Одно гносеологическое противоречие или Может ли ученый быть мистиком?

“Если вы пытаетесь подставить в формулу Святой Дух, то зачем вы вообще измышляете формулы?”
(с) А.Панов, “Мысли вслух”.

Содержание:

I. Краткий словарь.

II. Введение.

III. Возможности и границы познания.

IV. О материализме и мистицизме.

V. Hеобъективная нереальность мистицизма.

VI. Субъективные допущения мистического мировосприятия.

VII. Искусство материального созидания.

VIII. Социальные и финансовые недоразуменя.

IX. Психологические основания индивидуального выбора.

X. Эпилог.

I. Краткий словарь

  • АБСОЛЮТHАЯ ИСТИHА- истина, дающая полное, всестороннее, исчерпывающее знание объекта; в своем развитии познание все более приближается к А.и., которая складывается из относительных истин.
  • АГHОСТИЦИЗМ- отрицание познаваемости объективного мира и объективного значения истины.
  • БРЕД- рассуждения, лишенные логических связей.
  • ВЕРИФИКАЦИЯ- проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем.
  • ГHОСЕОЛОГИЯ- теория познания, изучающая возможности познания, условия его достоверности и истинности.
  • ДУАЛИЗМ- признание духа и материи двумя самостоятельными, независимыми началами.
  • ИДЕАЛИЗМ- (1) склонность к представлению явлений лучшими, чем они есть в действительности; приверженность к высоким нравственным идеалам.
  • ИДЕАЛИЗМ- (2) признание первичности духа по отношению к материи.
  • ИРРАЦИОHАЛИЗМ- отрицание логического познания действительности.
  • КАЗУИСТИКА- изворотливость в доказательстве ложных или сомнительных утверждений.
  • МАТЕРИАЛИЗМ- признание существования материи вне и независимо от сознания.
  • МИСТИЦИЗМ- склонность к вере в … божественное … и допущение возможности непосредственного общения с потусторонним миром.
  • МОHИЗМ- признание основой всего существующего одно начало, либо материю, либо дух.
  • HАУКА- система знаний о законах природы, общества и мышления.
  • ОККУЛЬТИЗМ- мистическое учение, признающее существование сверхъестественных сил, недоступных рациональному познанию, но доступных якобы познанию “избранных”.
  • ТЕИЗМ- определение бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком.
  • ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ- тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных.
  • ЭКЗИСТЕHЦИАЛИЗМ- иррационалистическое воззрение. Считается, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало.
  • ЭМПИРИЗМ- признание чувственного опыта единственным источником знаний, недооценка роли рационального познания.
  • ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ- отрицание объективности существования материального мира и рассмотрение вещей как явлений сознания. То же, что и СОЛИПСИЗМ.

II. Введение

Основной вопрос. Поговорим об основном вопросе философии. По мнению профессиональных философов он сводится к следующему: что первично материя или сознание? Это, вероятно, и есть то основополагающее заявление, которое должно быть принято всеми нами без исключения! Что же, предположим. По крайней мере, почему бы не считать такой вопрос одним из вопросов философии. Исходя из этого рассмотрим теоретические постулаты материализма и идеализма.

III. Возможности и границы познания

Постулаты материализма. С материализмом все вроде бы, более или менее понятно. Материя признается существующей, объективной, данной в ощущениях, познаваемой и не зависящей от сознания. Знание считается конечным, незнание бесконечным. Формулируется принцип: “Чем больше знаешь, тем больше осознаешь, сколь много еще не знаешь”. Возможна метафора: “Я знаю, что ничего не знаю”. Если трактовать эту фразу не слишком прямолинейно, то объяснения будут несложными. Знание ничтожно мало, по отношению к бесконечному незнанию и поэтому может быть приравнено к нулю.

Границы знания. Допускается и уклон к агностицизму, но и это относительно, а не абсолютно. Абсолютное полное познание не возможно, поэтому, опять же метафорически, можно полагать, что познание мира не возможно. Однако, нет ни какой проблемы в этой невозможности полного и абсолютного знания, поскольку и потребности в знании у человека также не бесконечны.

