависимость величины можно интерпретировать следующим образом: t – время существования данной религии; N0 – начальное (исходное) изменение (уменьшение, увеличение) количества верующих (или показателя исходного состояния системы догм) в номинальных условиях в единицу времени; ΔD – общее максимальное количество последователей данной религии или допустимое изменение показателя исходной системы догм, позволяющей сохраниться как самостоятельная религия; R – сопротивление разрушению религии (податливость связи среды и религии, пропаганда, финансирование, общественное мнение, принуждение, менталитете, мода, социально-экономическая ситуации и т.д.);ΔCн – исходная разница уровней состояний религии и её среды, степень несоответствия системы догм и среды религии; П – влияние программных религиозных установок подсознания на систему догм; В– параметр процесса замещения программной установки одной религии на установку другой религии (или установку атеизма); У – параметр условий существования религии (общественно-политическая ситуация, уровень науки, глобализация, информатизация, унификация общества и т.д.).

Для более полного и точного понимания и освещения сущности происходящих с религией трансформаций можно в соответствии МЗС использовать динамическую аналогию цикличного процесса развития религии с хорошо изученным в теории колебаний автоколебательным (самовозбуждаемым) процессом, возникающем в системе содержащей некоторую разновидность колебательного контура и обратную связь его с внешним источником энергии [6]. Роль источника энергии в данном случае будет играть разница уровней состояний религии и её среды, инерционным элементом (аналог массы или индуктивности) является инерция подсознания, потенциал действия (аналог пружины или конденсатора) представлен в созидательных возможностях новых религиозных идей.

В соответствии с этим представленные в таблице цикл и интервал времени, относящиеся к одной обобщенной религии, являются частью более общего автоколебательного процесса, охватывающего весь период развития религиозного мировоззрения, состоящего из цепи последовательно сменяющих друг друга разновидностей религиозных формаций. Схема полного процесса представлена на рис. 1.

Религия, как закономерный процесс смены подсознательных мироощущений

Рис. 1.

где ΔC – разница уровней состояний новой среды и старой религии, новых факторов и старых догм; g1 – проводимость разделительной зоны между средой и основателем новой религии, восприимчивость, чувствительность основателя религии к разнице уровней состояний ΔC; F – потенциал, сила действия новых идей на общество; g2 – проводимость разделительной зоны между основателем религии и обществом, восприимчивость общества к новой религии; m – инерционность религиозного сознания (мышления) как личности, так и общества (инерционность инстинктов, привычек, стереотипов мышления, установок поведения, генетических программ и т.д.); m = D + ΔD, где D – показатель комплекса исходных догм старой религии; Δ – изменение этого показателя; W1 и W2 – действие разницы уровней состояний ΔC через g1 на основателя религии; W3 и W4 – действие новых идей через разделительную зону g2 на сознание общества; W5 – обратное действие измененного сознания общества на проводимость g2 (восприимчивость общества).

Согласно этой схеме основатель новой религии выполняет роль усилителя сигнала от ΔC, который он передает через g2 в виде комплекса новых идей общественному религиозному сознанию m.

Очевидно, что время существования старой религии определяется некоторой предельно допустимой величиной изменений её догм ΔDпр без её разрушения в целом, своего рода запасом прочности религии или интервалом возможной предельной адаптации в условиях новой среды и соответственно допустимой потерей контингента верующих. Также очевидно, что в свою очередь предел прочности религии возрастает с увеличением инерции мышления верующих m и с уменьшением силы воздействия идей новой религии F, т.е. Религия, как закономерный процесс смены подсознательных мироощущений.

В соответствии с приведенной схемой весь цикл существования определенной религии можно представить следующим образом. Разница состояний ΔC между объектом – религией и новыми факторами её среды (противоречия) через разделительную зону основателя религии с проводимостью g1 генерирует у основателя религии (пророка) основные идеи нового религиозного мировоззрения F, снимающего возникшие противоречия. Эти идеи через разделительную зону религиозной общественности с проводимостью g2 действует на сознание общественности m, меняя в какой-то степени комплекс догм старой религии D на величину ΔD. До определенного момента, не смотря на наличие обратной связи между m и g1, последняя практически не меняется и религия в основном продолжает функционировать со старыми догмами D. При достижении предельно допустимого изменения ΔDпр старая религия начинает разрушаться и через обратную связь W5 действуя на проводимость g2 снижает её, усиливая тем самым эффект действия новых идей F и ускоряя разрушение старой религии, создавая некоторый религиозный вакуум и способствуя ускорению принятия новых идей F, и тем самым устранению исходных противоречий между старой религией и новой средой. После устранения этих противоречий ΔC = 0 и новая религия с комплексом догм D1 становится официальной религией данного общества, т.е. цикл завершается. Устанавливается подвижное равновесие между новой средой и новой религией. Следовательно, религиозный процесс является частным случаем общего процесса взаимодействия в системе объект – среда и подчиняется его законам.

