ХОСЕ АНТОЛИНЕС – Святая Роза Лимская перед мадонной

ХОСЕ АНТОЛИНЕС
(1635, Мадрид – 1675, Мадрид)

Св. Роза Лимская перед мадонной

Холст, масло, 206 х 158,5 см.

Из собрания Эстерхази. В 1821 году была инвентаризована как произведение Николаса де Вильясиаса; предполагалось, что на ней изображена не Роза Лимская, а св. Тереса. Выставки: «Мурильо и его современники», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1968, Каталог, стр. 9.

Имя Антолинеса впервые было упомянуто в связи с этой крупноформатной композицией в труде А. Веруете, посвященном мадридской школе живописи. Эта атрибуция получила в искусствоведческой литературе быстрое распространение. На репродуцируемой типично алтарной картине увековечена первая «колониальная» святая, монахиня из Лимы, которую обычно изображали с мадонной, с младенцем Христом и с венками из роз. Заметно, что художник в своей работе приспособлялся к требованиям мадридских церквей и монастырей. В картине чувствуется влияние искусства Мурильо. Она явно предназначалась для такого места, которое посещалось верующими из простого народа. Св. Роза Лимская (1586-1617), индианка по происхождению, была членом третьего ордена доминиканцев. Канонизирована в 1673 году. Происхождение ее постоянных атрибутов – роз – объясняется легендой, согласно которой при жизни она носила на голове терновый венец, и на этом венце однажды раскрылись розы.