<

Возможные рамки единой биосоциальной теории

Просмотров: 112

Социалистов-утопистов часто критикую за то, что они положили в основу своих теоретических изысканий абстрактное представление о “человеческой природе”. При этом они не объясняли, что это такое и какие принципы лежат в основе ее функционирования. К тому же, чтобы объяснить возможность осуществления идеального общественного устройства со справедливым законодательством они сильно идеализировали ее, не пытаясь применить научный подход. И хотя эта критика во многом справедлива, на современном уровне развития естественных и гуманитарных наук абсолютно ясно, что эта “природа” есть и, что именно она лежит в основе не только биологического, но и социального бытия человечества.

Специфика обществоведения такова, что не удается развивать её теорию, используя один фиксированный набор терминов и определений (как, например, в математике). Но можно, подобно математике или, например, химии, выстроить элементы в иерархическую систему, со строго определенными взаимодействиями между собой, не зависящими от названия элементов.

Предложенная ниже статья является попыткой представить систему окружающая среда-человек-общество в виде такой иерархической системы, положив в её основание простые принципы, которые могли бы послужить как бы элементарными частицами, из которых будут сложены более сложные понятия.

Эти базовые принципы можно представить как матричные (копируемые на определенных уровнях организации) свойства живой материи. Об уровнях организации можно говорить потому, что время эволюция живой материи имеет огромную протяженность и в ходе нее выделяется несколько революционных поворотов, не изменявших, однако, матричные свойства. Наоборот, полностью ими определявшихся.

Живое вещество способно вступать и активно вступает в реакции с органическими и минеральными объектами (веществами), но само (пока оно живое) не расходуется при вступлении в реакцию, как любое неживое вещество (и органическое и не органическое). Наблюдается как-бы новый тип химической реакции — реакция увеличения своего присутствия. Достигается это за счет реализации двух элементарных механизмов, которые и являются матричными свойствами живой материи. Первое матричное свойство живой материи – поглощение окружающей среды. Увеличение своего присутствия происходит за счет поглощения элементов окружающей среды. Это базовое свойство условно можно назвать агрессией. Одновременно с этим, способность не расходоваться в реакции определяет второе матричное свойство живой материи – способность сохранять (бороться за сохранение) состояния предшествующего вступлению в любую реакцию (или, что в данном случае одно и тоже, способность сохранять состояние последующее за любой реакцией) – сохранять исходное состояние. Сохранение исходного состояния условно можно назвать страхом.

Живые организмы в энергетическом отношении следуют общим физическим законам: всему свойственно стремление двигаться по пути наименьшего сопротивления, то есть экономить в достижении цели расходуемую энергию. Следовательно, совершая акт агрессии, организм будет “выбирать” путь с наименьшим отклонением от исходного состояния.

Можно видеть, что базовые понятия описывают самые основные, известные из школьных учебников, свойства живой материи: избирательную поглощающую способность живого организма и сохранение постоянным своего химического состава.

Формой, в которой происходит увеличение своего присутствия на физиологическом уровне, является питание и внутриклеточный биосинтез. Внешней средой для организма, как некой биохимической структуры, естественно являются те химические вещества, с которыми организм непосредственно соприкасается. Исходным состоянием на этом уровне организации живого вещества стал ген, кодирующий и постоянство состава, и избирательность поглощения.

Следующим уровнем, на котором проявляется действие базовых понятий – это поведение. Поведение, как активное физическое взаимодействие со средой (в первую очередь целенаправленное передвижение), явилось своего рода революцией в развитии живой материи. Она стала возможна благодаря появлению гетеротрофных организмов. Вероятно, первые гетеротрофы достигали размеров, которые снижали их энергетическую эффективность. Организмам становилось выгоднее тратить энергию на перемещение, а не на рост.

Как для организма окружающей средой являются химические вещества, так для поведения окружающей средой является поведение других организмов (их действия), а также природные явления места обитания (которые также можно трактовать как поведение — поведение окружающей среды) – то есть то, что называется экосистемой.

Живой организм, поглощая химические вещества из окружающей среды, не меняет своего химического состава (за небольшие промежутки времени). Точно такая же закономерность есть и на уровне поведения. Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Когда волк охотится на овцу, поведение волка взаимодействует с поведением овцы (поведение волка догонять овцу, поведение овцы спасать свою жизнь). Убив овцу, поведение волка поглощает поведение овцы (у мертвой овцы никакого поведения нет). При этом волк остается самим собой, его поведение не включает элементы поведения овцы.

Из примера с волком видно, что увеличение своего присутствия на уровне поведения происходит путем совершения любых действий. Совершая действия, организм осваивает окружающую среду, делает ее особенности привычней и ближе к своей поведенческой структуре (подобно тому, как съеденная овца становится “ближе” организменной структуре и биохимическим характеристикам волка). Закрепляют результаты многократного повторения действия рефлексы.