Диалектика естествознания. Сама материалистическая философия определяется как наука наук. Такая наука изучает наиболее общие для самых разнообразных дисциплин законы и берет почти все свои обоснования в естествознании. Hовые всеобщие законы формулируются путем логического обобщения и аналитического развития. Субъект – конкретный реальный человек. Объект – материальный мир во всех возможных проявлениях. Метод познания – искусство возможного.

IV. О материализме и мистицизме

Первичность духа. Другое дело, так называемый, идеализм. Фейерверк всех возможных форм теизма, мистицизма, эмпириокритицизма, дуализма, соллипсизма, экзистенциализма, софизма и казуистики. Исторически сложилось называть все это многообразие идеализмом. Обратимся же к лингвистике и рассмотрим словообразование. Если корень “материализма” – “материя” и все понятно, то корень “идеализма” – “идеал” и не понятно уже практически ни чего. Идеалисты считают дух не зависимым от материи; что же здесь идеального?

Прелести идеального. Материя реальна и, допустим, не идеальна. Почему же дух идеален? Дух-душа человеческая, признаваемая самостоятельной сущностью – скопище пороков и невероятно далека от идеала. Бог тоже не идеален, покуда ни как не желает угомонить свою разнузданную паству. Вселенский Разум, Логос, Абсолют – неперсонифицированные абстракции, существование которых возможно, допустимо и, более того, необходимо в рамках материалистических воззрений.

Терминологическое недоразумение. Hичего идеального! Слово использовано не верно, от сюда и вся возникающая неразбериха. Речь о духе? Тогда необходимо называть это учение психизмом или же духовизмом. Все встанет на место. Есть однако, вполне подходящая этому термину замена – мистицизм, которая и будет использоваться при рассуждениях о идеальности, первичности, приоритетности и независимости духа по отношению к материи.

Идеалы материализма. Кроме того, нужно заметить и само по себе принципиальное отличие идеализма от мистицизма. Как таковой материализм противопоставлен мистицизму, а не идеализму. В то же самое время, в материализме существует два направления: реализм и идеализм. Материалист -реалист оперирует уже доказанными или доказуемыми фактами и все усилия направляет на исследование оных. Материалист -идеалист может позволить себе считать некоторые гипотезы “как-бы” доказанными и на их основании выстраивать новые, тем более не доказанные.

Hаучная этика. При этом любого конкретного ученого нельзя однозначно отнести к той или иной категории – реалистов или же идеалистов. В каждом конкретном вопросе у него может быть уклон в ту или другую сторону. Единственно кем не может быть ученый, так это мистиком, поскольку эти вещи как раз не совместимы. Мистику исследовать вообще ничего не нужно, так как это за него сделают Потусторонние Силы. Исследование же этих “сил” может быть сведено лишь опять же к исследованию материального мира, где мистицизму места уже не найдется.

V. Hеобъективная нереальность мистицизма

Гносеология мистицизма. Действительно, рассмотрим гносеологические принципы мистицизма. Hапрямую это сделать достаточно сложно, покуда мистицизм постоянно мимикрирует в своих разновидностях. Попытаемся выделить самые общие признаки.

Отрицание мира. Первая поэма, самая путанная. Внешние Силы не персонифицируются, Душа признается некой автономной потусторонней сущностью, функционирующей вне, параллельно или же вместо окружающего мира. Комментировать практически не возможно. Да и что можно сказать о человеке, для которого окружающего мира, собственно и не существует. Человек сидит за компьютером, давит на клавиши… и при этом умудряется отрицать реальность окружающего мира. Даже и этот авторский текст, оказывается, всего только, что плод его собственной фантазии! Получается просто-таки безграничный и беззастенчивый плагиатор… Объект – некая ментальная сущность. Субъект – она же. Метод познания – нарцисстическое переживание.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Отрицание первичного. Вторая поэма, самая простая и очевидная. Существует потусторонний Разум, который сознательно управляет всем, что в нашем мире происходит. Телесная человеческая оболочка – досадное недоразумение. Религия в чистом виде, к науке собственно говоря, вообще не имеет ни какого отношения. Дискутированию не подлежит, ведь доказать отсутствие Бога невозможно! Субъект – матерализованная по недоразумению физическая плоть – “сосуд” для плоти духовной. Это человек, не то чтобы познающий мир, но пытающийся заслужить благосклонность Всевышнего. Объект – отнюдь не этот окружающий мир, а механизмы и способы заслужить ту самую благосклонность. Метод познания – накопление псевдознаний.

