<

Принцип Инь-Ян, Святая Троица, триада Гегеля и календарь Майя

Просмотров: 1396

1. Триада Гегеля

Принцип единения противоположностей, как фундаментальный принцип мироустройства, проходит основной линией во многих философских школах. Учение о двух началах, лежащих в основе всего сущего, идет от Анаксимандра Милетского, Парменида и Гераклита. Анаксимандр Милетский считал, что в основе мира лежит апейрон, вмещающий противоположности по типу светлого и темного, теплого и холодного. Чувственный мир Парменид трактовал как смешение противоположных начал – огня и земли, светлого и темного, горячего и холодного. По Гераклиту: «вечное становление» возможно как единство противоположностей. Пифагор также считал, что мир состоит из противоположностей. Согласно воззрениям Пифагора то, что приводит противоположности к единству и создает все в космосе, — есть гармония. У пифагорейцев гармония — есть согласие противоположностей и выступает как единство мужского и женского начал. Они считали, что гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. По Платону: истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. У Платона «третье есть единство обоих«. Идея единства противоположностей развивалась в 15 – 16 веках Николаем Кузанским и Дж. Бруно. При этом противоположности ими рассматривались не антагонистичными, а взаимодополнительными, то есть комплементарными. Дальнейшее развитие этот принцип мироустройства получил у Гегеля  – у него связь противоположностей и единого есть фундаментальная характеристика развития. Всякий процесс развития Гегель связывал с триадой: тезис – антитезис – синтез. Триада была предметом теоретического исследования еще у Платона. Плотин продолжил учение Платона о триаде. У Гегеля триада становится основным диалектическим принципом развития. Триада Гегеля схематично представлена на рис. 1.

Рис. 1. Триада Гегеля.
Рис. 1. Триада Гегеля.

Триада Гегеля олицетворяет то, что в сложном природном или социальном явлении следует искать тезис, антитезис и синтез. Важнейший признак триады Гегеля – это ее элементарность, а значит фундаментальность.2. Символ великого предела Тай Цзи и триада Гегеля.

Символ Великого Предела Тай Цзи (рис. 2) объединяет две противоположных, взаимодополняющих категории Инь и Ян в единое целое. Эта монада является дуальной. Считается, что этот символ отражает фундаментальный принцип мироустройства. Он отображает гармоническое единение противоположностей по типу темного и светлого, мужского и женского, (+) и (–). Основными признаками этого символа являются бинарность и зеркальная симметрия. Инь и Ян выражают идею универсального дуализма мира. Это два начала, выступающие всегда в парном сочетании. Этот символ воспринимается как эстетически совершенный образ.

Рис. 2. Символ Великого Предела Тай Цзи (Инь-Ян).
Рис. 2. Символ Великого Предела Тай Цзи.

Сравнивая графические изображения символа Тай Цзи и триады Гегеля, находим в них много общего. В первую очередь бросается в глаза симметрия, свойственная символу Тай Цзи и графическому изображению Триады Гегеля. Еще больше проявляется сходство в том, что в них выразительно представлено единство двух противоположных начал. Симметрия темного и светлого в символе Тай Цзи отображает противоположности по типу тезис-антитезис. Объединение Инь и Ян в круговой символ Тай Цзи есть то третье, чему аналогом выступает синтез в триаде Гегеля. В символе Тай Цзи, как и в триаде Гегеля, переплетены тройственность и парность.

Рассматривая в одном контексте триаду Гегеля и символ Тай Цзи, легко узнать в Инь и Ян тезис и антитезис, а в их объединении, в самом символе Тай Цзи, – гегелевский синтез (рис. 3).

Рис.3. Триада Инь–Ян–Тай цзи.
Рис.3. Триада Инь–Ян–Тай цзи.

Такое большое сходство символа Великого Предела Тай Цзи и триады Гегеля не случайно. Эти символы имеют одинаковые смысловые истоки и отражают фундаментальный принцип мироустройства. Таким образом, символика ИНЬ-ЯН показывает, что новое качество возникает при взаимодействии двух противоположностей по типу мужского и женского, тезиса и антитезиса. Развитие – как необратимый, направленный, закономерный процесс и сами участники процесса развития – противоположности, все это в образной форме присутствует как в символе Тай Цзи, так и в триаде Гегеля.