Организм активно влияет на среду, стараясь, в идеале, изменить ее так, чтобы у него затрачивалось на жизнедеятельность как можно меньше энергии. Но, поскольку, в нормальных условиях энергия среды (и ее инерция, устойчивость) значительно выше, чем у организма, то для организма энергетически более выгодно (и единственно возможно) изменяться самому. Создается впечатление, что активную роль в данном случае играет среда, но это не так. Изменение организма происходи вследствие его действий (поведения), и, следовательно, является агрессией на уровне поведения.

Противоположенностью изменчивости, как известно, является наследственность. Именно благодаря ее механизмам закрепляются в виде инстинктов и действия самого организма и рефлексы (реакция на воздействия), т. е. достигаемые поведением состояния, становящиеся исходными для дальнейшего развития организмов. Таким образом, пара наследственность – изменчивость есть выражение базовых понятий агрессия страх на данном уровне организации живой материи.

При инстинктивном поведении информация, которой оперирует организм, очень слабо дифференцирована. Весь массив делится на вводную информацию и цель, которую пытаются достичь действием. Здесь вовсю господствует метод проб и ошибок (естественно всегда основанный на физических возможностях организма), с помощью которого вырабатываются рефлексы. О таком поведении правильно замечено, что оно лишено гибкости и способности быстро реагировать на резкие изменения условий. Вводные и цель всегда предложены в директивном порядке и когда информация разделяется только на них, то выбор пути очень энергозатратен (перебор способов достижения цели – есть совершение многих действий, требующих больших затрат энергии). При обусловленности поведения инстинктами, для преодоления этой не гибкости организмам нужно было найти механизм пересиливания, подавления диктата инстинктов. Когда информация более дискретна, то возможные пути могут быть представлены несколькими вариантами. Вариантом может быть даже и временный отказ от достижения цели. Важно, что при этом перебор вариантов “происходит в голове”, с несопоставимо меньшими энергетическими затратами.

Такой механизм проявился в виде следующего уровня организации живой материи. Мышление – выбор стратегии поведения, основанный на двух свойствах: способности преодолевать наследственность поведения (агрессия мышления – её условно можно назвать воля), т. е. ее реальное выражение – инстинкт, и противостоять изменчивости поведения (страх мышления – условно мораль). Для мышления окружающая среда представляется набором идей. Идея – это есть образ возможного. Например: упругая ветка, согнутая, а затем резко выпрямившаяся и отбросившая камешек, может содержать идею метательного орудия или шеста для прыжков в высоту. Естественно в экосистеме организм окружает множество идей, в том числе и позволяющих достигать одной и той же цели разными путями, а также и наоборот. Мышление, поглощая идеи, делает поступающую в организм информацию более подробной. Информация может делиться не только на вводные и цель, но и образовывать блок, включающий пути достижения цели. Мышление делает информацию более подробной, разделяя её наслова. Слово — это образы, определения, на которые мыслящее существо делит всю поступающую информацию. По аналогии со словом (в обычном понимании) – единицей речи, “слово” – также и единица мышления.

Вера – механизм сохранения исходного состояния мышления. Информация, которую организм усваивает (способен самостоятельно разделить на слова, кстати, не обязательно общепринятые), участвует в образовании того самого блока, включающего пути достижения цели. Для организма он становится исходным. Информация, которую данный организм сам не может разделить на слова, даже если она включает более эффективные пути достижения целей, отбрасывается, т. к. для выживания бесполезна. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в школе о тех предметах, которые особенно не даются для освоения, ученики говорят, что в будущей жизни они не понадобятся.

Выше говорилось, что, совершая акт агрессии, организм “выбирает” путь с наименьшим отклонением от исходного состояния. Достигнув уровня мышления, предки человека, реализуя этот принцип, стали использовать первые орудия. Они позволяли получать большие результаты при меньших затратах усилий. Но на первых порах орудия не были чем-то отдельным от экосистемы. Они представляли лишь предметами окружающей среды.

Мышление закрепляется в традиции – определенном наборе установок, которые сами по себе могут быть довольно скорпулезны. В силу того, что индивиды разные по своим возможностям, традиции могут быть для одних обременительными, а для других сдерживающими. Это преодолевается на уровне Общество, где индивиды действуют сообща (совершают групповую работу), но, разделяя функции, что “закрепляется” в организации – признании этого разделения. При этом снижаются издержки реализации интересов для различных членов общественной группы. Максимальной минимизации издержек удается достичь при выполнении управляющих функций.

