ХУАН КАРРЕНЬО ДЕ МИРАНДА – Портрет молодого человека

Портрет молодого человека

ХУАН КАРРЕНЬО ДЕ МИРАНДА
(1614, Авилес – 1685, Мадрид)

Портрет молодого человека

Холст, масло, 78,5 х 61 см.

Приобретена в 1908 году из собрания Г. Хошека фон Мюльхейма в Праге. Возможно, тождественна с проданным на аукционе как работа Карреньо «Портретом молодого человека», который в 1838 году был выставлен в Галерее испанской живописи французского короля Луи-Филиппа (№ 41) и по размерам почти в точности совпадает с размерами будапештской картины (См.: Notice des tableaux de la Galerie Espagnole exposes dans les salles du Musee Royal au Louvre. Paris, 1838. Размеры: 78 x 62 cm).

Выставки: «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, № 8; «Испанские мастера XVI-XIX веков», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969, № 14.

Впервые эту картину определил как произведение Карреньо автор каталога известной пражской коллекции В. Мартин. В дальнейшем правильность этой атрибуции не подвергалась сомнению. Однако Мартин ошибался, считая, что на картине изображен король Испании Карл II; во-первых, Карл II, как известно, был блондин, а во-вторых, даже самые идеализированные изображения не могли полностью затушевать на лице короля признаков слабоумия.

Хуан Карреньо де Миранда происходил из дворянской семьи; на формирование его творчества оказали влияние, наряду с испанскими мастерами, Рубенс и А. ван Дейк. Естественно, что особый интерес он проявил к портретам ведущего мастера мадридской школы – Диего Веласкеса, но становлению его индивидуального стиля способствовало и изучение полотен венецианских и фламандских художников, находившихся в королевских собраниях. В 1669 году Карреньо получил звание придворного живописца, с 1671 года был главным живописцем короля. Особенно благоволили к нему вдовствующая королева Марианна Австрийская и ее сын Карл II. Это обстоятельство послужило для В. Мартина одной из причин посчитать изображение молодого человека с нездоровым цветом лица, с толстыми губами и расширяющимся книзу носом портретом короля. В лице молодого человека действительно можно обнаружить черты, несколько напоминающие габсбургские; возможно, это родственник правящего дома, но также возможно, что перед нами просто изображение молодого рыцаря, с высокомерным равнодушием взирающего своими темными глазами на зрителя.