Многие ученые считают, что число «три» играет удивительную и таинственную роль в истории человеческой культуры. Практически у всех народов мира этому числу придается особое значение. Многие мыслители, например, Платон, Чжу–Си, Гегель, указывали на то, что за троичностью скрывается бинарность, что троичность и бинарность неразрывно связаны. В этом нетрудно убедиться, рассматривая графические начертания символа Тай Цзи и гегелевскую триаду. Символ Великого Предела Тай Цзи и триада Гегеля показывают, что в недрах тройственности скрыта фундаментальная бинарность, основанная на единении двух противоположностей. При этом третье не является самостоятельным и независимым, а есть результат взаимодействия двух первичных сущностей по типу мужское – женское, ИНЬ–ЯН, электрон–позитрон, плюс–минус, левое–правое, электричество–магнетизм, тезис–антитезис. Третье, выступая в качестве синтеза, вбирает в себя противоположности и представляет собой единство противоположностей. Графическое начертание триад внешне воспринимается тройкой, но содержание, представленное графикой, это есть одна фундаментальная ячейка, отображающая развитие, где есть участники процесса – пара противоположностей и результат процесса развития – синтез противоположностей. Триада отображает одну фундаментальную ячейку развития, поэтому к ней в полной мере подходит формулировка – «троица во единице». В фундаментальной триаде нельзя считать до трех, к ней неприменимы правила арифметики. В этом состоит сложность понимания триад, в этом вся кажущаяся их парадоксальность и вся таинственность логики троичности.

3. Фундаментальные траиды в физике

Если от философии перейти к физике, то мы снова увидим удивительное сходство с тем, что было изложено выше. В физике элементарных частиц известно уникальное явление, когда две абсолютно симметричные частицы – электрон и позитрон, вопреки ожидаемой аннигиляции, образуют новую частицу. Речь идет об образовании позитрония – первоатома вещественного мира. Позитроний образуется объединением электрона и позитрона, что схематично представлено на рис. 4.

Рис. 4. Образование позитрония из электрона и позитрона.
Рис. 4. Образование позитрония из электрона и позитрона.

Этот атом является абсолютно симметричным физическим объектом. На примере его возникновения в физике изучаются важнейшие виды симметрии – зарядовая симметрия (С–инвариантность) и зеркальная симметрия (Р –инвариантность). На примере взаимодействия этих элементарных частиц видно проявление того же гегелевского принципа единения противоположностей по принципу: тезис – антитезис – синтез.

Здесь также стоит обратить внимание на парадоксальную особенность триад. В них нельзя считать до трех. Арифметика к ним неприменима. Очевидно, природа устроена не по «арифметическим» законам, ее законы намного сложнее. В нашем примере, когда есть электрон и позитрон, то еще нет позитрония, когда есть позитроний, то уже нет электрона и позитрона. Физикам хорошо известно, что позитроний – есть новое вещественное образование. К нему не подходит принцип «состоять из…». Несмотря на то, что он образован электроном и позитроном, он не содержит внутри себя этих частиц. Энергия позитрония меньше суммы энергии частиц его образовавших – электрона и позитрона.

Сравнивая схему образования позитрония, триаду Гегеля и символ Тай Цзи,  видим, что тезису и антитезису, ИНЬ и ЯН легко ставятся в соответствие симметричные частицы микромира – электрон и позитрон. Левая и правая «половинки» в символе Тай Цзи адекватны двум «половинкам» целого – электрону и позитрону. Синтезу в триаде Гегеля, отображающей единение двух противоположностей, легко ставится в соответствие приведенное на схеме вещественное образование – позитроний.

Принцип, основанный на единении двух симметричных противоположных сущностей и образовании на их основе новой третьей сущности, должен стать основным методологическим принципом науки. В физике такой принцип не ограничивается взаимодействием электрона и позитрона. Точно такой же схемой можно представить не менее фундаментальный процесс, связанный с электромагнетизмом (рис.5). Максвелл открыл в 1864 году электромагнитное поле, которое тоже представляет собой единение двух составляющих – электрической и магнитной. И в этом случае схема полностью адекватна древнекитайской триаде, гегелевской триаде и триаде микромира.

Рис. 5. Электромагнитное поле, образованное электрической и магнитной составляющими.
Рис. 5. Электромагнитное поле, образованное электрической и магнитной составляющими.

Еще один пример можно привести из мира минералов. Принцип единения противоположностей можно продемонстрировать на примере процесса двойникования кристаллов, характерного для минерального мира. Структура двойниковых образований является зеркальным отражением атомной структуры материнского кристалла. Объединение зеркальных двойниковых образований, приводящее к появлению двойников, очень распространенное явление в Природе. Схема процесса двойникования кристаллов, приведенная на рис. 6, в точности соответствует триаде Гегеля и структуре символа Тай Цзи.

Рис. 6. Триадная схема образования двойников в кристаллах.
Рис. 6. Триадная схема образования двойников в кристаллах.

