Виртуальная реальность и одиночество

Что есть виртуальная реальность, какую роль она играет в современном мире – ответы на эти вопросы не так просты, как кажется на первый взгляд.

Virtual – наличный, имеющийся в распоряжении. Программист свободно оперирует понятием виртуальной машины. Это, в сущности, набор ресурсов, предоставляемых программисту определенной большой вычислительной средой. Эта виртуальная машина генерируется, примерно так же, как Солярис генерировал некую призрачную реальность, основанную на подсознании астронавтов.

Технический аспект виртуальной реальности стал частью нашей жизни. В развитых странах каждая семья имеет по 2-3 компютера, подсоединенных ко Всемирной Паутине. Виртуальная реальность изменила наш образ жизни. И дело не только и не столько в том, что мы тратим часть своего времени “путешествуя по киберпространству” – меняются наши психо-социологические установки и стереотипы.

Изменилась структура в извечной философской проблеме Я и Мир, Я и Другие. В системе Я и Мир индивидуум чувствует волю окружающего мира, стремящегося подавить волю человека и привести его в рамки определенных стандартов. Конфликтное восприятие человеком своей незначительности, называемое Сартром “невротическим восприятием”, приводит к развитию чувства потерянности, одиночества, безнадежности. Эти чувства усугубляются осознанием своей “заброшенности” (несколько неудачный перевод термина Мерло-Понти) – достаточно жесткой детерминации человека в определенном социальном слое. Это приводит к ослаблению социальных связей человека с Миром и росту психологической напряженности и разобщенности. Напряженность, называемая “экзистенциальным страхом”, широко используемым в философии и литературе. (См. напр. “Затворники Альтоны” Альбера Камю).

Основываясь на феноменологии Ясперса, экзистенциализм приходит к парадоксальному выводу – с развитием технических средств коммуникации, СМИ, чувство одиночества, потерянности еще больше усугубляется. Картину довершает осознание бессилия что-либо изменить в этом грустном мире.

Но вот, в жизнь человека врывается нечто механически-дружественное, на первый взгляд, неопасное, предоставляющее, пусть, даже, иллюзорную возможность реализовать себя, заявить о своем существовании и, пожалуй, главное, внушающее надежду на то, что кто-то в мире откликнется, узнает о тебе, выслушает тебя. И человек, полагая, что ему есть, что сказать людям, начинает творить – создает вебсайты, входит во всевозможные чат-румы, форумы, рассылает электронные письма, создает, если может, вирусы, как средство самовыражения. На экране терминала он видит отклик – кто-то спорит с ним, кто-то соглашается. Если реальный мир был глух к его призывам, то виртуальный мир дает ему возможность самореализации. Человек входит в виртуальный мир, творит в нем, заявляет о себе, пытается повысить свою значимость, осознать себя чем-то большим, чем песчинка в безбрежном человеческом море.. Он воображает себя Демиургом, творящим свой собственный Микрокосмос. Все больше людей чувствуют себя в киберпространстве более комфортно, чем в реальной жизни.

Наша психика постепенном меняется. В ней все больше места занимают образы и события виртуального мира, заставляя потесниться отражения реального мира.

Какова же природа виртуальной реальности? Мы живем в материальном мире, подчиненном некоей Логике Сущего, выраженной в физических закономерностях. Если экстрагировать эту Логику из материального мира и представить ее, как некую самодовлеющую сущность, то приходим к понятию Абсолютной Идеи в гегелевском понимании. В нашем мышлении мир Абсолютного Разума преобразуется в некие абстрактные модели и конструкции. На основании этих абстракций мы создаем свой собственный мир – во-первых, мир человеческих отношений, моральных норм и т.д., а во-вторых – технический мир, который, будучи создан, начинает существовать независимо от воли индивида. Таким образом, виртуальная реальность есть техническая реализация наших представлений об идеальном мире абстракций. Как известно, информация – нематериальная субстанция, материальны только ее носители. Отсюда вытекает, что построенная нами виртуальная реальность есть некий промежуточный объект между идеальным миром и воплощением, инобытием этого идеального мира – материальной средой. И, как любой промежуточный субстрат, виртуальная реальность обладает чертами своих “родителей” – с одной стороны она нематериальна, ибо это мир нематериальной информации, с другой стороны – виртуальная реальность материальна, ибо реализована она в материальных вычислительных средах и коммуникационных сетях. Таким образом, виртуальная реальность, однажды созданная, становится объективной реальностью, средой обитания виртуальных образов.

Итак, появление новой мировой сущности – виртуальной реальности, видимо, приведет к возникновению нового способа мышления, а, значит, и существования в трех мирах – идеальном, материальном и виртуальном.