При дальнейшем изменении среды появляются и накапливаются новые противоречия с уже устоявшейся религией D1, и далее процесс повторяется в соответствии с описанной схемой.

Таким образом, имея на входе постоянное плавное (эволюционное) изменение среды, мы на выходе наблюдаем периодическую, циклическую (революционную) смену системы догм.

Естественно, это только крайне идеализированная и упрощенная схема. В реальности необозримое число разнообразных взаимозависимых факторов среды порождает соответствующее многообразие форм существования и изменения мирового религиозного сознания. Но принцип смены религии как один из вариантов автоколебательного процесса остается неизменным. Только для каждого конкретного случая конкретной религии важно правильно подобрать свои необходимые исходные данные.

Свойства цикличности отмечено многими исследователями религиозных процессов с совершенно разных методологических и мировоззренческих позиций [11, 16].

Так у Г. Гегеля генеральная линия эволюции религии включает этапы – естественная религия – религия духовной индивидуальности – абсолютная религия с конкретными конфессиями. У Д. Фрезера – магия – религия – наука. Р. Белл выделил пять главных циклов: примитивная религия, архаичная религия, исторические религии, ранняя современная религия, плюралистическая религия (религия будущего). По общепринятой исторической классификации цикличность предстает в виде следующей цепочки: древние религии, этнические и региональные религии, мировые религии, нетрадиционные религии.

Общеизвестен также ряд: магия, первичные религии (фетишизм, тотемизм, анимизм, шаманизм), пантеизм, политеизм, монотеизм (конфессиональный и общечеловеческий), синтетические и объединительные религии. Вероятно, их цикличность также связана с описанным механизмом функционирования системы среда – религия.

Во всех случаях на данной стадии исследования специфика религии позволяет говорить лишь о некотором подобии с апериодическими циклическими процессами на базе относительно малой и довольно непредставительной выборки экспериментального исторического материала на фоне длительных тысячелетних интервалов времени.

Условно эти процессы можно представить графически в координатах разница уровней состояний среды и религии / доля верующих в общей массе населения – время.

Динамика цикличности, предложенная теорией эволюции религии социолога Р. Белла, может быть представлена следующим образом (рис. 2).

На этом графике для повышения наглядности и в связи с очевидным увеличением темпа изменения религиозных формаций с течением времени, ось абсцисс представлена неравномерной шкалой времени, цена деления которой уменьшается с течением времени в соответствии со следующей зависимостью

Религия, как закономерный процесс смены подсознательных мироощущений,

где n= 2, 3, 4…; d= 128 тыс. лет; a1= 72 тыс. лет.

За исходный момент времени (t = 0) взято время возникновения первых форм религии, т.е. 200 тыс. лет назад.

Учтено также, что как показывает практика, ни одна из старых религий со временем полностью не исчезают, их рудименты сохраняются неограниченное время. Примеры: магия, фетишизм и т.д.

Поскольку самим создателем теории Р. Беллом не даны четкие временные ориентиры и количество верующих, данная схема носит чисто качественный и оценочный характер. Аналогично могут быть построены и схемы рядов Г. Гегеля, Д. Фрезера, историческая и др. Представленные зависимости будут ближе к реальности, если рассматривать “чистые” процессы (например, конфессии), а не их эклектичные смеси.

Религия, как закономерный процесс смены подсознательных мироощущений

Для объекта – религии циклы нельзя объяснить, если её рассматривать как единое и неделимое целое, обладающее единственным показателем в виде состояния. Выявление механизма цикличности становится возможным только при рассмотрении религии как системы, содержащей структурные элементы и их функциональные связи, в частности инерционность подсознания и потенциал новых идей. Поэтому при конкретном исследовании любых объектов, в том числе и религии важно правильно определить объект исследования, его структуру и параметры.

Попутно можно отметить, что подобный механизм автоколебательных эволюционно-революционных процессов действует и при смене общественно-политических формаций, смене поколений машин и технологических процессов и др. Но реальное содержание элементов схемы в каждом случае будет свое.