4. Триады в биологии и генетике

Показанные аналогии, относящиеся к триадам, не ограничиваются только физикой. В биологической эволюции точно по такой же триадной схеме происходит слияние мужской и женской половых клеток – гамет, в результате чего образуется – зигота, способная развиваться в новый организм. Зигота образована объединением полярных гамет, что схематично представлено на рис. 7. И здесь видим проявление того же принципа единения противоположностей по принципу: тезис–антитезис–синтез.

Рис. 7. Схема образования зиготы у растений, животных и человека.
Рис. 7. Схема образования зиготы у растений, животных и человека.

На примере из биологии снова подчеркнем парадоксальную особенность триад. В них нельзя считать до трех. Тройственность в триаде выступает не как три, а как целое. Здесь напрашивается аналогия с христианской Святой Троицей – «Троицей во единице», которая также неподвластна правилам арифметики. В нашем примере, когда есть гаметы, то еще нет зиготы, когда есть зигота, то уже нет гамет. Это означает, что такой триаде нельзя ставить в соответствие статический объект. Триада не относится к объектам, это – динамический принцип. Таким образом, несмотря на то, что в основе тройственности лежит фундаментальная бинарность, сама триада отображает динамический принцип. В этом отношении триада Гегеля наиболее выразительно отображает механизм развития и становление третьего признака из двух противоположностей.

В биологии это не единственный пример, когда динамику развития можно представить символом Инь Ян или гегелевской триадой тезис–антитезис–синтез. Точно по такой же схеме происходит редупликация – процесс самовоспроизведения, самокопирования нуклеиновых кислот (рис. 8).

Рис. 8. Триадная схема образования новых молекул при редупликации.
Рис. 8. Триадная схема образования новых молекул при редупликации.

В основе механизма редупликации лежит комплементарность. По Дж. Уотсону комплиментарность возможна, если молекулы имеют комплиментарные структуры, так что выступающая группа (или положительный заряд) на одной поверхности молекулы соответствует полости (или отрицательному заряду) на другой. Как видим, редупликации также присуща фундаментальная бинарность и в ней  участвуют молекулы, имеющие признаки тезиса и антитезиса, «плюса» и «минуса». И в этом случае схема полностью адекватна гегелевской триаде и символу Тай Цзи. Нельзя считать случайным тот факт, что комплиментарность, представленная фундаментальной триадой, по типу: тезис–антитезис–синтез, является единственным универсальным химическим механизмом матричного хранения и передачи генетической информации. Не случайно именно на этом фундаментальном принципе построены механизмы удвоения генетического материала.

5. Универсальный природный принцип

Вышеизложенное показывает, что единение двух симметричных противоположных сущностей и образование на их основе новой третьей сущности является основным принципом, которым пользуется Природа. Подтверждение этому можно наблюдать и на полевом уровне организации материи, и на уровне элементарных частиц, и в мире минералов, и на уровне живой природы, и даже в космосе, на примере двойных звезд и двойных галактик. На рис.9 показано, что этот принцип, построенный на логике троичности, охватывает все уровни организации материи от фундаментального физического поля и элементарных частиц до космических объектов Вселенной. Это не что иное как универсальный природный принцип организации материи.

Рис. 9. Универсальный природный принцип, построенный на логике троичности, единый для всех уровней организации материи.
Рис. 9. Универсальный природный принцип, построенный на логике троичности, единый для всех уровней организации материи.

6. Триада в математике и золотое сечение

В рассматриваемом контексте напрашивается пример из области математики, который касается теории числовых последовательностей. В математике хорошо известна последовательность, состоящая из чисел Фибоначчи, в которой каждый член последовательности образован суммой двух предыдущих членов последовательности (1,1,2,3,5,8…). Числовым инвариантом этой последовательности является золотая пропорция или знаменитое число Фидия (Ф=1,6180033…). С этим числом связана гармония, которая проявляется в природных явлениях и в шедеврах искусства. Первая тройка чисел Фибоначчи (триада: 1,1,2), в которой третье число представлено суммой двух предыдущих чисел (1+1=2), демонстрирует не что иное, как фундаментальную гармонию, содержащуюся в фундаментальной триаде.

Таким образом, просматривается непосредственная связь логики троичности с золотой пропорцией. Поскольку логика троичности является универсальным природным принципом, то совсем не удивительным является тот факт, что золотая пропорция так часто встречается в Природе. Это созвучно с утверждением пифагорейцев, что гармония является божественной и заключается в числовых отношениях.