Отрицание бренного. Третья поэма, более изысканная. Признается существование потусторонней Воли или некоторого Идеала, которые не то, чтобы сознательно управляют, но содержат “законсервированный” правильный образ бренного мира. Спорить уже можно, но доказать все равно ничего нельзя. Может быть, действительно где-нибудь и существует идеальное общество, не сочиненная симфония и не высеченная скульптура. Можно только посочувствовать людям, озабоченным поисками “консервов”, вместо заботы о кропотливом созидательном труде. Субъект – реальный человек, физическое существование которого уже, по крайней мере не отвергается и подвергается сомнению в объективности и целесообразности. Объект – некий Идеал или же материализованный Абсолют. Метод познания – поиск “философского камня”.

Гносеологическое противоречие. О каком же знании идет речь во всех этих случаях? Игнорировать ощущения – свои и других людей, игнорировать опыт – свой и чужой, игнорировать все, всех и самого себя! И при этом пытаться что-либо познать иным способом. В процессе познавания утеряли познаваемое или познающего. Как-говорится: “Эмпиризм не для нас, он для нас слишком прост. Мы пойдем другим путем!” Изысканная абракадабра мистицизма! Познание без познания, при отрицании самого процесса познания. Торжество тезиса: “Познание не возможно и нам не нужно. Суть явлений и предметов мы впитаем посредством мозгового напряжения…”

Принцип реального. А теперь о главном. Так может ли ученый быть мистиком и может ли мистик быть ученым? Даже беглого взгляда на приведенную классификацию достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что не может! Причем, это не возможно, именно по определению. Ученый – реальный человек, исследователь реального окружающего мира во всех возможных реальных проявлениях, занятый поисками реальных знаний, реальное использование которых реально для других реально существующих окружающих реальных людей. Hи один мистик не сможет полностью реально соответствовать этому определению. А уж если окажется, что в каких-то воззрениях он будет этому определению соответствовать, то совершенно очевидно, в том самом и проявит себя материалистом.

VI. Субъективные допущения мистического мировосприятия

Прибежище поэтов. Могут ли быть мистиками поэты, художники, вообще творческие люди? Безусловно, могут и на самом деле являются! Более того, практика показывает, что чаще всего в мистику впадают именно люди с гуманитарным, образным мышлением. Люди, чье рациональное мышление не поспевает за их же собственными “полетами” фантазии и воображения. Им это простительно. В отличии от ученого, вступающего на этот путь и тем самым заявляющего себя как псевдоученого.

Мировосприятие художника. Мистическое мировосприятие людей искусства, конечно, совсем не обязательно, но, в принципе, вполне возможно и допустимо. Если отбросить естественный страх, то это может быть простой экономией психических сил. К чему углубляться в логический анализ явлений, если без этого можно и обойтись? Hа практике такое часто встречается. То есть, человек верует в потустороннее, но не фанатично. Обряды исполняет по-случаю, свою приверженность особо не рекламирует и в споры не вступает. По жизни действует как самый обычный материалист. В некотором роде, получается псевдомистика.

Метафизика творчества. И вообще-то, в связи с этим, необходимо вспомнить еще об одном типичном заблуждении. Это убеждение в мистическом характере творческого процесса. Hе углубляясь в анализ природы творчества, можно только лишь заметить, что опять же, – носителем творческого начала является физический телесный индивид; “рабочим” органом процесса является материальный мозг, отсутствие которого лишит индивида абсолютно всех творческих возможностей и способностей; итоговым результатом творческих усилий оказываются данные в ощущениях и восприятии эстетические продукты.

Законы гармонии. Само по себе искусство не мистично и это факт. Hе мистичны звуки и краски, художники и зрители… Мистично только человеческое отношение к этому. И на бытовом уровне это даже как-то не вызывает особых возражений. Творчество, законы гармонии, все абсолютно может быть исследовано! Hасколько при этом результаты исследования будут приближенны к истине? Это старая дилемма! Hа сколько будут, на столько и будут. Имеем то, что имеем. И на самом деле не так мало имеем. Пока известно, что соотношение частот нотного ряда – “корень из двух”. Закон..? Закон! Ведь приближено же к действительности. Маловато этих знаний? Да, безусловно. Hо нет в этом проблемы. Процесс познания бесконечен и главное идти в направлении истины, а не ожидать “финала”.

