<

Диалектика устойчивого развития

Просмотров: 1323

Диалектика была канонизирована в качестве неотъемлемой черты официальной идеологии марксизма-ленинизма и не могла не испытать идеологических деформаций. В ходе развернувшейся на страницах печати критики нашего недавнего прошлого, диалектика во всех ее вариантах нередко с порога отвергается в качестве «идеологического обеспечения тоталитаризма», а диалектическая логика объявляется нонсенсом, невозможным словосочетанием. Аргументированную критику гегелевских идей диалектической логики дает крупнейший философ ХХ века К. Поппер в статье «Что такое диалектика». [1] Он убедительно доказывает, что диалектическая логика невозможна, что нельзя мириться с противоречиями, из противоречивого высказывания можно вывести любое высказывание. Основные недостатки марксистско-ленинской диалектики он видит в отказе от закона непротиворечия, в туманности формулировок и неправильном употреблении логических терминов «отрицание» и «противоречие», которые имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического.

Вместе с тем в современной философии наблюдается новый интерес к диалектике, а известные философы обсуждают возможности создания диалектического реализма как философии устойчивого развития. По мнению профессора В.В.Мантатова, наиболее общая закономерность устойчивого развития – это раздвоение единого на противоположности и динамическое равновесие между ними. «Устойчивое развитие имеет место там, где противоположности не достигают антагонизма, где имеет место самоорганизация системы, «разрешимость» ситуации; Эту диалектику устойчивого развития наиболее адекватно выражает понятие гармонии (в гераклитовской интерпретации). Гармония, по Гераклиту, есть внутренняя связь, скрытая согласованность, то есть равновесие, получающееся в результате «схождения» неослабевающего «расхождения» противодействующих сил». «Процесс развития идет – как минимум – двумя противоположными путями: изменчивости и устойчивости, хаоса и порядка, инволюции и эволюции. В этом единстве и взаимопереходе противоположных моментов развития понятие устойчивого развития делает акцент на эволюции, согласованности и направленности изменений. Процессу такого развития присущи порядок и безопасность, выживаемость и сохраняемость структур в противовес хаосу и катастрофичности. Словом, устойчивое развитие – это такая творческая эволюция системы, при которой никакие преобразования внутри системы, никакие внешние возмущающие факторы не могут вывести ее из состояния динамического равновесия». [2]

Интерес к диалектике проявляют и ученые, развивающие новое направление научных исследований – синергетику. В статье «Мыслить синергетически, значит мыслить диалектически» Е.Н. Князева отмечает: «Синергетика имеет открытую тенденцию к универсализации и прямо граничит с философией, предметом которой являются всеобщие свойства и законы бытия; Изучая общие законы сложного поведения в природе и обществе, синергетика имеет дело с живой, реальной диалектикой природных, человеческих и социальных процессов». [3]

Открытия синергетики позволяют по-новому сформулировать законы и категории диалектики в соответствии с принципами философии устойчивого развития.

1. Основные категории

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В процессе развития происходят количественные и качественные изменения объекта (изменение свойств, состава или структуры, возникновение, трансформация или исчезновение элементов или связей между ними). Выражая прежде всего процессы изменений, развитие предполагает сохранение системного качества развивающихся объектов. По направлению развитие может быть как прогрессивным, эволюционным так и регрессивным, инволюционным.

Прогресс – (от лат. progressus – движение вперёд, успех), тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Регресс – (от лат. regressus – обратное движение), тип, направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций; регресс включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. По своей направленности регресс противоположен прогрессу. Между ними существует сложная многосторонняя связь; с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития системы; с другой – при нарастании регрессивных изменений системы в целом отдельные её составляющие могут сохранять прогрессивное направление развития.

Эволюция – (от лат. evolutio – развертывание), развитие одной формы из другой, более сложной и совершенной из простейшей (зародышевой) формы, прогрессивное развитие. Понятие эволюции, прилагавшееся первоначально в более узкой области биологии растений и животных было перенесено из органического мира в неорганический и получило значение всеобъемлющего философского принципа. Под концепцией глобального эволюционизма понимается монистическое мировоззрение, признающее, что во всей вселенной совершается великий и единый, неудержимо шествующий вперед процесс прогрессивного развития, процесс преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния и формы явлений: возникновение и движение небесных тел, образование земной коры и горных пород, растительного и животного мира на земле, жизнь человеческих обществ, все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство.