7. Символ Тай Цзи, триада Гегеля и священный календарь Майя

Много общего с вышеизложенным можно найти в культурах и религиях разных народов. Обратимся, например, к культуре Майя. После себя народ Майя оставил величественные постройки, пирамиды, каменные храмы, что является доказательством высочайшего уровня развития этого народа. Кроме загадки возникновения величественных построек остается загадкой и календарь Майя – «цолькин«, привязанный почему-то к 260-дневному циклу. Этот ритуальный календарь не находит у исследователей уверенного астрономического обоснования. Он был построен совсем по иному принципу, чем все известные нам календари, но тем не менее, является самым точным. Корни этого календаря уходят в глубокую древность. Первые бесспорные свидетельства о календаре Майя встречаются в культуре ольмеков и относятся к 679 году до н.э. Прослеживается последовательность передачи календаря из одной части Мезоамерики в другую, от одного народа к другому, после чего он распространился на восток к Майя.

В книге Хосе Аргуэльеса «Фактор Майя: внетехнологический путь» приводится рисунок, нанесенный на Священный календарь (рис. 10). Магическую фигуру из 52 ячеек, вписанную в 260-ти клеточную матрицу Священного Календаря Майя, называют Ткацким Станком Майя или Конфигурацией Бинарного Триплета. Структура из 52 ячеек – есть «первичная резонансная структура, общая для всех процессов и систем». В ней двойственность и тройственность тесно переплетены между собой. Это графическое представление универсального космического кода. По словам Хосе Аргуэльеса эта структура из 52 ячеек «представляет собой голограмму основного принципа жизни Галактики». Нетрудно видеть, что эта фигура имеет много общего в своем изображении и с символом Великого Предела Тай Цзи, и с триадой Гегеля.

Рис. 10. Конфигурация Бинарного Триплета на майянском календаре цолькин.
Рис. 10. Конфигурация Бинарного Триплета на майянском календаре цолькин.

Философский принцип Инь–Ян получил большое распространение. На его основе построена китайская Книга Перемен, где использованы гексаграммы с применением Инь и Ян. Исследователи календаря Майя приводят следующий рисунок (рис. 11), на котором двойные временные циклы совмещены с гексаграммами Книги Перемен.

Рис. 11. Совмещенные с гексаграммами Книги Перемен двойные временные циклы календаря цолькин.

Рис. 11. Совмещенные с гексаграммами Книги Перемен двойные временные циклы календаря цолькин.

Не представляет труда увидеть в этом рисунке тезис, антитезис и синтез. Здесь слева и справа видны две зеркально-симметричные фигуры, которые образуют третью внутреннюю фигуру путем вхождения в нее двух зеркально–симметричных фигур как «половинок». Таким образом, видна большая общность, связывающая древнекитайский символ Инь-Ян, фундаментальные явления в физике и биологии, триаду Гегеля, триады в числовых последовательностях и даже Священный Календарь Майя.

8. Символ Тай Цзи, триада Гегеля и христианская Святая Троица

На протяжении двухтысячелетней истории христианства не утихают научные и богословские споры по поводу понимания Бога как «единой сущности в трех ипостасях Святой Троицы [9]. Святая Троица представлена в христианстве как Животворящая и Живоначальная. В научном сообществе возникло скептическое отношение к Святой Троице, при этом даже само понятие Троицы подвергается сомнению. Говорится о том, что человек не в состоянии представить себе единого Бога в трех ипостасях, что это не имеет смысла, что это «противоречит арифметике«. Как было показано выше, наиболее фундаментальные процессы из области физики и биологии, которые относятся к процессам развития, тоже «противоречат арифметике«, но Природа выбрала именно их. Смысл Святой Троицы оказался для логического способа мышления непреодолимым барьером.Но наиболее трудно поддаются традиционной логике такие качества Святой Троицы, как Ее неслиянность, нераздельность и единосущность.

Можно констатировать, что причиной, породившей скептическое отношение к Святой Троице, является то, что не все фундаментальные законы Природы открыты наукой, а открытые законы не в полной мере обобщены и не до конца поняты. Требует своего осознания в науке новая логика — логика троичности, которая, на наш взгляд, должна дополнить формальную логику. Наука еще не открыла фундаментальный принцип мироустройства, которым воспользовалась Природа. Наукой еще не открыта та логика, какой пользуется Природа. Для научного метода с его формальной логикой, логика Природы, как и логика Святой Троицы – парадоксальны. В рамках математической логики непонятно, как можно одновременно быть неслиянной и нераздельной. В рамках математической логики также непонятно как можно быть Троицей во Единице, т.е. единосущной. На примерах фундаментальных процессов из области физики, биологии и генетики видим, что Природе, напротив, понятно, что такое Троица во Единице и понятно как можно непротиворечиво быть неслиянной и нераздельной.