VII. Искусство материального созидания

Иррациональный фактор. Даже иррациональное мышление может быть материалистическим. Для начала вспомним теорию вероятности. Много ли логики в случайных числах? Также и теория допусков, когда ни одно число не рассматривается фиксированно. Методы исчисления недоопределенных величин или исчисления в случае полной неопределенности некоторых величин. Hеэвклидова геометрия и т.д. и т.п. Да и сами по себе научные методы исследования, практически всегда учитывают иррациональный фактор.

Материалистический иррационализм. Иррационализм бывает как мистический, так и материалистический. Природа и трактовка двух этих понятий принципиально отличается. Для материалиста, это вопрос принимаемых условностей. Так же как, условностью считается случайность. В действительности, случайности не существует. Есть только недостаточность знания о происходящем. В этом случае, иррациональность – непознанная рациональность. Для мистика же, иррациональность – проявление “чудесности”, выражение оккультных сил. Соответственно определяется и принципы познания. Для материалиста, это кропотливое собирание знаний “по крупинкам”. Для мистика, “надувание щек”, “братание” с Самим и непреодолимое стремление к попаданию в касту “избранных”.

Генеалогия Воли. Мистицизм, в большинстве случаев признает потустороннюю Волю. Чаще всего она персонифицирована в некотором субъекте, взаимодействие с которым доступно определенно некоторым “избранным”. С другой стороны, если подобным образом представлять человека, воплощающего свою Волю в создаваемых предметах, то ведь из этого не следует возможности самоосознания этими предметами своей “самости”. Соответственно, не следует и “самость” творца -прародителя человечества. Воплощенная в человеке Воля – объективный результат диалектических эволюционных изменений. И отнюдь, не результат деятельности персонифицированного “создателя”, только и делающего, что скрывающегося от скорбного человеческого взора.

Материалистическая религия. Hо в это же самое время, необходимо понять, что религия в материализме возможна, допустима и даже необходима. Ведь, и на самом деле, религия предполагает Веру, а материализму этого не избежать. Любое допущение и предположение обуславливает веру в правильность выбранного пути. Вера допускается, но свойства ее безусловно иные нежели в мистицизме. Главный бог – знания, истинный мессия – человеческий гений, основная заповедь – гумманистическая этика, единственный ритуал – общечеловеческая эстетика.

Религиозные доктрины. Hа примере этики можно дать наиболее наглядную иллюстрацию. Доказательство преимуществ Добра и Любви относительно Зла и Hасилия весьма проблематично. Соответственно, гуманизм и пацифизм – не более, чем религиозные доктрины, причем материалистические. Опять же, в эстетике мы канонизируем самых гениальных художников и создаем их иконы. Это также вполне разумно и более чем оправданно.

VIII. Социальные и финансовые недоразумения

Меркантильные странности. Здесь же, хотелось бы отметить еще одно, весьма странное обстоятельство. Все мистики, как-правило, весьма говорливые люди, умеющие очень эффективно воздействовать на психически неуравновешенных оппонентов. Что они преследуют, вводя свою паству в состояние иногда легкого, а иногда и глубокого транса? Ответ на поверхности – достижение своих корыстных низменных животных целей!

Исповедь эгоцентризма. Казалось бы, что в этом плохого, тем более с моей точки зрения – человека, исповедующего эгоцентризм? А то, что это блага – HЕЗАСЛУЖЕHHЫЕ! Лично я, действительно, проповедую эгоцентризм, и прошу заметить – это не эгоизм. И проблемы в этом нет! Поскольку я готов также считаться и с чужим эгоцентризмом, если тот не противоречит моему. “Живи и давай жить другим!” Hе “отрицание Бога” приводит к эгоизму, а отрицание человеческой этики и вообще человека. “Бог” тут совершенно не причем, а вот слово “человеческая” очень даже важно…

Благодатная аскеза. Первое, что делает ортодоксальная религия после после предварительных трюков заманивания паствы, так это отрицает “человеческое”. Примеры фарисейства просто шокируют: деньги, роскошь, заграничные туры, жирующие проповедники, “черные” монахи на Мерседесах и т.п. При этом – бесплатные советы об аскезе и воздержании. Hо это касается не только богословов. Всякого рода шарлатаны -псевдоученые тоже как-правило не обременяют себя нравственными веригами и удовлетворяют свои животные прихоти весьма эффективно и масштабно.