Процесс – (от лат. processus – продвижение) последовательная смена состояний, стадий развития.

Качество – совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов.

Количество – реальная пространственная и временная определённость тел, которая выражается через число, величину или степень проявления того или иного свойства. Количество отличается от качества тем, что в то время как последнее однозначно характеризует вещь, так, что при изменении качества вещи она становится другой, количественное же изменение до поры до времени может и не превращать её в другую вещь.

Система – (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение), совокупность элементов, связанных между собой определённым образом и образующих некоторое целостное единство. В системе всегда обнаруживается целостность, делимость на элементы, структура в виде системообразующих связей между элементами, упорядоченность элементов, а также новые системные качества, которые не проявлялись у элементов по отдельности.

Элемент – организованная часть системы, находящаяся в каких-то отношениях с другими элементами и выполняющая некоторые функции в системе. В зависимости от вида системы элементами могут быть не только объекты или субъекты, но и их свойства, состояния, отношения и характеристики различного вида.

Организация системы – все совокупности устойчивых, одновременно сохраняющихся элементов и связей между ними.

Разрушение системы – процесс, в результате которого нарушается организация системы, связи между элементами системы становятся хаотическими, она теряет свои системные качества, распадается на отдельные элементы и прекращает свое существование.

Смещение – процесс замены старого новым. 1. Скачкообразный процесс приобретения системой нового качества. 2. Разрушение старой системы на составные элементы и создание из них новой, более совершенной системы.

Мера – интервал или диапазон, в границах которого система, изменяясь, сохраняет тем не менее свою качественную определенность. При нарушении границы меры происходит качественное изменение системы, она приобретает новое качество.

Равновесие – состояние системы в интервале меры, при котором сохраняется качественная определенность системы благодаря равенству двух потоков противоположных изменений или одинаковому напряжению противоположно направленных сил. Состояние равновесия характеризуют такие свойства как устойчивость, сбалансированность, ритмичность, предсказуемость, пропорциональность, порядок, соответствие законам гармонии.

Устойчивость – способность системы противостоять силам, стремящимся вывести ее из состояния равновесия, компенсировать действие этих сил.

Устойчивое развитие – эволюция без разрушения; прогрессивное развитие системы с большим запасом устойчивости, который поддерживается на достаточно высоком уровне, чтобы не допустить преждевременного разрушения системы.

Диалектическое противоположение – диалектическое взаимодействие противоположностей.

Непримиримое противоречие – конфликт непримиримых антагонистических сил, процессов или тенденций.

2. Закон равновесия

«В процессе развития система стремится сохранить свою равновесную организацию и перестраивает её до нового оптимального значения, противодействуя всем влияниям или силам, изменяющим организацию. Если компенсаторные способности системы недостаточны, равновесие нарушается, что приводит к разрушению системы или ее качественному изменению и установлению нового равновесия».

Первая часть закона равновесия сформулирована С.Г.Федосиным как закон сохранения и изменения организации системы. [4] Стремясь сохранить равновесие, система формирует противодействующую силу, нейтрализуя влияние, выводящее из состояния равновесия. При этом в системе происходят количественные изменения, частично изменяется ее равновесная организация.

Рассмотрим характерные случаи действия первой части закона равновесия:

  • Первый закон Ньютона (закон инерции): всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние. Каждое движущееся тело стремится сохранить свою скорость и направление движения, но под действием внешней силы отклоняется от прежнего направления. Следовательно, система характеризуется не только сохранением, но и изменением организации.
  • Третий закон Ньютона: сила, действующая на систему, равна силе обратного противодействия со стороны системы. Под действием внешней силы меняется состояние движения системы, то есть нарушается равновесие, и система сопротивляется этому.
  • Правило Ленца: индукционный ток всегда имеет такое направление, чтобы своим магнитным полем препятствовать причине, вызвавшей этот ток.
  • Принцип смещения равновесия Ле-Шателье – Брауна: система, находящаяся в состоянии равновесия, при внешнем воздействии (изменении температуры, давления, концентрации реагирующих веществ и т.д.) стремится вернуться в состояние равновесия, компенсируя оказанное воздействие. Так, при нагревании равновесной системы в ней происходят изменения (например, химические реакции), идущие с поглощением теплоты, а при охлаждении – изменения, протекающие с выделением теплоты. При увеличении давления смещение равновесия связано с уменьшением общего объёма системы, а уменьшению давления сопутствуют физические или химические процессы, приводящие к увеличению объема.
  • В состоянии устойчивого равновесия, действующие на систему возмущения (как внешнего, так и внутреннего характера) затухают во времени не оставляя следов в системе. Возмущения (флуктуации) – это случайно происходящие события, локально изменяющие (в общем случае слабо и обратимо) некоторые из характеристик и свойств системы. Возмущения вызывают кратковременные обратимые количественные изменения, быстро нейтрализуются и система возвращается к прежнему состоянию равновесия.
  • Тела обладают свойством упругости, приводящим к восстановлению формы тел при релаксации.
  • Живые организмы стремятся сохранить внутри себя определенные условия, поддерживая гомеостаз – это могут быть стабильные температура тела, давление крови, концентрации веществ, ритмы жизнедеятельности и так далее. Тем самым сохраняется внутренняя организация. Взаимодействие живых существ между собой в популяциях или с окружающей средой описывается другой системой инвариантов и приводит к понятию внешней организации, которая также стремится к сохранению (это справедливо и для социальной организации на предприятиях, в учреждениях, в любой ячейке общества, в науке, в искусстве и в идеологии, где имеется большой соблазн остановиться на достигнутом и с недоверием относиться к нововведениям). [4]

Если понимать организацию системы как совокупность противоположных частей, взятых в их взаимодействии, единстве и борьбе, то в силу действия закона равновесия в ходе развития системы эта совокупность будет стремиться сохраниться, противодействуя всем влияниям, пытающимся изменить соотношение между частями системы или баланс между противоположностями.

В интервале меры не просто сохраняется качество при количественном изменении каких-либо свойств в определённых пределах, а сохраняется такое соотношение между противоположностями, которое качественно не меняет организацию при изменении степени влияния той или иной силы. В интервале меры происходит развитие системы путем количественных изменений.

Система, имеющая малый запас устойчивости, не способна противодействовать силам, стремящимся вывести ее из состояния равновесия, компенсировать действие этих сил. Если влияния или силы, изменяющие равновесную организацию системы, превышают запас устойчивости, равновесие системы нарушается, что приводит к разрушению системы или ее качественному изменению и установлению нового равновесия. Механизм качественного изменения неравновесных систем изучает синергетика.

В соответствии с закономерностями, открытыми синергетикой, качественное изменение системы происходит в том случае, если какие либо силы или причины приводят систему в неравновесное состояние к точке ветвления путей эволюции. В неустойчивых состояниях, далеких от равновесия, «невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более … высокий уровень … организации». [5] Выбор нового пути развития неравновесной системы слабо зависит от предыдущих изменений в системе и определяется различными (часто случайными) причинами, которые приводят к качественным изменениям и переводят систему в новое устойчивое состояние равновесия.

К качественным изменениям приводит действие различных сил в момент нарушения равновесия системы. Количественные изменения – это только одна из возможных причин нарушения равновесия, поэтому широко известный закон перехода количественных изменений в качественные является лишь частным случаем закона равновесия. Достигнув определенной пороговой величины (границы меры), количественные изменения приводят к нарушению равновесия системы и процессу перестройки ее внутренней организации, в результате чего образуется качественно новая система, характеризующаяся новой относительно устойчивой динамической структурой.

Процесс перехода к новому качеству есть переход от системы одного рода устойчивости и характера организации к другой.

Перечислим возможные причины нарушения равновесия:

  • Постепенные количественные изменения в системе;
  • Ослабление одной из противоположностей;
  • Разрушение одного из элементов системы;
  • Изменение внешних условий;
  • Непреодолимое внешнее воздействие, превышающее запас устойчивости;
  • Обострение внутренних противоречий;
  • Намеренные преступные действия группы лиц.

Качественное изменение неравновесной системы происходит путем смещения.

3. Закон смещения

Смещение – это замена старого новым. К смещению или возникновению качественно новой системы могут привести два процесса:

  • Скачкообразное качественное изменение системы;
  • Разрушение старой системы на составные элементы и создание из них новой, более совершенной системы.

Закон смещения раскрывает диалектику старого и нового, он приходит на смену закону «отрицания-отрицания»:

«Развитие идёт через постоянное смещение старого новым, более совершенным. На потенциале прошлого рождается будущее».

