Бытие как действие

Пространство само по себе не определяет порядка расположения вещей, а время – последовательности течения событий. Сами вещи и события в своем осуществлении порождают пространственно-временную структуру мира (континуум). Как пространство и время, так и причина и следствие неотделимы от активного проявления вещей или действия и приобретают смысл в его осуществлении. Иными словами не действие совершается в пространстве и времени, в установленной а priori причинно-следственной связи, а пространство и время, причина и следствие рождаются в действии. Действие только тогда может состояться как действие, когда оно определяет структуру мира. Пока действие в себе, порядок мира остается неопределенным. Только завершенность действия, в противоположность традиционной философии, определяет характер пространственно-временных и причинно-следственных связей.

Наиболее ярко это проявляется в теории физики элементарных частиц. Незавершенность действия в этой области делает причинно-следственную зависимость неопределенной, пока нет результата, – нет пространства и времени. Например, если установлено, что нейтрино каждые полгода меняет свои свойства, то фиксация изменения этих свойств возможна по завершении действия. Только по завершении указанного периода, когда действие осуществилось, пространство и время выходят из небытия (как результат) и дают возможность фиксировать изменение свойств. Таким образом бытие раскрывается в действии, результат которого фиксируется нашим сознанием.

Поскольку пространство и время (континуум) не существуют сами по себе отдельно от действия, также и объект рождается в действии, является его продолжением, частью. Действительно, например, экономический объект не существует сам по себе, независимо от экономического действия. В действии объект находит сам себя, становится объектом. Говорить о том, что экономическая ситуация шире действия, шире возможностей субъекта, значит не найти объекта. В конечном итоге само действие будет утрачено, не реализовавшись в результате и не произведя (определив) конечной структуры причинно-следственной связи. Только в действии ситуация или объект находят свои границы.

В целом ценность всех вещей определяется в действии (обмене), где главная роль принадлежит ценности излишка, который является ключом обмена. Именно в действии вещи приобретают свою ценность а излишек свою. Пока действие не завершено, ценность не распределена между вещами и не определена причинно-следственная связь. Внутри действия ценность относительна и не завершена.

С этой точки зрения можно философски интерпретировать доход, органически предполагающего непрерывность действия. Действительно, доход дает то, что непрерывно и связано с другим, иными словами предполагает продолжение. Доход – не результат какого-то завершения, это часть предполагаемой незавершенности, ее условие. То, что заведомо завершено не имеет дохода. Хотя традиционно доход связывается с завершенностью (дела, цикла). Доход не выступает результатом, а заключен в самом действии, как способ его осуществления. Действие в своем продолжении порождает доход как условие своей непрерывности.

В области этики действие представляется как акт добра или добродетель. В этом отношении добро как цель неотделимо от добродетели. Действительно, добро это не объект или идеальное состояние, к которому нужно стремиться и направлять свои усилия. Действие в пользу добра и есть само добро. Добро рождается в акте добродетели и не существует само по себе в отрыве от акта добродетели. Не действие присутствует в исходном поле императива добра, но добро и зло заключены в самом действии и определяются его завершенностью. Действительно, целостная завершенность действия делает добро добром, а зло – злом.

Бахтин М. в своей работе “Философия поступка” противопоставляет поступок как часть мира и мир через поступок, или мир изнутри поступка. Т.е. в поступке как действии рождается мир в единстве его мотива и следствия. В объективированном сознании мотив поступка и его результаты оказываются разорванными, находятся в разных плоскостях. “Современный кризис в основе своей есть кризис современного поступка. Образовалась бездна между мотивом поступка и его продуктом. Но вследствие этого завял и продукт, оторванный от онтологических корней. Деньги могут стать мотивом поступка, строящего нравственную систему. Экономический материализм прав по отношению к настоящему моменту, но не потому, что мотивы поступка проникли во внутрь продукта, а, скорее, наоборот, продукт в своей значимости ограждается от поступка в его действительной мотивации. Но уже не изнутри продукта можно исправить дело, здесь не пробиться к поступку, а изнутри самого поступка” [1].