Общество — уровень, который образуется для конкретного вида деятельности (труда). То есть для поглощения (освоения) конкретных навыков. Это могут быть, разумеется, не только производственные навыки (в смысле производство предметов), но и навыки использования этих предметов, навыки управления, развлечения, познания окружающего мира и т. д. Многократное использование навыка неразрывно связано с углублением понимания сути задействованных в нем физико-химических законов природы. То есть, накапливается знание.

Исходным состоянием общества является культура – степень организованности общества. Уровень доверия и связанности индивидов организацией, в частности, позволяет индивидам использовать ограниченное количество навыков без ущерба для своего выживания и делает возможным, например, достигать высокого уровня мастерства при производстве предметов материальной культуры.

Элементы окружающей среды, поглощаемые организмом в результате агрессии, могут служить мерой агрессии. Одновременно с этим, уже поглощенное одним организмом, для другого является внешней средой и тоже может быть поглощено. Организмы с высоким уровнем развития мышления способны использовать элементы природы в качестве эквивалента агрессии. Это наблюдается уже у животных (хищники, обезьяны). Таким образом, первым эквивалентом явилась пища. Наряду с применением орудий человек стал использовать получаемые с их помощью продукты, а, позднее, сами орудия в качестве эквивалента агрессии и страха. Индивид, отдающий эквивалент снижал агрессию берущего, т. к. тот “тратил ” ее на поглощение отдаваемого (это наблюдается и в природе: более слабое животное, отходя от добычи, вроде как, отдавая ее, избегает нападения).

В обществе, следовательно, эквивалент способен заменить групповую работуагрессию общества — и сдвинуть место владельца в организации (уменьшить его связанность организацией общей деятельности), не лишая его, однако, возможности пользоваться результатом этой деятельности.

Становится важным личное владение эквивалентом. Элементы окружающей среды (это может быть и пища, и предметы экосистемы (орудия), и идеи) становясь эквивалентом (приобретая свойства заменять агрессию) становятся собственностью. Механизмом удержания (усвоения) приобретенной эквивалентом агрессии (собственности) является власть.

Процесс превращения элементов окружающей среды в собственность есть экономическая деятельность. Если на других уровнях организации живого вещества бесконечное смещение поля агрессия-страх в сторону агрессии невозможно (нельзя, например, долго много есть, абсолютно не усваивая при этом питательные вещества), т. к. теряется устойчивость системы, то собственность как эквивалент может быть обменена на недостающий для равновесия страх. Хотя этот процесс тоже не бесконечен. Процесс обмена — это механизм сохранения исходного состояния на данном уровне — политическая деятельность. Внешняя среда уровня, из которой экономикой извлекается собственность, складывается в основном из материальных предметов. И хотя они не обязательно искусственного происхождения и не обязательно участвуют в производственных процессах, их условно можно назвать орудиями.

Последний выделенный уровень это уровень государство, исходные состояния которого фиксируются правом.

Все вышеизложенное можно свести в таблицу.

ОрганизмПоведениеМышлениеОбществоГосударство
агрессия-

страх

(матричные принципы)

поглощение- сохранениеизменчивость- наследственностьволя- моральгрупповая работа-организациясобственность- власть
увеличениесвоего

присутствия

(реализация матричных принципов)

питание- биосинтездействие- рефлексслово- вератруд- знаниеэкономика- политика
внешняя средахим. веществаэкосистемаидеинавыкиорудия
исходное состояниегенинстинкттрадициякультураправо

Естественно, что с переходом на новый уровень, живая система не перестает функционировать в рамках предыдущего. Более того, предшествующий уровень участвует в важнейшем преобразовании, обеспечивающем поступательное развитие живой системы на новом уровне. Последующий же уровень несет функцию “управления” предыдущим, для большей его эффективности. Поглощение действия происходит путем “затраты” другого действия с приложением энергии питательных веществ. Получение новой информации происходит от использования какой-то исходной и совершения на ее основе какого-либо действия (информация, обжигает или не обжигает огонь – есть входящая информация, разделенная на слова, чтобы сменить мнение о действии огня нужно подойти и коснуться пламени). Чтобы получить экономический результат нужно затратить определенные средства (собственность), используя некоторые навыки.

Когда производственные возможности человека были малы, а средства сообщения между сообществами слабо развиты, самым простым и удобным эквивалентом являлся сам работник. Это обстоятельство определило возникновение системы рабства и крепостной зависимости. Главным в них было владение рабочей силой.

По мере увеличения производительности труда и развития средств сообщения на первое место вышло владение не работником, а произведённой им продукцией. При дальнейшем развитии главным стало владение особым образом заверенной информации о праве на какую-либо собственность (эквивалент). Деньги в этом ряду занимают промежуточное положение, являясь с одной стороны товаром, а с другой – заверенной информацией о владении собственностью.