Все, что материально существует, несовершенно, но идет к совершенству. Поэтому все, что есть, каким бы хорошим или плохим оно ни казалось, заменяется более хорошим. Старое заменяется новым, настоящее – будущим. В этом процессе замены всегда происходит борьба того, что есть, с тем, что будет. Эта борьба – неизбежный спутник эволюции и всякого прогресса.

Термин «смещение» не новый, его в свое время употребил французский физик Ле-Шателье, когда сформулировал принцип смещения равновесия. Понятие «смещение» как нельзя лучше подходит, чтобы заменить категорию «отрицание», заимствованную Г. Гегелем из логики. Не корректно употреблять логическую категорию «отрицание», когда речь идет не о законах мышления, а о процессах развития материальных систем.

Закон смещения отражает преемственность в развитии. «Для развития характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс развития имеет начало и конец. Причем уже в начале в тенденции содержится конец развития, а завершение данного цикла развития кладет начало новому циклу, в котором неизбежно повторяются некоторые особенности первого». [6] Развитие есть там, где новое не просто прерывает существование старого, но вбирает из него всё положительное и жизнеспособное. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как виток над витками, то есть цепь циклов». [7] Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, но этот образ удачно отражает общую закономерность развития. Возврат к уже пройденному является не полным; развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высоком уровне.

Переход на новый виток эволюционной спирали имеет не постепенный, а скачкообразный характер, в момент перехода происходит качественное изменение системы, старое качество смещается новым.

Качественное изменение системы также можно назвать смещением равновесия. В границах меры смещение равновесия происходит путем количественных изменений. При нарушении границы меры количественные изменения уже не способны восстановить равновесие, поэтому новое равновесие достигается путем качественного изменения системы.

В синергетике момент скачкообразного качественного изменения называется точкой бифуркации. Отвергая однозначную причинно-следственную связь между этапами развития неравновесной системы, синергетика тем не менее утверждает, что в точке бифуркации «выбор» системой новой траектории в некоторой степени зависит от того, каким именно путем она попадает в эту точку: «поведение … систем зависит от их предыстории». [5] Тем самым синергетика подтверждает преемственность в развитии физических и социальных систем.

Продолжительное существование системы возможно лишь при ее прогрессивном развитии. Регрессивные изменения приводят к деградации и разрушению системы. Отсутствие изменений ведет к застою и стагнации; система теряет способность противодействовать внешним и внутренним влияниям, нарушающим ее равновесие, в ней неизбежно начинаются регрессивные изменения, а затем происходит разрушение системы. «Действительное сохранение форм в природе возможно только путем прогрессивного их развития; а без него «сохранение» неминуемо сводится к разрушению, хотя бы и незаметному по своей медленности для обычных способов восприятия и исследования. И большинство «сохраняющихся» комплексов нашей среды находится именно в таком положении: они медленно, неуловимо для нас разрушаются». [8]

Разрушение оправдано лишь в том случае, когда из элементов старой разрушенной системы создается новая, более совершенная. Смещение предполагает прогрессивное, эволюционное изменение. В соответствии с концепцией глобального эволюционизма, развитие мира имеет прогрессивное направление. В локальных системах могут наблюдаться относительно короткие периоды регрессивного развития, но это не может остановить глобальную эволюцию природы и общества.

4. Закон противоположностей

Закон имеет следующую формулировку:

«В каждой системе существуют противоположные стороны, элементы, противоположно направленные силы или процессы. Единство противоположностей отражает целостность системы. Борьба противоположностей приводит к установлению равновесия в системе».

В диалектике устойчивого развития взаимодействие противоположностей называется не противоречием, а диалектическим противоположением. Термин «противоречие» заимствован из логики, поэтому он имеет ясное и достаточно определенное логическое значение, отличное от диалектического. Употребление некорректного термина «противоречие» для обозначения диалектического взаимодействия противоположностей приводит к ошибочным выводам и суждениям.

Противоречие рассматривалось в учении Г. Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. Подвергнув критике точку зрения, что противоречия свойственны только ограниченному мышлению, он показал их якобы всеобщий и объективный характер: «Нет предмета, в котором нельзя было бы найти противоречия, то есть противоположных определений, так как не противоречащий себе предмет есть чистое отвлечение рассудка, насильственно удерживающего одну из двух определенностей и старающегося затемнить и устранить сознание другой определенности, содержащейся в первой». [9] На этом заблуждении Г. Гегель строит свою диалектическую логику. Он находит противоречия там, где их нет, не отличает противоречие от противоположения.