Для науки наступает золотое время, которое открывает путь постижения логики Природы и разработки на этой основе новой логики – логики троичности. Логика троичности хорошо сочетается с фрактальными алгоритмами построения структур. Геометрия Природы, по определению Бенуа Мандельброта – фрактальна. Фундаментальная триада тоже фрактальна. С раскрытием тайн Природы Святая Троица получит свое логически безупречное обоснование. Наука при этом сама обогатится новой методологией, основанной на логике троичности. В частности, гегелевская триада уже могут выступать как гносеологическое обоснование Святой Троицы.

В методологии научного познания триадам еще предстоит занять свое место в качестве универсального механизма, не противоречащего логике Природы. Аналогии, выявленные в философии, науке, мифологии и религии, уже позволяют логически непротиворечиво воспринимать то, что утверждается в христианском догмате, но для обычного понимания представляет чрезвычайно высокий барьер –это единосущность, неслиянность и нераздельность Святой Троицы. Если рассмотренные выше триады философии, физики, биологии, генетики сопоставить со Святой Троицей, то само понятие Святой Троицы и ее качественные признаки становятся логически безупречными. В свою очередь, особенности рассмотренных выше триад наиболее полно и содержательно представлены в христианской Святой Троице такими признаками как неслиянность, нераздельность и единосущность.

Как видим, тайна троичности пока еще недоступна для постижения средствами математической логики. Сформулируем в этой связи важные, на наш взгляд, утверждения:

  1. Логика троичности не распространяется на объекты, она применима лишь к их поведению, т.е. к динамическим процессам, к процессам развития;
  2. Процессы становления всех вещей и явлений в Природе происходят из фундаментального бинера, а их динамика реализуется в соответствии с логикой троичности.
  3. В недрах тройственности скрыта фундаментальная бинарность, основанная на единении двух противоположных начал;
  4. В качестве материальной основы мира выступает не элементарная частица, а фундаментальная бинарная сущность;
  5. В качестве алгоритмического базиса мироустройства выступает фрактальный алгоритм синтеза структур;
  6. В качестве логического базиса мироустройства Природа, очевидно, использовала логику троичности, весьма далекую от математической логики.

9. Фундаментальный принцип мироустройства

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что закон, зашифрованный  в триаде Гегеля, в календаре Майя, в Святой Троице и в символе Тай Цзи, относится к динамическим процессам развития и саморазвития. Действующими лицами этих процессов являются противоположности. Механизм реализации этого закона подчинен логике троичности. Противоположности по типу мужское–женское, электрон–позитрон, «плюс»–»минус», электричество–магнетизм в обобщенном представлении есть тезис и антитезис.

Подводя итог, можно сказать, что в  триаде Гегеля, в календаре Майя, в Святой Троице и в символе Тай Цзи зашифрован фундаментальный закон Природы, в соответствии с которым происходит развитие Вселенной и зарождение жизни. Их новое осмысление позволяет увидеть модель фундаментального принципа мироустройства. Логика троичности, которую раскрывают триада Гегеля, календарь Майя, Святая Троица, и символ Тай Цзи, способна  выступать в логики научного метода познания. Некоторая парадоксальность проявляется в том, что современная наука, на примере физики и биологии, только начинает подступаться к осознанию фундаментального закона мироустройства, а с древних времен к нам пришли христианская Святая Троица, Инь-Ян, календарь Майя, в которых этот фундаментальный закон является их главным содержанием.

Источники информации

  1. Беляев М.И. Календарь перемен (http://www.milogiya.narod.ru/triang22.htm).
  2. Юревич В.А. Календари центральной Америки (http://crydee.sai.msu.ru/Universe_and_us/4num/v4pap14.htm).
  3. Хосе Аргуэльес. Фактор Майя. М., София, 2002.
  4. Раушенбах Б.В. «Логика троичности». Вопросы философии. N3, 1993, с. 73 – 70.
  5. Косинов Н.В. Фракталы во внутренней структуре элементарных частиц. Физический вакуум и природа, N3/2000, с. 98 – 110.
  6. В. Марусич. «Календарь перемен», София, ИД «Гелиос», 2002.
  7. B.Mandelbrot. The Fractal Geometry of Nature, San Francisco: Freeman, 1982.
  8. А.Скляров. Компьютер древнего Китая (http://piramyd.express.ru/disput/sklyarov/ICHZIN/text.htm).
  9. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260018.htm.
Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>