Для случая общественно-политических формаций средой будут производительные силы, а объектом – производственные отношения. Роль разделительной зоны, связывающей указанные силы и отношения, выполняет государство. Для случая машина – среда роль активного потенциального созидательного элемента также будут играть соответствующие идеи, а роль инерционного элемента – комплекс инерционного сознания и средств материальной реализации этих идей.

7. Перспектива развития религии

Анализируя динамику изменения наиболее значимых однонаправленных факторов среды религии в частности глобализацию, информатизацию, интеграцию, унификацию условий жизни, можно предположить, что этим объединительным процессам мирового устройства в будущем больше будет соответствовать истинный, а не региональный монотеизм, т.е. единый Бог для всех верующих Земли.

Учитывая противоречия между системами религиозных догм, бурно развивающейся наукой и интенсивным увеличением объема рациональных знаний можно прогнозировать постепенное увеличение доли научного мировоззрения, относительно религиозного. Темп этого процесса будет зависеть от инерционности подсознательных религиозных программ и политики человеческого сообщества по отношению к религии.

Как частные этапы и элементы приведенных целых циклов развития религии можно прогнозировать некоторые такие промежуточные состояния как усиление терпимости, плюрализма и толерантности между разными конфессиями, а также постепенное и длительное сближение их позиций, что неизбежно приведет к сближению народов и установлению между ними религиозного мира.

Кроме того, возникновение числа новых модификаций мировых религий можно рассматривать как размывание традиционной системы мировых религий.

Экстраполируя динамику развития религиозных процессов за последние тысячелетия, можно ожидать, что предполагаемая смена циклов займет тоже не одно тысячелетие, если человеческое сообщество не сочтет необходимым каким-либо образом ускорить этот процесс.

Выводы

  1. При исследовании религии в целом целесообразно использовать наиболее общие общенаучные методы исследования, в частности метод замкнутой системы.
  2. Использование общих общенаучных методов через аналогии с известными хорошо изученными объектами и процессами позволяет вскрыть глубинные механизмы динамики религиозного сознания и экстраполировать с определенной долей вероятности будущее религии.
  3. Основные истоки религии находятся в гносеологическом, а не в онтологическом планах.
  4. Состояние религии определяется непрерывным одновременным действием на неё комплекса разнообразных переменных факторов, которые можно рассматривать как среду существования религии.
  5. Цикличность религиозных процессов обуславливается взаимодействием инерционного религиозного подсознания и созидательного потенциала новых религиозных идей, аналогично развитию других форм общественного сознания.
  6. Структурно-функциональная связь религии с подсознанием в сочетании с её определенной полезностью обуславливает её жизнеспособность и долголетие.
  7. Религиозные процессы являются частным случаем общего процесса взаимодействия объекта и среды и подчиняются его законам.
  8. Выявленные механизмы функционирования религиозных процессов при их дальнейшем исследовании могут стать основой предпосылок для разработки специальных технологий управления течением этих процессов в интересах общества.

Литература

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. : Т. 1. : Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец, М.: Педагогика, 1982.
  2. Дельгада Х. Мозг и сознание / Пер. с англ. Под ред. Г. Д. Смирнова. – М.: Мир, 1971.
  3. История религии в России: Учебник / Под ред. Н. А. Трофимчука. – М., 2002.
  4. История религии: В 2 т. : Учебник / Под ред. Н. И. Яблочкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004.
  5. Классики мирового религиоведения: Антология / Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. Ред. А. Н. Красникова. – М., 1996.
  6. Ланда П. С. Автоколебания в системах с конечным числом степеней свободы. – М.: Либроком, 2010.
  7. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб., 2010. стр. 70 – 76.
  8. Мельников В.И. Теория замкнутой системы / Норильский индустр. ин-т. – Норильск, 2003.
  9. Мельников В.И. Теория замкнутой системы. (http://myslenedrevo.com.ua/studies/melnikov/index.html) (от 10.06.2006).
  10. Мень А. История религии: В 7 т. – М., 1990 – 1994.
  11. Основы религиоведения: Учебник для вузов / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблочков, К.И. Никонов и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
  12. Росс Ф. Великие религии человечества / Пер. с англ. – М. – Ростов-н-Д., 1999.
  13. Хаксли О. Вечная философия: [Обзор духов. наследия всех мировых религий] / Пер. с англ. – М., 1997.
  14. Элиаде М. История веры и религиозных идей: В 3 т. / Пер. с фр. – М., 2002.
  15. Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2 т. / Пер. с фр. – СПб., 1999.
  16. Яблочков Н. И. Религиоведение: Учеб. Пособие для вузов и словарь-минимум. – М., 1998.