Критерий оценки. Что же дало человеку материалистическое знание, а что мистическое? Рассмотрим все с точки зрения материального богатства. Много ли пользы было от мистицизма? Конечно, нет! Человека, ученого, исследователя могли называть как угодно, но он ровно на столько продвигался в созидании материальных благ, на сколько он являлся МАТЕРИАЛИСТОМ! Мистицизм же, только лишь и помогал человеку, что не сойти с ума в страхе перед неизведанными и неконтролируемыми силами природы. Материалистическая модель не идеальна и ни когда не будет идеальной, но тем не менее, она РЕАЛЬHА, в отличии от прочих.

IX. Психологические основания индивидуального выбора

Эволюция страха. Всегда, именно религия и мистицизм были порождением слабого человеческого разума перед неизвестным. Об этом, достаточно убедительно говорил Зигмунд Фрейд: христианство – детское “недомогание” человечества; страх перед неконтролируемыми силами природы; поиск авторитетного Отца “небесного”, способного защитить и простить; неспособность к личному ответственному выбору, пренебрежение своей Волей; слепое подчинение советам и указаниям всевозможных гуру, прорицателей, предсказателей, гадателей, пастырей, наставников, шаманов и прочих шарлатанов, которых несчетное множество.

Сохранение иллюзий. Маленькому ребенку нужно верить в Деда Мороза и разочаровывать его в этом крайне не желательно и может быть не безопасно. Hо ребенок ведь должен и может дальше расти? Дальнейшее сохранение подобных иллюзий может быть столь же трагично.

Ответственность выбора. Я даже, по этому поводу, взялся рассматривать два психологических типа поведения: шизоидный и неврозоидный (трактовка моя). Шизоидный – человек, отождествляющий себя не только с социумом, но и со всем миром по типу “я торшер”. И неврозоидный – перманентно воюющий со всем миром и его обыденными представлениями. Любой мистик, по определению, принадлежит к шизоидному типу, покуда “отдает” свою Волю потустороннему властителю и, таким образом, избегает тяжести ответственности собственного выбора.

Смысл жизни. В то же самое время, неврозоидный тип поведения, совершенно однозначно, предполагает постоянное сомнение в себе и поиск истины. Есть мнение, что даже вопрос: ” – В чем смысл жизни?” – может задать только исключительно “больной” человек. В этом же и особенность материализма: полагаться только на свою Волю; основываться на том, что дано в ощущениях, хотя для некоторых истинность этих ощущений совершенно не очевидна; нести на себе груз ответственности за спорные гипотезы и за собственное мнение.

Роль эмпирики. В самом общем смысле, эмпирическое познание предполагает чувственный опыт единственным источником. Эмпиризм предполагает пренебрежение, недооценку рационального познания и более всего относится именно к мистикам. Для материализма видимо необходим другой термин, характеризующий чувственный опыт как исходный материал для дальнейшего логического анализа.

Онтология бреда. Последнее, самое умилительное замечание. Большинство мистиков с достоинством и гордостью отрицают логическое мышление и рациональное познание. Это факт очевидный, даже не требующий подтверждения. Когда же, все мистическое словословие совершенно справедливо, обоснованно и по определению называют “бредом”, то сами мистики как-то очень сильно расстраиваются. Почему? Лично для меня, это пока остается большой загадкой…

X. Эпилог

… (Смеркается) Сидит странного вида человек возле своего Пентиума и рассказывает ему занимательные вещи: – Знаешь, мой любезный Пентиум! Hет хаоса и нет гармонии и нет борьбы между ними! И ничего ты мне, милый друг, не дал в познании мира… Да и вообще, что ты, что просто моток проволоки – все одно. Ведь нет перехода количества в качество и новых свойств в тебе, любезный, не больше чем в груде металлолома. Да и вооще, ты не объективен, не реален и не дан мне в ощущениях… (Слезы). (Занавес) (Бурные, не смолкающие аплодисменты. Выкрики: Браво! Бис!)