Эти этапы, в общем, соответствуют выделенным Марксом общественно-политическим формациям.

Формализация социального бытия человечества является крайне сложной (если вообще разрешимой) задачей из-за множества и случайности сопутствующих ему нюансов. Однако желание видеть обществоведение точной наукой, надежным инструментом, помогающим решать насущные проблемы человеческого общества, должно служить стимулом для исследователей, считающих работу над этой проблемой бесполезной. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что представленная выше система имеет некоторую элементарную математику. Хотя она и основана на допущениях, возможно, она имеет некоторый потенциал для развития.

Процесс поглощения элементов окружающей среды происходит с затратой энергии. Следовательно, он может быть описан с помощью уравнения баланса:

E-∂Е+E1=E+Δ Е или ΔЕ= (E1/∂ Е-1)* ∂Е,

где E – исходный уровень энергии; ∂Е – энергетические затраты организма на поглощение; E1 – энергия поглощённых элементов среды; Δ Е – энергетический выигрыш.

Если записать уравнение баланса в виде

ΔЕ = k * ∂Е, где

k = (E1/∂ Е-1),

то, хотя математически преобразование верно, получается, что ΔЕ прямо пропорционально издержкам, что противоречит наблюдаемому на практике. Но из уравнения также видно, что при возрастании издержек, в силу какой-то закономерности (математически выраженной тем, что ∂Е стоит в знаменателе), резко падает k. В таких условиях дальнейшее существование системы возможно, только если к ней применимо действие закона перехода количества в качество. Должны существовать механизмы, позволяющие снизить издержки, или сдержать их рост. Одним из таких механизмов может быть “разгрузка” системы за счет увеличения издержек в надсистеме, в которую рассматриваемая система входит как составная часть. В результате правая часть уравнения становиться

k * (∂Е+∂ x ),

где ∂ x – издержки в надсистеме. Для сохранения равенства, к левой части уравнения прибавляем k * ∂x. В итоге получается:

ΔЕ +k * ∂x = (k * ∂Е/∂x+ k)* ∂x.

Интересно было бы доказать, что в определённых случаях

ΔЕ +k * ∂x

может быть равно ΔX, а

k * ∂Е/∂x+ k = k2.

Тогда уравнение баланса для системы Е переходит в уравнение баланса для системы Х.

Можно привести несколько примеров, где хотелось бы получить результат этим методом. Например, есть регион, населенный определенной популяцией. Баланс для особей этой популяции будет равен энергии, которую они извлекают из добытой пищи минус энергетические затраты на ее собирание. Если в силу каких-либо причин издержки на добывание пищи начинают возрастать, то снизить эти издержки можно за счет увеличения издержек в балансе численности самой популяции, а именно: за счет убыли числа особей, в результате гибели или миграции. Таким образом, можно было бы перейти от энергетического баланса питания к демографическому балансу. Особенно интересно было бы использовать данный метод в социальных системах. Например, если принять за издержки переход членов какого-то сообщества из что-либо производящих в не производящие (обслуживающие, руководящие или нетрудоспособные), но требующие на себя затрат ресурсов, то можно предположить, что препятствовать этому процессу до бесконечности может рост уже экономических издержек.

Вероятнее всего преобразования уравнений баланса не получиться использовать без дополнительных коэффициентов. Такие коэффициенты можно найти только эмпирическим путем. Для этого нужен большой объем работ со статистическими материалами, возможно, какие-нибудь эксперименты. Самым же сложным вопросом является, то какие конкретно параметры использовать для формализации каждого уровня.

Идеальным результатом, в перспективе, было бы получение цепочек преобразований, от функционирования отдельных особей, до, возможно, функционирования государств.

Выше указывалось, что с переходом на новый уровень, живая система не перестает функционировать в рамках предыдущего. Если, для примера, рассмотреть получение новой информации (новых слов), то формально оно выглядит следующим образом: новая информация = исходная информация * действие (основанное на исходной информации). Записанное в таком виде уравнение становиться очень похоже на уравнение баланса:

ΔЕ = k * ∂Е, где

ΔЕ – занимает место полученного результата (в данном случае – новой информации), k – какое-то действие, а ∂Е – исходная информация.

Если предположить, что такое соотнесение элементов с переменными уравнения баланса корректно, то можно представить общий вид цепочки преобразований:

ΔГ = k * ∂О * ∂П * ∂М * ∂Об * ∂Г, где

ΔГ – энергетический выигрыш на уровне государство, k = (О1 / ∂ О – 1), ∂О, ∂П, ∂М, ∂Об, ∂Г – издержки, соответственно, на уровнях организм, поведение,мышление, общество, государство.

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>