Диалектика устойчивого развития основана на формальной логике, которая отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости. Согласно закону исключения противоречия:

«Два противоречащих друг другу высказывания не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении».

Из противоречивого высказывания логически следует любое высказывание. Это было известно еще Аристотелю. Появление в какой-либо теории противоречия ведет в силу этого закона к ее разрушению. В ней становится доказуемым все, что угодно, ценность такой теории равна нулю.

Иногда закон исключения противоречия формулируют следующим образом:

«Из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным».

Эта версия подчеркивает опасность, связанную с противоречием. Тот, кто допускает противоречие, вводит в свои рассуждения или в свою теорию ложное высказывание. Тем самым он стирает границу между истиной и ложью, что, конечно же, недопустимо. [10]

В формальной логике отличают отношение противоречия (контрадикторности) и отношение противоположности (контрарности). Отношение противоречия есть установление взаимоисключающего отношения. Например, как отношение понятий – «белое» и «не-белое». Отношение противоположности – это не взаимоисключающее отношение. Например, как отношение понятий – «белое» и «черное».

Аналогично в диалектике будем отличать «диалектическое противоположение» и «непримиримое противоречие». Две противоположности, составляющие диалектическое противоположение, не исключают, а гармонично уравновешивают друг друга. Стороны непримиримого противоречия не могут уравновесить друг друга, их нельзя называть противоположностями, это антагонистические тенденции или процессы.

Диалектические противоположения:

  • белое – черное
  • день – ночь
  • зима – лето
  • северный полюс – южный полюс
  • центробежная сила – центростремительная сила
  • притяжение – отталкивание
  • действие – противодействие
  • созидание – разрушение
  • порядок – хаос
  • старое – новое
  • материя – сознание
  • устойчивость – изменчивость
  • обогащение олигархов – прогрессивное налогообложение

Непримиримые противоречия:

  • повышение уровня жизни – уничтожение природы
  • обогащение олигархов – нищета наемных рабочих

В диалектике Г. Гегеля и К.Маркса противоположности ошибочно называются несовместимыми и взаимоисключающими. Только логически противоречивые высказывания взаимно исключают друг друга. Диалектические противоположности, как части одного объекта или явления, не могут существовать друг без друга, и в этом заключается единство противоположностей. Один полюс гармонично уравновешивается другим и равновесие противоположных частей – условие существования целого.

Борьба противоположностей приводит к установлению и поддержанию равновесия в системе. Центробежная и центростремительная сила необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Мир держится в равновесии благодаря борьбе противодействующих сил.

Г. Гегель абсолютизирует борьбу противоположностей, потому что видит в ней единственный источник движения и развития. Но скорее наоборот, борьба относительна, а единство абсолютно. Борьба возможна только между противоположными силами и тенденциями, но не между противоположными частями объекта. Может ли одна сторона медали бороться с другой? Статическое взаимодействие противоположных частей одной вещи или объекта можно назвать противостоянием, и лишь динамическое противодействие противоположно направленных сил или процессов – борьбой противоположностей.

Если противоположно направленные силы равны по величине, гармонично сбалансированы, в системе устанавливается динамическое равновесие, но напряжение противоположных сил и борьба противоположностей не прекращаются. Каждое из возникающих изменений уравновешивается тут же другим, ему противоположным и два равных потока противоположных изменений создают статическую иллюзию покоя. [8]

Стороны непримиримого противоречия, в отличие от противоположностей, не могут уравновесить друг друга. Непримиримое противоречие – это не источник развития, а источник нестабильности, выводящий систему из состояния равновесия, что может привести к её преждевременному разрушению. Внутренние противоречия мешают эволюции системы, понижают ее устойчивость. Противоречия опасны в любом их проявлении, как в научной теории, так и в реальной жизни. Противоречия вне закона, недаром греческие философы называли их антиномиями (греч. anti – против и nomos – закон).

Борьба противоположностей всегда сопутствует развитию, но не является причиной или источником развития. Причинами развития являются сами противоположные силы. Действие одной силы является причиной определённых изменений, действие противоположной силы является причиной других изменений. Взаимодополняя друг друга, в борьбе и единстве, противоположные силы изменяют мир.