В этом отношении и свобода не предустановляет действие, а сама рождается в действии. Свобода это не движение от вещи в произвольном направлении, преодоление силы “притяжения” вещи. Такая свобода не имеет смысла. Истинная свобода не подразумевает полную потерю связи с вещью, а подразумевает занятие дополнительной противоположности. Свобода от одной стороны вещи возможна при возникновения органической связи с другими ее сторонами, открывающимися раньше или позже. Это и есть полная свобода, подразумевающая процесс (действие). Примитивное бегство не освобождает от вещи. Следовательно, такая свобода определяется действием, не разрывает его, но способствует целостному завершению в результате.

Вместе с этим действие первично и по отношению к оценке самого действия. Именно поэтому оценка не всегда вначале целостно представляет действие. Решение, мысль о действии не связано с самим действием. Когда оно совершается, то изменяет поле мнения. Когда действие совершено, стороны начинают думать о вещах по-другому, о вещах, которые были связаны с действием. Однако не действие протекает в поле оценки, а мысль о действии и оценка осуществляются в поле действия и зависят от его целостной завершенности.

Действительно, всякий поступок предварительно получает оценку. Однако сам процесс оценки изменяет существо поступка. Моральная оценка неразрывно связана с самим поступком и его последствиями. Предварительная моральная оценка положительная или отрицательная исключает полноту поступка, делает его невозможным, не таким. С одной стороны, – моральная оценка это часть поступка, с другой стороны, – его исключением. Произведя оценку, мы совершаем не то, что представлялось нам в этой оценке. Действуя в рамках сознания ситуации мы в конечном итоге получаем другое. Это есть “вещь в себе” всякого морального поступка. Существо поступка как бы уходит от человека и в оценке последствий изначальная установка не проявляет себя. Оценка действия не может существовать до действия и независимо от него, в противном случае оно будет лишено объективности. Объективность оценки реализуется в самом действии. [2]

Политическое движение порождает в себе своего лидера, но не лидер становится причиной движения. Движение и волнение народа это не средство выдвижения какого-либо политика. Последний является результатом этого движения, которое происходит само по себе и само в себе имеет ценность и смысл. В революции нет исходной цели и вообще революция не является средством достижения какой-либо цели. Цель рождается в самом процессе революции и является ее логическим завершением, воплощением начатого политического действия. Как было отмечено цель не существует отдельно от действия, но в действии рождается цель. Действие не достигает цели, а осуществляет ее, как добро не существует отдельно от добродетели. Постановка цели является не началом действия, как считается традиционно, а его завершением. Цель становится очевидной и реальной, когда действие уже исчерпало себя и идет к завершению.

Цель порождается самим действием, которое первично, а уже в нем находит свое осуществление конечный смысл как цель. Поэтому нет логики до действия, которой оно подчинялось бы как средство, действие целостно осуществляется само по себе и в нем рождается логика. Если политическое движение начато, то цель рождается только в его завершении. Например, в Югославии не Каштуница стал исходной причиной волнений, а напротив, волнение само по себе потребовало логического завершения в лице Каштуницы. Таким образом, он порожден самим движением масс. Завершение процесса всегда рождается в самом процессе. В этом отношении политическое движение несет в себе оценку своему лидеру, но не лидер движению.

Если война, согласно К. Клаузивицу выступает как продолжение политики другими средствами, то она является результатом, завершающим этапом политического действия. Дальнейшее насилие бессмысленно, когда завершено политическое действие. Каждое явление и каждый предмет дается сразу со своей причиной, он уже выходит из “потаенности” бытия и “схватывается” нашим сознанием со своей причиной. Без нее он не обладает нужной целостностью и остается незаметным для нас.

Таким образом, не бытие и его атрибуты предустановляют действие, а напротив, действие исходно предустановляет внутреннее тождество вещей и причинно-следственную связь событий. Бытие присутствует в действии, по целостному завершению которого в результате нам открывается структура мира, критерии добра и зла. Действие является не частью бытия, а самим бытием, способом осуществления бытия.

Сноски

[1] Бахтин М., “Философия поступка” / “Философия и жизнь”, № 6, 1990, с. 43.

[2] Если рассматривать теорию сновидений З.Фрейда, что следует заметить, что сновидение и толкование неразрывны в определении будущих событий. Неверно думать, что толкование с психологической стороны нейтрально. Оно также определяет будущую судьбу, дополняя сновидение. Смерть хлебодара из Библии предопределена не только самим сновидением, но и его толкованием.

Волгоградский государственный университет