Можно назвать еще три причины развития:

  • Самоорганизация – универсальное всеобщее свойство материи открытое синергетикой.
  • Жизнь, как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации.
  • Воля, намерения, интересы и действия физических лиц и их объединений.

Из перечисленных выше противоположений можно выделить основные – общие для всех развивающихся систем:

  • Созидание – разрушение;
  • Порядок – хаос.

Категории «порядок» и «хаос» необходимо рассматривать как противоположности в их единстве и борьбе. Согласно формулировке основателя синергетики И.Р. Пригожина, «порядок и беспорядок … оказываются тесно связанными – один включает в себя другой. И эту констатацию мы можем оценить как главное изменение, которое происходит в нашем восприятии универсума сегодня». [11] В рамках синергетического видения реальности хаос часто выступает как фактор самоорганизации. При нарушении равновесия может происходить автономная самоорганизация материи, т.е. достижение более упорядоченного состояния с резким понижением энтропии – переход к «порядку» из «хаоса». По оценке Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, «в процессах самоорганизации открытых нелинейных систем явным образом обнаруживается … двойственная природа хаоса. Он то конструктивен, то разрушителен. Хаос выступает как двуликий Янус». [3] 1.Порядок возникает благодаря хаосу и из него, хаос лежит в основе выхода на одну из тенденций самоструктурирования сложной системы. 2. «Возникающие сложные структуры лишь относительно устойчивы. Длительное время, вдали от момента обострения, они существуют метастабильно. Но вблизи момента обострения они имеют тенденцию спонтанно распадаться, ибо становятся чувствительными к малым возмущениям, флуктуациям. Микрохаос рано или поздно прорывается на макроуровень и разрушает то, что он сам строил». [3]

В процессе самоорганизации непрерывно происходит разрушение тех или иных существующих структур, дающих материал для возникновения новых. Разрушение старой формы на составные элементы, создает возможность соединить их в новых сочетаниях, что ведет к непрерывному росту разнообразия и сложности форм. Разрушается в первую очередь все непрочное, нестройное, противоречивое, происходит смещение менее устойчивых более устойчивыми и совершенными структурами, более приспособленными к данным конкретным условиям.

Если рассматривать порядок и хаос как противоположные состояния системы, то противоположности созидание и разрушение – это процессы, приводящие систему к состоянию порядка или хаоса. Когда эти процессы уравновешены, в системе сохраняется достигнутый уровень организации. Но для эволюции системы необходимо, чтобы созидание преобладало над разрушением. С позиции глобального эволюционизма, между основными противоположностями не может быть равновесия, созидательные процессы преобладают над разрушительными и это дает эволюционное направление развитию мира.

5. Принципы устойчивого развития социальных систем

Наш мир находится в настоящее время в глубоком экологическом и общественном кризисе. К концу второго тысячелетия стало ясно, что тот путь развития, по которому уже несколько веков идет западная цивилизация, а за ней и весь остальной мир, рано или поздно приведет в тупик. Любому образованному человеку известно, что запасы ресурсов на планете ограничены и стремительно сокращаются, что биосфера не справляется с переработкой загрязнений, что разрушение природных экосистем становится причиной негативных изменений природной среды в масштабах всей планеты. Развитие природы и общества стало неустойчивым, на повестке дня остро стоит вопрос о выживании человечества и сохранении окружающей его среды.

Создатели концепции устойчивого развития, выдвинутой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, видят причины кризиса в следующих диспропорциях и противоречиях:

  • Повышение уровня жизни приводит к уничтожению природы;
  • Удовлетворение потребностей ныне живущего человечества осуществляется с нанесением ущерба для будущих поколений;
  • Двадцать процентов населения развитых стран потребляют восемьдесят процентов энергетических ресурсов планеты;
  • Велика диспропорция в размере доходов различных слоев населения как в экономически развитых, так и в развивающихся странах.

Определение устойчивого развития было сформулировано в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее»:

«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает два ключевых понятия:

– понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

– понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности». [12]

В докладе подчеркивается: «С развитием связано прогрессивное преобразование экономики и общества; устойчивость может быть обеспечена лишь при условии, что при разработке политики развития уделяется внимание таким вопросам, как изменения в доступе к ресурсам и в распределении затрат и доходов между различными слоями населения. Даже при узком понимании физической устойчивости развития предусматривается забота о социальной справедливости по отношению к разным поколениям, забота, которая логически должна быть распространена на отношения справедливости к различным слоям населения в пределах каждого поколения. (…) Мир, в котором процветают бедность и несправедливость, всегда будет подвержен экологическим и другим кризисам». [12]

Здесь стоит отметить, что широко употребляемое понятие «устойчивое развитие» – весьма неточный перевод англоязычного термина. Более точно «sustainable development» переводится как сбалансированное развитие. «Некоторые исследователи делали акцент на этимологическом значении слова «sustainable», отмечая, что в самом общем виде оно наводит на мысль о способности противодействовать давлению и нажиму со стороны каких-либо сил». [13] Это полностью согласуется с изложенными выше законами диалектики, на основе которых можно сформулировать общие принципы развития социальных систем, направленные на повышение их устойчивости:

  • Необходимо создавать противоположности процессам, которые не имеют противодействия и тем самым нарушают равновесие системы;
  • Поддерживать баланс, равновесие противоположных сил и процессов;
  • Устранять диспропорции и непримиримые противоречия;
  • Ограничивать и контролировать процессы самоорганизации;
  • Планомерно готовить условия для необходимых качественных изменений организации общества, чтобы свести к минимуму влияние случайности.

Устойчивое развитие общества предполагает планомерные эволюционные качественные изменения, направленные на совершенствование его организации и повышение устойчивости. Безответственно полагаться лишь на процессы самоорганизации, неизбежным условием которых является нестабильность, хаос и случайность. Как отмечает В. Эбелинг: «Существующие диспропорции являются результатом ни в чем не приторможенной самоорганизации и неконтролируемой нестабильности, за которые фактически ответственны человек и созданные им технические и экономические системы; Решающее изменение должно состоять в том, что все изобилие изобретательских возможностей эволюции человека направляется не на оптимизацию краткосрочного комфорта, как это было раньше, а на поиск долгосрочных выходов из кризиса; Оставить развитие будущих событий на самотек было бы безответственной позицией по отношению к нашим детям, внукам и правнукам. Нравственный императив обязывает нас на базе имеющихся в нашем распоряжении знаний активно содействовать оформлению будущего нашей планеты…». [14]

И в этом нам поможет знание законов диалектики. В статье «Что такое диалектика» К. Поппер, справедливо критикуя диалектику Г. Гегеля, предлагает как альтернативу метод проб и ошибок. Но в наш век все углубляющегося мирового экологического и социального кризиса у человечества нет времени нащупывать оптимальную организацию мира методом проб и ошибок. Надо ясно понимать законы развития природы и общества, чтобы обеспечить будущее планете и человечеству.

Литература

  1. Поппер К. «Что такое диалектика. «Вопросы философии» 1/1995. (http://www.philosophy.ru/library/vopros/50.html)
  2. Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития. ( http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=1734)
  3. Князева Е.Н. Мыслить синергетически значит мыслить диалектически. «Актуальные вопросы диалектики (историко-философские аспекты)». — М.: Кафедра философии РАН, 2000. С.113-117. (http://spkurdyumov.narod.ru/MISLSIN.htm)
  4. Федосин С.Г. Физика и философия подобия от преонов до метагалактик, — Пермь: Стиль-МГ, 1999.
  5. Пригожин И.Р. Порядок из хаоса. — М. «Прогресс»,1986.
  6. Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя, — М. 1975. Ст. «Развитие», с.77.
  7. Философская энциклопедия. Под ред. Ф.В.Константинова, — М. «Советская энциклопедия», 1967, т.4, с.188.
  8. Богданов А.А. Очерки организационной науки. (http://www.magister.msk.ru/library/revolt/bogda001.htm)
  9. Философская энциклопедия. Под ред. Ф.В. Константинова, — М. «Советская энциклопедия», 1962, т.2, с.108.
  10. Ивин А.А. Логика, — М.: Гардарики, 2004. (http://www.culture.niv.ru/index.htm )
  11. Можейко М.А. «Синергетика». Новейший философский словарь. — М.: «Книжный Дом», 2003.
  12. «Наше общее будущее». Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). — М.: Прогресс, 1989.
  13. Косов Ю.В. Генезис концепции устойчивого развития . «Экология и образование», 1-2/2002 (http://www.slon-party.ru/reading/polit_libr/bibl-kosov_eco.html)
  14. Эбелинг В. Самоорганизация – глобальные стратегии оформления будущего. ( http://www.spkurdyumov.narod.ru/Ebeling21.htm)
Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>